Прекрасен был гостиничный комплекс «Абрамцево» (что в деревне Жучки, в полусотне километров от МКАД по Ярославскому шоссе) с 15 по 19 декабря 2021 года. Территорию комплекса с полуразрушенным административным зданием, главным корпусом, несколькими жилыми домишками и двумя подъездными аллеями, обсаженными высокими деревьями, занесло снегом, но температура воздуха держалась около нуля, так что можно было любоваться редкими скромными снегопадами, сумеречным разгоранием синевы и бродить не покрывая головы. По утрам вспыхивала белизна, а дорожки и спуски оказывались присыпаны песком (из тут же брошенной тачки). Однажды здесь видели не вполне вылинявшую белку.
В течение пяти дней в этих декорациях проходили семинары Союза писателей Москвы. Они не настолько масштабны, как небезызвестные «Липки», но тоже примечательны по составу руководителей мастер-классов: Александр Переверзин, Павел Крючков, Елена Лапшина (поэтический семинар), Елена Исаева, Анна Аркатова, Евгения Коробкова (поэтический семинар № 2), Евгений Попов, Михаил Гундарин, Екатерина Федорчук (прозаический семинар), Дмитрий Бак, Елена Сафронова (критический семинар), Александр Железцов, Анна Гейжан (драматургия), Валерий Модестов, Сергей Дмитренко (художественный перевод). А собрали организаторы участников из разных уголков России и даже зарубежья.
В самой семинарской работе нет ничего необычного или нового: отчасти это даже рутинный разбор произведений, предполагающий обратную связь, получив которую автор впоследствии растёт над собой. Во времена QR-кодов, новых штаммов и потенциальных штрафов расплодилось огромное число подобных мероприятий онлайн. Очные встречи тем и ценны, что отдельную локацию превращают если не в сказку, то в заповедное пространство, где пишущие обретают идеальную свободу, к чему в своём творчестве, быть может, всегда и стремятся, — и прекрасные виды Абрамцева как нельзя лучше этому способствуют.
Участники и руководители семинаров проживали в домиках и шале. А в главном корпусе, куда, в конечном счёте, все и стремились с самого утра, проходили завтраки, обеды и ужины, а с восьми часов начинал работать бассейн (синяя вода, терракотовые стены с панорамными окнами), оснащённый также джакузи и сауной: идеально для физической активности, после которой, в часы разборов рукописей, можно напрягать силы интеллектуальные.
Обязательная программа дополнялась лекциями и выступлениями. Ведущие поэтических мастер-классов читали свои стихи, кто с охотой, а кто и по мягкому принуждению поэта и организатора Элины Суховой.
Павел Крючков представил программу «Живые голоса» — аудиозаписи, позволяющие услышать, как читали стихи великие русские поэты XX века. Дважды в течение 2021 года Павел Михайлович с «Живыми голосами» должен был быть на Форуме молодых писателей Фонда СЭИП, проходившем в Звенигороде, и дважды его выступление срывалось из-за болезни. Но Бог, как известно, любит троицу, и на этот раз ничто не помешало, хоть и в рамках иного мероприятия.
Виктор Куллэ прочитал лекцию о переводе, а Игорь Волгин рассказал о литературной учёбе и истории поэтических студий, в том числе и собственной студии «Луч», существующей уже более полувека.
В один из дней состоялась игра для участников: произвольно разбившись на команды по пять-шесть человек, они выполняли задания, предполагавшие определённый юмористический уклон, — этакий КВН местного разлива. Изначально вместо этого все ждали поэтический слэм, который, впрочем, и был проведён следующим вечером Константином Комаровым и Ксенией Аксёновой.
Завершалась официальная программа, уличные фонари начинали причудливо освещать слепленных снеговиков (кто-то даже специально купил в ближайшей «Пятёрочке» морковку) и наступало свободное время, когда все могли собираться компаниями там и сям, чтобы говорить «о Шиллере, о славе, о любви». Разговоры эти, к сожалению или к счастью, не поддаются воспроизведению без того, чтобы не была утрачена атмосфера. Среди снежных пейзажей кулуарное общение, пожалуй, даёт не меньше, чем регламентированная учёба.
Хотелось бы избежать громких слов, но всё происходившее в эти пять дней действительно оказалось не просто человеческим взаимодействием и единением современников, но и связью творческих поколений, подключением к большой традиции. А она, конечно, требует непременного продолжения, как бы нынешнее время ни представлялось неподходящим для всего литературного.
Михаил Рантович
Михаил Рантович, родился в 1985 г. в Кемерове. Публиковался в журналах «Интерпоэзия», «Крещатик», «Новый берег», «Урал», интернет-журналах «Формаслов», «Реч#порт», на портале «Textura».