Сергей Лёвин // Формаслов
Сергей Лёвин // Формаслов

2021 год для кинематографа во многом знаковый, даже судьбоносный. Мировой прокат мало-помалу восстанавливается, но неуверенно, и ситуация для кинобизнеса остается неустойчивой и сложной. Студии выпускают крупные премьеры неохотно, зная, что собрать доковидную прибыль фактически невозможно, но и держать на полке готовые больше года фильмы тоже нерационально.

Как будет складываться судьба кинопроката, до сих пор неясно. Зато для стримингов продолжается золотая эпоха: гиганты отрасли вкладывают более чем приличные деньги в снятые на собственных платформах сериалы, не сомневаясь, что многосерийные фильмы будут востребованы. О нескольких крупных остросюжетных премьерах, мало чем уступающих большому метру, — наш разговор сегодня.

 

«Мейр из Исттауна»: одна в поле воин

"Мейр из Исттауна" (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов
«Мейр из Исттауна» (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов

платформа: HBO
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 7 

Неторопливая криминальная драма вовсе не претендует на лавры нового «Настоящего детектива», с которым мини-сериал чаще всего сравнивают. В «Мейр» куда меньше непосредственно расследования, ниже градус саспенса, на порядок меньше жести, да и задачу переплюнуть философскую притчу Кэри Фукунаги, кажется, никто изначально не ставил. Зато здесь есть великолепный актерский перфоманс Кейт Уинслет и обстоятельная ретроспектива прелестей и ужасов небольшого города, где практически все знают друг друга по имени.

Жестокое убийство юной матери сотрясает неспешный местный уклад, и женщине-копу со сложной судьбой и не менее трудным характером приходится параллельно с ворохом личных проблем распутывать хитросплетения крайне непростого дела, где под подозрение попадает то один житель, то другой, то старый друг семьи, а то и родственник.

Кейт играет Мейр так, что веришь каждой эмоции. Персонаж объемен и узнаваем: чаще всего этой помятой жизнью женщине средних лет хочется искренне посочувствовать, но она с одинаковым успехом может вызвать и гнев, и восхищение.

Показывая легко узнаваемые черты всех маленьких городков с батальонами скелетов в шкафах, фильм устраивает экскурсию по темным закоулкам, где осталось очень мало места для любви. А вот для ненависти — вполне достаточно.

Изначально создатели планировали ограничиться одним сезоном, но героиня так приглянулась зрителям и критикам, что проанонсировано продолжение. Значит, и с Мейр, и Исттауном мы еще увидимся. А никто и не против.

 

«Хрустальный»: в личный ад и обратно

"Хрустальный" (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов
«Хрустальный» (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов

платформа: Kion
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 10 

Завязка жесткого криминального триллера напоминает кинговское «Оно». Герою — опытному столичному следователю и профессиональному охотнику за маньяками — приходится вернуться в родной шахтерский городок Хрустальный, где орудует чудовищное зло — правда, отнюдь не мистическое. И столкнуться не только с преступником, убивающим мальчишек из проблемных семей, но и с детскими психотравмами, которые он долгие годы без особого успеха пытался вытравить в своей покалеченной душе.

По концентрации страшных тайн и насилия Хрустальный ничуть не уступает Исттауну. У нас все даже пострашнее и пожестче. И, хотя Пеннивайза в кадре нет, в наличии не менее жуткий маньяк, которого почти невозможно поймать — настолько хитер.

Чтобы взять след, протагонист пытается понять психологию убийцы, стимулируя мыслительный процесс широким спектром жидкостей и порошков. Побочный эффект: возвращаются воспоминания, превращая его из бесстрашного сыщика без страха и упрека во вновь и вновь переживающего боль насмерть перепуганного ребенка.

Великолепная актерская работа Антона Васильева, который одновременно может быть и брутальным, и трогательным, и страшным, — одна из удач отечественного неонуара, который впечатлительным людям лучше не смотреть, дабы поберечь нервы. Поклонники криминальных триллеров останутся довольны: получился достойный продукт, за который не стыдно. Даже набор жанровых клише не мешает, настолько крепко и качественно все поставлено.

