Искусствовед Дарья Тоцкая // Формаслов
Дарья Тоцкая. Журнал “Формаслов”
Искусствовед Дарья Тоцкая в первом материале из цикла статей «Понимая современное искусство» рассказывает о творческом методе Уильяма Тёрнера и об абстракции в целом

Непонимание ведет к отчужденности. Если переложить известную истину на ситуацию вокруг современного искусства, то станет ясно, откуда растут корни осуждения и даже ненависти к нему. Поэтому мы поставили себе задачу рассказать о contemporary art в цикле статей «Понимая современное искусство». Первый материал – об абстракции.

Чтобы понять абстрактное искусство, следует обратиться к философии. Эта наука объясняет цель абстрагирования: отсечь все ненужное, лишнее, несущественное в процессе поиска истины. Таким образом, цель абстрактного искусства – поделиться со зрителем некими эмоциональными состояниями и переживаниями, удерживая его от пересчета нарисованных листочков. Внешние формы реального мира абстрактному искусству не интересны, ему интересна эмоциональная суть, которую оно и стремится передать.

Ошибкой было бы считать абстракцию изобретением современности. Тысячелетия назад первые художники изображали абстрактные формы в наскальной живописи. Мастерицы вплоть до наших дней ткут, плетут и вышивают абстрактные формы и узоры. Так что можно сказать, что абстрактное искусство – изобретение древнее и народное. Абстракция и является истоком изобразительного искусства, а вовсе не академизм.

Джейсон Поллок, "Сближение", 1952 // Формаслов
Джексон Поллок, “Сближение”, 1952 // Формаслов

Человечество использовало абстрактные образы, возникавшие при гадании на воске, кофейной гуще и чернильных пятнах испокон веков. Пренебрегая частностями, художники проникали в суть: те ассоциации, которые рождались в голове у зрителя при взгляде на потеки воска, и были разгадкой его личных тайн. В  1651 году в «Трактате о живописи» Леонардо Да Винчи, предвосхищая развитие такой науки, как теория искусств, упоминал этот метод. Он писал о живописцах (заметьте, во множественном числе), которые уже в те годы смотрели на облака и пятна на стенах домов и в этом видели новые сюжеты для своих картин. современное искусство

Александр Козенс-старший. "Долина", 1770-е // Формаслов
Александр Козенс-старший. “Долина”, 1770-е // Формаслов

Еще раньше об этом писали Плиний и Лукреций, но только в 1785 году английский акварелист Александр Козенс опубликовал основательный трактат «Новый метод помощи воображению в рисовании оригинальных пейзажных композиций». Любопытно, что о самом Козенсе ходили невероятные слухи: якобы он был сыном Петра I и некоей англичанки. Но еще более невероятным оказался метод, который он описывал в своей работе: разбрызгиваемые при помощи кисти чернила на бумаге становились основой будущего пейзажа. В широком смысле то, что сделал Козенс, приводит нас к выводу: именно взаимоотношения между красочными пятнами лежат в основе любого произведения изобразительного искусства, а трещины на коре, завитушки облаков или листья на ветке наш мозг воспринимает во вторую очередь.

Побочный эффект исследования Козенса был таким: он никогда не писал пейзажи с натуры, а создавал свои работы в мастерской на основе случайных разбрызгиваемых пятен. И это за полтора века до американца Джексона Поллока с его разбрызгиваемой по холстам краской и французских ташистов с их абстракциями на основе пятна. В ХVIII веке случайные потеки кофе по листам уже использовал Виктор Гюго. современное искусство

Джон Козенс, "Озеро Альбано", 1777 // Формаслов
Джон Козенс, “Озеро Альбано”, 1777 // Формаслов

У Александра Козенса родился сын Джон, который тоже стал живописцем. В его пейзажах само расположение пятен, из которых затем рождались силуэты гор и деревьев, воздействует на зрителя. Пейзажи эти увидел Уильям Тёрнер,  заинтересовался и решил воспользоваться творческим методом Козенсов. И, обладая несомненно выдающимся талантом колориста, разошелся уже не на шутку. Его работы «Восход с морскими чудовищами» и «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» сложно отнести к фигуративным работам, настолько ничтожное место в них уделено сюжету, скорее, сюжет здесь только повод для изображения взаимоотношений красочных пятен. То, что мы позже назовем «абстрактной живописью с пейзажной ассоциативностью» появилось благодаря ему еще в начале XIX века.

Уильям Тёрнер, "Восход с морскими чудовищами", 1845 // Формаслов
Уильям Тёрнер, “Восход с морскими чудовищами”, 1845 // Формаслов

Несмотря на все богатство цвета у Тёрнера, несмотря на его удивительную тонкость в ощущении природы, широкая публика оказалась неготовой оценить эти достоинства его полотен. Наиболее приближенные к абстрактным работы снискали ему славу сумасшедшего, а королева Виктория так и не пожаловала ему вожделенный рыцарский титул. Несмотря на это, часть его современников, например, писатель, критик и художник Джон Рёскин понимали его истинную значимость, прямо называя «величайшим художником всех времен». 

Уильям Тернер, "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы", 1812 // Формаслов
Уильям Тернер, “Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы”, 1812 // Формаслов

Иронично, что и спустя три века далеко не каждый зритель готов понять, принять и прочувствовать абстрактную живопись. Ее противопоставляют народному искусству, забывая, что именно народное искусство и изобрело абстрактные мотивы. Ее сравнивают с академизмом, не задумываясь о том, что абстракция намного старше академической живописи. Все это, к сожалению, происходит от непонимания того, что в глубине красочных пятен скрыто целое море человеческих эмоций. современное искусство

Читать еще о современном искусстве
Дарья Тоцкая
Тоцкая Дарья Сергеевна – художник, искусствовед, прозаик, куратор выставок современного искусства. Живёт в Краснодаре. Член союза журналистов России, член Профессионального союза художников России. Публикации: журнал «Москва». Издания: роман "Море Микоша» (2020). Победитель конкурса арт-обзоров от artuzel.com и конкурса литературной критики журнала «Волга-Перископ». Финалист независимой литературной «Русской премии» в Чехии.