Софья Ремез — журналист, сценарист, прозаик. Родилась и выросла в Москве. Выпускница отделения истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Многократная участница международных форумов и семинаров молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки» фонда СЭИП, участница фестивалей «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», «Как хорошо уметь писать». Рассказы для детей опубликованы в журналах «Чиж и Еж», «Костер», сборниках «Новые писатели», «Новые детские писатели», «Как хорошо уметь писать. Выпускной». Автор повести «Заметки Гоши Куницына, ученика 4 «А» класса», издательство «КомпасГид», 2020 г. Состоит в тайном ордене «Мыхухоль».

.


Софья Ремез // Долго объяснять

.

В прошлом году, когда я учился в первом классе, на музыку ходил через дорогу. Не сам, конечно. Мама специально с работы приезжала, чтобы меня отвести. А в этом году музыку перенесли в «Исток». Потому что в «Истоке» условия лучше. И вообще, через дорогу больше нельзя ходить, там ремонт. Первые дни сентября мама все время нервничала из-за нашего с ней расписания. Говорила, что теперь ей надо с работы увольняться, чтобы возить меня на кружки. Кому-то все время звонила и писала, что-то записывала карандашом на бумажках, делала таблички… В итоге фоно у меня по средам и субботам, там все понятно. А вот все остальное — хор, сольфа и слушание музыки мне в один день упихнули. В пятницу. Это мама так попросила, чтобы ей каждый день меня в этот «Исток» не возить, потому что пешком до него минут сорок, а то и больше. Так что мама с работы не уволилась. Перешла на какой-то график, при котором она теперь на работу ходит не каждый день, но и зарплату ей почти не платят. «Я тебе подарки так часто дарить не смогу, потому что из-за твоей музыки у меня зарплата в два раза меньше», — сказала мама. Она же не спросила меня, а я бы сказал, что пусть себе ходит на работу и дарит мне подарки, а я без музыки как-нибудь обойдусь…

В первую музыкальную пятницу мама довезла меня до «Истока» и всю дорогу повторяла расписание, чтобы я ничего не забыл.

— Значит так! Все преподаватели в этом году у тебя новые, так что ничего не перепутай! Сначала идешь на сольфеджио! К Снежане Анатольевне! На сольфеджио ты идешь с первым классом, я так договорилась. Заодно и сольфеджио подтянешь, и по времени со вторым классом ты все равно не успеваешь. Запомнил?

— А что тут запоминать? Сольфеджио!

— Правильно! После сольфеджио ты возвращаешься в раздевалку и можешь сорок пять минут делать все, что хочешь. Лучше всего, конечно, уроки. Перерыв у тебя! А через сорок пять минут за тобой придет Ирина Викторовна и заберет на хор. Это уже со вторым классом! А сразу после хора у тебя слушание музыки!

— Слушание музыки, — повторил я.

— А потом, в пять вечера тебя папа заберет! Главное на хор не забудь после перерыва сходить! В «Истоке» к хору отношение серьезное, не то что у тебя в первом классе было: хочешь ходи, хочешь не ходи! Понимаешь?

— Да понимаю я! На хор!

.

Мама хотела зайти вместе со мной и найти Снежану Анатольевну, но выяснилось, что родителей в здание не пускают. Так что мама дала мне с собой булочку с изюмом «для перерыва» и на работу поехала.

— Если запутаешься, звони!

Ну и ушла.

.

Я сменку переобул и сел ждать. Только сразу понял, что забыл, кого жду. Тут выходит женщина и таким веселым голосом говорит:

— Ну, кто тут на хор?

Я сразу успокоился и пошел с ребятами. Когда в класс зашли, я вспомнил, что сначала-то у меня сольфеджио, но уже как-то неловко было выходить. И потом, мама же сказала, что главное — на хор сходить. Да я и сам по хору за лето соскучился. И за фоно там такая улыбчивая женщина сидит! Распредели нас по голосам и дали песню — «Сейчас музыкальный начнется урок, об этом сказал нам веселый звонок», — я кааак запел! Нормально спел. Учительница меня похвалила.

