Виктория Татур // Формаслов
Виктория Татур // Формаслов

Там шумит грецкий орех и стрекочут цикады. Там в вечерних сумерках кажется, что во-о-о-н за тем холмом волнуется море. Там в беседке, освещенной бамбуковыми колпачками, звучит гитара и звенят возбужденные голоса молодых литераторов. Это все о Липецке, волшебном городке с фонтанами, петляющими дорогами с бесконечным круговым движением и мистическими переулками.

Именно здесь, в Липецке, родилась литературная премия имени Александра Левитова. Ее идейным вдохновителем и основным организатором стала писательница Анна Харланова. Маленькой девочкой прогуливаясь по улице Левитова в селе Добром, откуда родом и сам писатель, Харланова и мечтать не могла, что однажды воплотит в жизнь столь грандиозное начинание. Намерение стало реальностью в том числе и благодаря сплоченной команде в лице Алены Воробьевой, Алены Алексеевой и Романа Богословского.

В первый (а точнее в «нулевой») день фестиваля в Липецк из разных уголков страны начали съезжаться литераторы, вошедшие в шорт-лист премии. В селе Добром была заложена аллея имени Александра Левитова, а вечером в библиотеке прошла творческая встреча с уважаемыми и уже горячо любимыми ценителями современной литературы членами жюри: Ниной Александровной Ягодинцевой, Женей Декиной, Анной Маркиной и Андреем Тимофеевым.

Казалось удивительным, что каждая деталь, каждая мелочь была тщательно продумана: от номеров в гостинице в стиле старинных английских особняков и огромных обеденных порций до каждой минуты досуга участников — экскурсия по городу, открытые микрофоны, интересные, порой свободно-ироничные лекции.

Экскурсия по Липецку // Формаслов
Экскурсия по Липецку // Формаслов

И даже Александр Пономарев, липецкий поэт, казалось, действовал по заранее продуманному сценарию, обещая провести нас по вечернему городу от библиотеки до гостиницы за семь минут. «Вот памятник Петру со стаканом, вот революционер с полотенцем с пляжа возвращается, — шутил Александр, — а вот кафе «Толстой». Здесь все близко, не заблудитесь». И словно по волшебству мы очутились у каменных узких ступеней, ведущих в неизбывную темноту, где ноги царапали кусты ежевики, а асфальтированная городская дорога превратилась в песчаную тропу с острыми камнями. И вновь мы проходили вдоль кафе «Толстой» и памятника революционеру. И нам все чудилось, что липецкий леший-хулиган водит нас кругами и тихонько смеется в кулак.

Мистический «нулевой» день завершился за сдвинутыми столиками на террасе гостиницы под залихватские истории Жени Декиной и рассыпающийся, словно ягоды по брусчатке, смех молодых прозаиков и поэтов.

Утром одиннадцатого сентября состоялось торжественное открытие фестиваля. Тогда же был проведен круглый стол, модерируемый Романом Богословским, о том, для кого мы пишем — с попутным составлением портрета современного читателя интеллектуальной прозы.

А затем в уютных беседках на открытом воздухе прошли обучающие семинары. Секцией поэзии руководили Н. Ягодинцева, Ю. Татаренко, А. Маркина, М. Знобищева, Б. Кутенков, П. Жуков. В прозе мастерами выступили Е. Декина, А. Тимофеев, С. Милютинская. Пожалуй, это были самые свободные и открытые обсуждения на моей памяти. Вдумчивые, ироничные, с поиском новых поворотов сюжета и путей развития. Время будто замерло, давая возможность целиком погрузиться в текст и бродить там, в поисках новых смыслов, и, наконец, отыскать себя настоящего.

Семинар прозаиков // Формаслов
Семинар прозаиков // Формаслов

В неспешном, но эмоциональном обсуждении произведений незаметно наступил вечер. И в летней беседке, возвышающейся над гостиницей, зажглись бамбуковые фонарики, осветив лица чуть уставших, но жаждущих продолжить знакомство и общение молодых литераторов. На импровизированной сцене появилась Алена Алексеева с загадочной папкой в руках. Из этой папки каждый участник наугад вытаскивал белый лист, на котором с обратной стороны проступал текст, присланный на обсуждение, и зачитывал строчки со свойственной только ему интонацией.  Зазвучали и нежные, и томные, и взбудораженные, и патетичные голоса. Строчки о деревне, о городской жизни, о природе и о плотской любви лились с импровизированных подмостков, вызывая искренние аплодисменты слушателей. И каждому было невероятно интересно услышать свое произведение из уст другого литератора. В качестве приза за лучшее прочтение участников чтений ждал торт с кремово-ореховой начинкой. Словно из ниоткуда возник неподкупный Юрий Татаренко, подсчитывающий баллы при голосовании, и не было никакой возможности ему подмигнуть и заработать лишний голос. В атмосфере дружелюбия и таинственной сплоченности победитель, Роберт Егоров, разделил торт между всеми присутствующими.

