Они лают, лижут ноги и руки, норовя попасть языком и по щеке. Они виляют хвостом, когда мы приходим, и скулят, когда за нами закрывается дверь. Они собаки. И они учат доброте, дружбе, преданности. А еще они  хотят жить с хозяином, а не на улице.

Собаки в детской литературе чуть ли не главные персонажи. Наверное, если бы можно было подсчитать тексты, посвященные собакам, мы бы обнаружили, что их не меньше, чем о детях. Почему? Потому нет ничего счастливее, чем сочетание детства и собаки.

Сотни авторов писали и пишут о собаках, не только доставляя малышам и их родителям удовольствие от чтения, но и формируя верную жизненную позицию по отношению к домашним животным. И, если вспомнить, каждый из нас «насобирает» в памяти с десяток любимых детских рассказов о собаках. Пожалуй, мы начнем, а вы подхватывайте!

А.П. Чехов, «Каштанка» // Формаслов

Антон Павлович Чехов в рассказе «Каштанка» говорит о преданности и доброте. Демонстрирует нам исподволь, что нужно делать, если мы видим одинокое животное. Наверняка, оно чье-то… Но ему нужно помочь либо вернуться в старый дом, либо обрести новый. Таким образом еще в 19 веке решалась социальная проблема, разве что брошенных и потерявшихся животных было гораздо меньше, чем сейчас. Но вернемся к Каштанке — она потерялась и попала в дом циркового артиста, который обучил ее цирковым трюкам и вывел на арену под новым именем Тетка. Но Каштанку в Тетке признал чудом оказавшийся там хозяин. И она признала — со всех ног понесшись к своему любимому старому другу. Вот она преданность! Собаки своих не забывают. У рассказа есть еще одна важная задача — показать, что равнодушное и невнимательное обращение с животным может привести к беде.

«Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

— Каштанка, пойдем!

А.П. Чехов, «Каштанка» // Формаслов

Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:

— Чтоб… ты… из… дох…ла, холера!»

(Антон Чехов, «Каштанка»)

Л.Н. Толстой, «Булька» // Формаслов

Не будь как Лука Александрыч. Следи за своей Каштанкой.

Лев Николаевич Толстой тоже частенько обращался к теме собак. Несколько рассказов посвящены Бульке — собачке с необычной мордой. Кстати, рассказчик так и говорит про собаку — мордашка.

«У меня была мордашка… Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.
У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать»

 (Лев Толстой, «Булька»)

Лев Николаевич пишет о собаках, показывая их жизнь, характер, взаимоотношения с людьми. Как и Чехов, Толстой говорит о преданности и чистоте собачьей души — в рассказе «Булька» пёс бежит за своим хозяином до тех пор, пока не догоняет его.

У Льва Толстого есть целый ряд рекомендованных к чтению детских рассказов о собаках: «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Фазаны» и серия рассказов о Бульке.

А.А. Куприн, «Белый пудель» // Формаслов

Прежде чем перейти к более современным авторам нужно вспомнить «Белого пуделя» Александра Куприна. Наверное, один из самых любимых и известных текстов о собаках. Трогательный и пропитанный любовью рассказ о дружбе и самоотверженности со счастливым финалом. На самом деле несмотря на то, что сюжет разворачивается вокруг собаки, здесь не она главная. Главные тут — ценности, которые аккуратно помещает автор в читательские головы.

Про собак писал Виталий Бианки — «Первая охота», например. Он вообще любил писать о животных. Его рассказы открывают нам мир совсем с другой стороны. Поэтому, если вам срочно нужны отличные рассказы о собаках, можно смело открывать сборник Бианки.

М.М. Пришвин, «Лимон» // Формаслов

Михаил Пришвин подарил нам Лимона — самую маленькую собачку на свете, которая была покрыта мелкой шерсткой и отчего-то все время дрожала. «Визгу много, шерсти мало!» — говорил про Лимона главный герой рассказа.

Визгу-то ладно, зато сколько любви! «Лимон» — добрый и поучительный рассказ для детей самого разного возраста.

Рассказы о собаках писали Корней Чуковский («Собачье царство»), Борис Заходер («Бочонок собачонок»), Михаил Зощенко («Спустя три года») и многие другие. Но особенно хочется отметить Бобика и Барбоса, помните?

Почему особенно? Да потому что Николай Носов как-то совершенно по-другому нам показал собак. Вроде бы, как и остальные — через ценности, через внедрения мира собак в мир людей и наоборот, через наделение собак дополнительными «фишками» вроде речи или даже профессии, но именно Бобик и Барбос сумели завоевать совершенно невероятную любовь публики. И сейчас, если попросить любого русскоязычного человека назвать рассказ о собаке, — он назовет «Бобик в гостях у Барбоса». Этой популярности наверняка поспособствовал еще и шикарный мультфильм.

Н.Н. Носов, «Бобик в гостях у Барбоса» // Формаслов

«Жил-был пес Барбоска. У него был друг — кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.

Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.

«Дедушке нашему хорошо! — подумал Барбоска. — Ушел на работу и работает. Ваське тоже неплохо — убежал из дому и гуляет по крышам. А мне вот приходится сидеть, сторожить квартиру«.

В это время по улице бежал Барбоскин приятель Бобик. Они часто встречались во дворе и играли вместе. Барбос увидел приятеля и обрадовался:

— Эй, Бобик, куда бежишь?

— Никуда, — говорит Бобик. — Так, бегу себе просто. А ты чего дома сидишь? Пойдем гулять»

 (Николай Носов, «Бобик в гостях у Барбоса)

Э.Н. Успенский, «Как правильно любить собак» // Формаслов

Эдуард Успенский тоже оставил нам чудесную повесть о дружбе, семье и заботе друг о друге «Дядя Федор, пес и кот». Но не только ее! Сейчас мало, кто помнит цикл его рассказов под названием «Как правильно любить собак». Тут собраны легкие, поучительные и добрые рассказы о разных породах, что делает книгу еще и развивающей кругозор. Кстати, сам Успенский рассказывал, что в его доме всегда жили собаки, и это помогло и вдохновило его писать о них рассказы.

Это намек, да-да. Вдруг не только рассказы о собаках, но и эта статья сподвигнет вас к знакомству с новым лучшим другом. Ведь собаки действительно учат любить. По крайней мере, бесконечный список совершенно прекрасных рассказов о них этому подтверждение.

 

Валерия Крутова (Валерия Валерьевна Макеева; Крутова – девичья фамилия) родилась в 1988 в Чимкенте (Казахстан). Образование: юридическое, специалист по информационной безопасности. Участник 18 и 19 Форумов Молодых Писателей, организованных Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Публиковалась в журналах «Дружба народов», «Юность», «Автограф», Лиterraтура, «Дактиль», «Формаслов», в альманахе LiterraNova, в сборнике прозы «Дорога без конца». Работает копирайтером в рекламном агентстве.