.

Вышел после хора в раздевалку, а там другая женщина уже стоит.

— Кто тут второй класс к Снежане Анатольевне? — спрашивает, не таким уже веселым голосом.

Я и вспомнил, что я как раз второй класс и есть, и про Снежану эту Анатольевну тоже вспомнил. Там уже другие ребята собрались, сразу видно, что постарше, моего возраста. Идем мы за этой Снежаной, и заходим опять в тот же кабинет… И женщина за фоно, та же самая, на меня посмотрела и подмигнула. Распелись опять, по голосам разделились.

И тут опять хор начался, только уже с песенкой про лень. «О-лень ты, о-лень, золотые рога». Этот хор мне даже еще больше понравился, только к концу урока я немного охрип и совсем забыл, что там у меня дальше по расписанию.

Меня и Снежана похвалила. Анатольевна.

На переменке я решил маме позвонить, узнать, куда дальше идти. Звоню, у нее там какой-то шум, видимо, в метро едет.

— Мама, — говорю, — куда мне идти? Я на два урока сходил! Может ты за мной приедешь?

— Ты уроки успел сделать? — кричит мама в трубку.

— Нет, не успел, у меня перерыва не было, я не помню, куда сейчас идти!

— Я тебя очень плохо слышу, — кричит мама. После перерыва надо идти на хор! Слышишь?

— Но я уже сходил на хор! — хриплю.

— Ничего не слышно! Сережа, сейчас у тебя хор и сразу за ним — слушание музыки! Со вторым классом!

Я понял, что мама меня совсем не слышит. И забирать не планирует. Решил сделать уроки и съесть булочку. В раздевалке спрятался, только булочку достал, прямо надо мной какая-то новая женщина нависла.

— Ты — Сережа Пушкарев?

— Я, — говорю.

— Пойдем скорее! Только тебя все ждут! — говорит и галочку ставит у себя на листочке.

Я хотел ей объяснить, что у меня перерыв и мне надо булочку есть и уроки делать, но она уже вперед ушла и других ребят собрала.

Заходим опять в этот зал, женщина за фоно очки на лоб сдвинула и так внимательно на меня посмотрела. Начали распеваться, меня в самый задний ряд поставили.

— У тебя, Сережа, такой низкий голос для твоего возраста.

А я и сам свой голос не узнаю. Спели про козла, который в огороде оголодал, или что-то такое, это я уже не очень запомнил.

Когда урок закончился, женщина нам говорит:

— Не расходитесь, ребята.

— А что, сейчас опять хор будет? — спрашиваю.

— А ты мальчик, я смотрю, очень хор любишь, — говорит женщина за фоно.

— Нет, Сережа, сейчас будет слушание музыки!

— А можно слушать музыку и есть булочку? — спросил я на всякий случай.

— Конечно же нет! — конечно же ответила женщина.

.

А после слушания музыки за мной папа пришел.

— Сережка, ты на хор не забыл сходить?

— Не забыл!

Я ему просто сказал, что не забыл. Потому что… долго объяснять.

.

Виктория Татур
Виктория Татур — детский писатель, редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Родилась в Ташкенте в 1985 году. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет. Автор книг для детей: «Нанозавры» (Формаслов), «Софи и волшебная лента» (Нигма), «В Пупках и не такое бывает» (Волчок), «Новогодний калейдоскоп и легенды Дрыгунца», «Ульрик, кто же ты?» (Детская литература), «Рассказы из лужи с питьевой водой», «Смотри, как я могу», «На макушке лета». Член Cоюза писателей России. Победительница литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Специальный диплом литературной премии «Справедливая Россия». Вошла в шорт-лист премии Левитова. Участница различных литературных форумов в Химках, Липках и др. Публиковалась в журналах «Путеводная звезда», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь», «Кольчугинская осень», «Волга XXI век», «Соты», «Симбирскъ» и др.