Автор нашей регулярной киноколонки продолжает экспериментировать и совершенно добровольно отсматривать разножанровые российские фильмы, которые не получили мощной рекламной поддержки и не стали зрительскими хитами, но все-таки заслуживают внимания. Или не заслуживают, что становится понятно, только когда посмотришь :-). О многих из них читатели, вероятнее всего, даже не слышали. Что ж, возможно, появится желание восполнить пробел или… сразу забыть название.

Часть первая

а

Кентавр (2023) // Формаслов
Кентавр (2023) // Формаслов

Кентавр

Год: 2023
Режиссер: Кирилл Кемниц
Возраст: 18+

Вдохновленный давно ставшими классикой «Таксистом» и «Драйвом» триллер при многочисленных оммажах оказался самобытной, крепкой и умело цепляющей зрительское внимание работой.

Скупой на эмоции таксист в исполнении сверхпопулярного Юры Борисова колесит по ночному городу и возит самых неоднозначных персонажей. Знакомство с миловидной эскортницей (стремительно набирающая популярность Анастасия Талызина) открывает цепь драматических, а затем и довольно жутких событий. Напряжение будет неуклонно расти, к концу достигнет апогея и резко переведет «Кентавра» из герметичного триллера в адреналиновый боевик в самых что ни на есть голливудских традициях.

Любителям жанра не стоит проходить мимо: количество сюжетных твистов на скромный хронометраж в 1 час 40 минут впечатляет, причем первый кроется в самом названии, поэтому просмотр лучше начинать с чистого листа.

Хэппи-энд (2020) // Формаслов
Хэппи-энд (2020) // Формаслов

Хэппи-энд

Год: 2020
Режиссер: Евгений Шелякин
Возраст: 12+

Тот случай, когда, глядя на постер, не испытываешь ни малейшего желания знакомиться с фильмом, но нехотя поддаешься на уговоры посмотревших и оказываешься приятно удивлен.

Потерявший память россиянин пенсионного возраста (не бесспорная, но интересная работа Михаила Гомиашвили) с прескверным характером приходит в себя на пляже… Таиланда. Как он оказался в экзотической стране, почему у него болит голова и что вообще делать дальше, он не понимает, но не поддается унынию, с которым, кажется, не знаком в принципе, и немедленно начинает осваиваться на новом месте, сталкиваясь с нравами местных жителей. Отношения с ними выстраиваются непросто и варьируются от ненависти до дружбы, но Ксенофонт (именно так зовут загадочного незнакомца) умудряется переводить первое во второе.

Фильм наполнен солнцем и живописными тайскими пейзажами, а главное непошлым и неглупым юмором. Начинаясь как комедия с авантюрными нотками, «Хэппи-энд» одинаково успешно играет на поле драмы, а к финалу вовсе оказывается притчей о важности умения слышать друг друга, понимать и прощать, даже если изначально прощение кажется невозможным.

 

Танцуй, Селедка! (2023) // Формаслов
Танцуй, Селедка! (2023) // Формаслов

Танцуй, Селедка!

Год: 2023
Режиссер: Александра Лупашко
Возраст: 18+

Еще один пример, мягко говоря, странного названия и незамысловатого, будто слепленного начинающим дизайнером постера, которые в совокупности изначально отбивают желание знакомиться с фильмом. А лента, между прочим, заслуживает шанса и к тому же снята в экзотическом для отечественного кино жанре роуд-муви, еще и с мистическим оттенком.

Несколько лет назад покинувшая родной провинциальный городок Жанна (Александра Бортич) возвращается из столицы домой на пару дней, чтобы похоронить отца-алкоголика (Павел Майков), которого она практически не помнит. Он бросил семью, когда Жанна была еще девочкой. Папаша внезапно оказывается не так чтобы совсем мертвым: разговаривает с дочерью, кроме которой его, правда, никто не слышит, ностальгирует, юморит и жаждет примирения.

Путешествие в компании с мертвецом, которого не оформляют в местном морге из-за бюрократических проволочек, станет важным уроком и для отца, и для дочери, поэтому до финала оба герои доберутся изменившимися, переосмыслившими прошлые обиды и по-новому открывшими друг друга.