 

«Пищеблок»: без зубов

"Пищеблок" (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов
«Пищеблок» (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов

платформа: КиноПоиск HD
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 8

Алексей Иванов — один из самых экранизируемых современных российских авторов. Получили свою порцию признания (а порой и отторжения) «Географ глобус пропил» и «Тобол», в этом году выходит «Общага на крови», а опубликованный в 2019 году роман «Пищеблок» будто изначально был написан с прицелом на экранизацию, и она не заставила себя ждать.

1980-й год, лесной пионерлагерь «Буревестник», линейки и костры, первые влюбленности — столь востребованную сейчас в российском кино, с одинаковой страстью то воспевающей, то обвиняющей во всех грехах советское прошлое, ретроидиллию нарушают… вампиры. Они сосут кровь у соратников по палате и могут ими мысленно управлять. А еще у них есть таинственный вожак, вычислить которого опытному зрителю, впрочем, окажется несложно.

Молодой режиссер Станислав Подгаевский, которого впервые позвали снимать многосерийный проект с серьезным бюджетом, когда-то подавал надежды как вундеркинд русского хоррора. Однако со временем оказалось, что его творческий инструментарий ограничен, и выше «Пиковой дамы» он поднимется вряд ли.

Социальный подтекст и постирония романа (страна пьет кровь своих граждан) остались за кадром: Подгаевскому интереснее раздевать молоденькую актрису (иногда по паре раз за серию) и конструировать умозрительный пионерлагерь, на настоящий отнюдь не похожий.

В итоге «Пищеблок» при всей своей сочной и глянцевой картинке и приличным актерским составом (Шакуров, Трибунцев, Фоменко, Пегова) остается занятной пустышкой, подростковым слэшером с полуголой пионервожатой, неубедительным главгадом и нестрашными упырями. Вполне можно пропустить.

 

«Вампиры средней полосы»: родное упырье

"Вампиры средней полосы" (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов
«Вампиры средней полосы» (источник: kinopoisk.ru) // Формаслов

платформа: START
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 8

Забористый коктейль из мистики, комедии, детектива и даже семейной драмы вырос из новозеландских «Реальных упырей». Однако, угодив в российский чернозем, кровавое зерно дало неожиданный урожай, который не опирается на исходный материал, да и, признаться, по многим параметрам его превосходит.

Нашим киноделам удалось невозможное: вдохнуть в безнадежно скучный, полный бесчисленных самоповторов вампирский жанр нотку свежести и вполне органично поселить его на российской земле. История о колоритном семействе не одобряющих человекоубийства вампиров, на протяжении столетий живущих в Смоленске, интригует с первой серии и не отпускает зрителя, подкидывая ему то остроумную шутку, то напряженную погоню, то экскурс в прошлое, а то и внезапно прилично прописанную детективную линию с целой россыпью подозреваемых.

Бесспорное украшение саги — Юрий Стоянов в роли главы семейства, деда Славы, Святослава Вернидубовича. Несокрушимое обаяние в совокупности с талантом юмориста позволили ему создать образ, который расположит даже человека, не воспринимающего любое кино о вурдалаках.

Ближе к финалу комедийных элементов становится меньше, а драматических больше, и, несмотря на наличие нелепых и поверхностных сцен, а также сомнительных сюжетных поворотов, это кино остается самобытным, ярким и смешным. Неудивительно, что шоу продлили на второй сезон.

Сергей Лёвин

 

Сергей Лёвин поэт, прозаик, журналист. Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».

Редактор Евгения Джен Баранова — поэт. Родилась в 1987 году. Публикации: «Дружба народов», «Звезда», «Новый журнал», «Новый Берег», «Интерпоэзия», Prosodia, «Крещатик», Homo Legens, «Юность», «Кольцо А», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Независимая газета», «Литературная газета» и др. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (2017); лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» (2019); лауреат межгосударственной премии «Содружество дебютов» (2020). Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Участник арт-группы #белкавкедах. Автор пяти поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» (СПб.: «Алетейя», 2017), «Хвойная музыка» (М.: «Водолей», 2019) и «Где золотое, там и белое» (М.: «Формаслов», 2022). Стихи переведены на английский, греческий и украинский языки.