А между тем под гитарные переборы, сменяющие друг друга голоса Андрея Тимофеева и Михаила Калашникова и робкие попытки цикад подпеть им на город опустилась ночь.

На следующий день солнце, еще ворочаясь в облаках и потягиваясь за макушками деревьев, наблюдало, как в беседках снова собрались литераторы, чтобы обсудить произведения друг друга. Неспешно наступал последний день фестиваля.

Церемония награждения. Фото с шорт-листерами // Формаслов
Церемония награждения. Фото с шорт-листерами // Формаслов

Время, которое потребовалось мастерам для подведения итогов, для других участников «ЛевитовФЕСТА» даром не пропало — в библиотеке прошло награждение финалистов конкурса буктрейлеров «Левитов. Новый формат». Конкурс буктрейлеров изрядно удивил зрителей кинематографическими находками, свежим прочтением произведений русского классика. Победителем стал Назар Силеров из Новосибирска, получивший приз в размере десяти тысяч рублей.

Члены жюри премии им. Левитова // Формаслов
Члены жюри премии им. Левитова // Формаслов

Пока конкурсанты дожидались вручения заслуженных дипломов, в стенах библиотеки прошли лекции членов жюри. Нина Александровна Ягодинцева прочла ставшую уже популярной лекцию о принципах безопасности творческого развития. Анна Маркина давала дельные и порой обескураживающие советы о том, как правильно подготовить рукопись в журнал или издательство. Женя Декина ярко и образно рассуждала о сюжетосложении. Андрей Тимофеев со свойственной ему страстью говорил о современной молодой прозе. А Борис Кутенков представил книгу Людмилы Вязмитиновой «Тексты в периодике. 1998-2015».

Анна Долгарева — победительница в поэтический номинации // Формаслов
Анна Долгарева — победительница в поэтический номинации от 19 до 40 // Формаслов

Наконец подошло время награждения. Софиты, вспышки фотокамер, вручение дипломов финалистам, звучат все новые фамилии. И-и-и, барабанная дробь, названы имена победителей: Ольга Фатеева (г. Москва, проза 40+), Анна Долгарева (г. Москва, поэзия 18-40), Александра Яковлева (г. Омск, проза 18-40), Максим Жуков (г. Евпатория, поэзия 40+). Триумфаторы премии Левитова получили призы в размере двадцати пяти тысяч рублей.

Ольга Фатеева — победительница в номинации «Проза. 40+» // Формаслов
Ольга Фатеева — победительница в номинации «Проза. 40+» // Формаслов

Последний день фестиваля завершился творческим вечером, где приняли участие авторы, вошедшие в шорт-лист, и липецкие поэты.

В сумерках гости начали разъезжаться, и нас осталось пятеро. Мы сидели на освещенной фонарями террасе гостиницы, а за нашими спинами сгущалась темнота. Завернутые в пледы, мы говорили о литературе, шутили и немного грустили: волшебство рассеивалось, и впереди ждала дорога домой.

Анна Харланова признавалась, что для нее состоявшийся «ЛевитовФЕСТ» — это настоящая мистика. То ли звезды идеально сошлись, то ли еще какие-то высшие силы сделали так, что все получилось и сбылось. А я от себя добавлю, что сбылось, наверное, даже больше, чем задумывалось.

 

Виктория Татур – редактор и автор колонки ("Формаслов"), детский писатель. Родилась в Ташкенте. Окончила РГПУ им. А. И. Герцена (филологический факультет). Выпускница литературных курсов “Мастер текста”. Победительница конкурса “Первая книга”. Дважды победительница литературных конкурсов Михайловского заповедника им. А. С. Пушкина (2017, 2018 г.г.). Участница литературных семинаров, в том числе и Всероссийской школы писательского мастерства фонда СЭИП. Публиковалась в сборниках” Валины сказки” (2017 г.), “О бабушках и дедушках” (2018 г.), в журналах “Брайлинка” и “Литературный маяк”.