Гармонично мешая грустное и веселое и устраивая разухабистый экскурс в музыку 90-х, «Танцуй, Селедка!» оставляет теплое чувство: печальное и одновременно светлое.

 

Год рождения (2023) // Формаслов
Год рождения (2023) // Формаслов

Год рождения

Год: 2023
Режиссер: Михаил Местецкий
Возраст: 18+

Создатель «Тряпичного союза» вернулся с не менее экспрессивным и чудаковатым фильмом о столкновении бескрайней фантазии и суровой реальности.

В промышленном и начисто лишенном романтики городе Металлогорске живет молодой человек Филипп (Эльдар Калимулин), создавший у себя дома музей памяти местной панк-легенды ­— группы «Яичный свет» и ее солиста Сопли (короткая, но впечатляющая роль Юры Борисова). Тот не только писал мозговыносительную музыку, вроде нетленки «Але, Марина!» на мотив «Аве Мария», но и мог творить самые настоящие чудеса. Если, конечно, хроники не врут.

Однажды Филипп знакомится с очаровательной Мариной (Анастасия Талызина) и вскоре узнает, что… станет отцом. А роль заботливого главы семейства плохо сочетается с юношескими мечтами, которые окружающим кажутся глупыми и несбыточными. Без сложного выбора не обойтись.

«Год рождения» напоминает «Аризонскую мечту» Кустурицы, это тоже странное и самобытное кино со своим шармом и щемящей ностальгией по времени, когда «мы все носили бороды, мы все растили волосы и пели ясным голосом». Действительно, теперь другой расклад, но фильм отнюдь не погружает в депрессию, а поет гимн молодости, драйву и вере в себя.

 

Золото Умальты (2024) // Формаслов
Золото Умальты (2024) // Формаслов

Золото Умальты

Год: 2024
Режиссер: Андрей Богатырев
Возраст: 16+

Еще в удачном «Красном призраке» Андрей Богатырев показал, что ему близко жонглирование жанрами и тарантино-стиль. И когда не боящийся экспериментировать режиссер взялся за редчайший для отечественного кино истерн, кредит доверия был довольно высок.

Даже при скромном бюджете у «Золота» качественная картинка, которую особенно украшают величественные виды природы Хабаровского края и Карелии, добротный актерский состав (особенно колоритны Александр Самойленко в роли прожженного капиталиста Булыгина и Артем Ткаченко, сыгравший харизматичного и крайне опасного подлеца Долецкого). Впрочем, фактурных злодеев и без них хватает — за похищенным «презренным металлом» охотится без малого «омерзительная восьмерка». С положительными персонажами дефицит, но что поделать — жанр обязывает.

Динамичный и жесткий боевик на фоне лихолетья 1917-го года завершается схваткой одних негодяев с другими, в суровом противостоянии выживут далеко не все, но это как раз тот случай, когда никого не жалко, никого…

Чувства Анны (2023) // Формаслов
Чувства Анны (2023) // Формаслов

Чувства Анны

Год: 2023
Режиссер: Анна Меликян
Возраст: 18+

В недалеком будущем все почти как в настоящем: люди строем ходят на работу, дымят трубами заводы, а по «Первому каналу» вещают те же дикторы, что и сегодня. Разве что в новостях говорят о том, что человечество вот-вот отправится покорять Марс, а на фасаде многоэтажек проецируется статистика, сколько людей заразилось и сколько умерло от неизвестной эпидемии.

Самая что ни на есть среднестатистическая работница пермской шоколадной фабрики Анна после случайного падения на улице начинает слышать голоса из космоса. Они диктуют пространные и до отвращения банальные послания о том, что люди должны беречь природу и любить друг друга. Контактерше придется преодолеть испытание звездной болезнью, проявить не самые приятные качества и… открыть в себе новые чувства.

Черно-белую притчу сняла Анна Меликян («Русалка», «Звезда») с Анной Михалковой в главной роли, так что Анн в фильме сразу три. Неспешный, почти медитативный фильм отличает выдержанный визуальный стиль, атмосферный саундтрек от Shortparis и смелое самоироничное камео Екатерины Андреевой. Из минусов — совершенно лишняя обнаженка, без которой лента бы ничего не потеряла, и затянутый хронометраж, впрочем, свойственный авторскому кино в целом.

.

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».