Аксана Халвицкая, поэт и автор книги «Синопсис о сапиенсах», недавно вышедшей в издательстве «Формаслов», делится впечатлениями о своем первом Форуме молодых писателей: как отстраивается точка внутренней сборки на семинарах, о легендарности «Липок» и выступлениях мастеров.

 


Аксана Халвицкая. Фото Бориса Пономарева // Формаслов
Аксана Халвицкая. Фото Бориса Пономарева // Формаслов

Про Форум молодых писателей Фонда СЭИП была наслышана давно. Всякий раз, приезжая на поэтический фестиваль или семинар, общаясь с авторами и всё глубже погружаясь в литературный мир, я задавалась вопросом: «А куда еще можно съездить, чтобы получить бесценный опыт погружения в среду? И у какого мастера стоит обсудиться, чтобы сместить точку сборки, приблизиться к настоящему искусству?» Почти всегда на мои вопросы звучал однозначный ответ: «Конечно, в Липки! Там и мастера самые сильные и посиделки самые атмосферные, да и вообще этот форум — легенда, практически такая же, как литинститут: хотя бы раз в жизни молодой автор обязан там побывать!»

«Ну, что же, — подумала я, — в литинституте я побывала, а на форуме — нет, надо исправляться, пока тридцать пять лет не стукнуло». Собрала лучшие, как на тот момент казалось, стихи, подала заявку и села ждать. В тревожный ковидный год ожидание результатов конкурса плавно переросло в ожидание форума — из-за пандемии «Липки» переносили три раза и даже чуть было насовсем не отправили в онлайн. Но всё-таки мне повезло. К концу марта «долгая осень/зима» наконец начала сворачиваться и молодые писатели со всей страны потащили в Звенигород груженные книгами чемоданы.

Как выяснилось, обмен свежевышедшими авторскими сборниками — одна из добрых традиций литературного форума, завсегдатаи которого приветствовали новичков вопросом: «Что такое искусство?» Ответ витал в воздухе: уже на открытии звучало множество слов благодарности Фонду СЭИП и его руководителю Сергею Александровичу Филатову, который вот уже двадцать лет собирает вместе молодых авторов России, СНГ и стран ближнего зарубежья, создавая им наилучшие условия для взаимодействия с профессионалами. Говорилось и о множестве современных прозаиков и поэтов, которые начинали свой путь в литературу с мастер-классов на форуме писателей. Среди них звучали имена Захара Прилепина, Гузели Яхиной, Романа Сенчина и других известнейших литераторов. А что может быть более мотивирующим для молодого автора, чем истории успеха?

Открытие форума «Липки». Фото Бориса Пономарева // Формаслов
Открытие форума «Липки». Фото Бориса Пономарева // Формаслов

Программа форума получилась невероятно насыщенной и разнообразной. Запомнились яркие творческие встречи с современными классиками: Алексеем Варламовым, Олегом Чухонцевым, Евгением Рейном, Валерием Поповым, Сергеем Чуприным. Так, например, поэта Олега Григорьевича Чухонцева приветствовали на форуме как рок-звезду. То и дело из зала раздавались восторженные отклики и просьбы прочитать то или иное полюбившееся стихотворение. А в завершении выступления автора окружили яростные поклонники, жаждущие подписать «Гласы и глоссы».

Вечер воспоминаний о Бродском, посвященный восьмидесятилетию со дня рождения великого поэта, плавно перетёк в выступление другого легендарного классика — Евгения Борисовича Рейна. И всё тот же внимательный зал с трепетом внимал каждому стихотворению. «Пожалуйста, не аплодируйте — идёт видеосъемка», — предупредили организаторы наиболее активных слушателей, но аплодисменты всё равно прорывались.

Главного редактора журнала «Знамя», Сергея Ивановича Чупринина, слушали, затаив дыхание, и завалили вопросами. «Литературный вкус, в отличие от музыкального возможно развить, но, к сожалению, главной проблемой современного молодого автора по-прежнему остаётся его неначитанность», — резюмировал Сергей Иванович.

Все мероприятия форума были посвящены развитию литературного вкуса, книги перемещались из рук в руки, а жадные чтения литературных произведений сменялись страстными обсуждениями, которые не прекращались и ночью.

Особенным удовольствием стало посещение вечера мастеров, объединившим на одной сцене известнейших современных поэтов и редакторов толстых литературных журналов. Оценить вдохновляющий уровень профессионализма, насладиться мастерством подачи текстов, вообразить вершину, к которой стоит стремиться — уже ради одного этого концерта стоило приехать.

В программу были включены и развлекательные мероприятия: свободные микрофоны, на которых уже сами участники форума читали свои стихи и прозу, и даже настоящие дискотеки. И как это всё-таки здорово — иметь возможность выплеснуть в танце кипящие после обсуждений эмоции!

Чуть более подробно хочется остановиться на основной и самой важной части образовательной программы — семинарах по прозе, поэзии, драматургии и детской литературе.

В первый же вечер участники мастер-классов познакомились со своими руководителями — маститыми писателями, критиками и редакторами, представляющими ведущие литературные журналы нашей страны. Это «Вопросы литературы», «Дружба Народов», «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия» и «Юность». Наш семинар поэзии журнала «Новый мир» представили Алексей Давидович Алёхин — поэт, критик и эссеист, возглавлявший журнал с «Арион» 1994 по 2019 год и Вадим Ахматханович Муратаханов — поэт, критик и переводчик, соредактор журнала «Интерпоэзия». Мы уютно устроились в холле третьего этажа, рассказали о себе, обменялись рукописями и книгами, составили список обсуждений (на каждого участника запланировали по два часа) и назначили оппонентов. Сразу стало понятно, что работа предстоит серьёзная.

Мастер-класс журнала «Новый мир» // Формаслов
Мастер-класс журнала «Новый мир» // Формаслов

Так оно и оказалось. Мастер-классы продолжали свою работу каждый день с утра и до обеда, все участники тщательно готовились к разборам своих коллег и зачастую читали подборки по ночам, для того, чтобы дать друг другу аргументированную и подробную обратную связь. Каждого семинариста разбирали с предельным вниманием, учитывая литературный бэкграунд и индивидуальные особенности поэтики. Что интересно, мнения оппонентов, как правило, не совпадали, а разнонаправленность творчества авторов добавляла дискуссии колорита. Вот, в качестве примера, лаконичная до афористичности поэзия Всеволода Федотова:

Пытаться быть
(Порядочным) 
Человеком
И есть
Моё место
Для подвига

С другой стороны – причудливые конструкции из слов Екатерины Агеевой:

След/слёт вспотевших ладоней преодолевает границы, 
След/слот восхищенных губ запаздывает. 
Но, если скулы не подергивает от ожидания, 
Значит, и времени не существует.
Есть только движение — сдавленный взмах голоса, 
Легкий дискретный запах помады
И невыносимая апория первого поцелуя.

А где-то между ними трогательные и невесомые образы Марии Затонской:

Бабушки в тёмно-синих пальтишках
гуляют с собачкой,
по снегу плывут от лавочки,
и за ними тянется
прекрасное прошлое,
из которого всё представлялось будущим:
розовость щёк,
взмах платьев из крепдешина,
запах «Красной Москвы» и мыла.
Вот и синичка на ветке запела —
к оттепели.

В завершении каждого семинара традиционно высказывались руководители мастер-класса, каждый из которых мог повернуть дискуссию в совершенно неожиданном направлении и удивить участников непредсказуемым выводом. У каждого мастера — собственный подход к анализу текстов. Чуткий Вадим Ахматханович бережно подбирал слова, выделял сильные и слабые стороны каждого семинариста и всячески старался направить и поддержать автора в выбранном направлении развития. Алексей Давидович высказывался более радикально, его экспертная позиция могла оказаться для автора отрезвляющей и разворачивающей представление о собственном творчестве на сто восемьдесят градусов. И в то же время, если отбросить эмоции и проанализировать получившийся разбор на свежую голову, в нём можно было найти то самое зерно, из которого, при качественной дальнейшей работе, возможно вырастить настоящие произведения искусства.

И как же необыкновенно было после обсуждения возвратиться домой, опустошенным и одновременно наполненным, раздарившим все свои книги и получившим в подарок в два раза больше книг, внимания и общения, прикоснувшимся к прекрасному, и понимающим, что настоящая работа над собой еще впереди!

Аксана Халвицкая

 

Аксана Халвицкая — поэт и прозаик. Родилась в Вологде. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Золотой лауреат международного литературного фестиваля «Русский STIL». Финалист V Всероссийского фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест – 2019». Лонг-листер литературной премии имени А.С. Пушкина «Лицей-2020». Лауреат конкурса прозаических миниатюр имени Ю.Н. Куранова в 2021 году. Автор поэтических сборников, вышедших в Москве и Германии, а также прозо-поэтической книги «Синопсис о сапиенсах». Живёт в Москве.

 

Анна Маркина
Редактор Анна Маркина. Стихи, проза и критика публиковались в толстых журналах и периодике (в «Дружбе Народов», «Волге», «Звезде», «Новом журнале», Prosodia, «Интерпоэзии», «Новом Береге» и др.). Автор трех книг стихов «Кисточка из пони», «Осветление», «Мышеловка, повести для детей «На кончике хвоста» и романа «Кукольня». Лауреат премии «Восхождение» «Русского ПЕН-Центра», финалист премий им. Катаева, Левитова, «Болдинская осень», Григорьевской премии, Волошинского конкурса и др. Главный редактор литературного проекта «Формаслов».