Аннотация: Сборник рассказов Александра Евсюкова «Контур легенды» сложился как книга о человеческом мужестве и о стойкости в самых разных, трудных и поворотных ситуациях. Порой ситуации эти удивительны, порой мало заметны для окружающих, но всегда укоренены в живой и предметной реальности. Всякий раз самым различным героям — менеджеру по продажам и охотнику, чернокожему лётчику-добровольцу и деревенской колдунье — необходимо сделать свой личный, неотделимый от характера, выбор.
Каждая из этих историй обращена к людям, способным воспринимать не только забавные и курьёзные стороны жизни, но также сострадать и размышлять. Сочетая юмор и драматизм, книга расскажет читателю о важном и настоящем.
Прочитав книгу рассказов Евсюкова «Контур легенды», я вернулась мыслью к его критическим опытам и поняла, что на прозу этого автора можно смотреть через призму его критики, а критика может служить одним из ключей к пониманию рассказов. Александр Евсюков предпочитает как читать, так и писать жесткую, если не брутальную, заостренную на узнаваемых проблемах, предметах и явлениях, ставящую нравственные вопросы и четко форматированную прозу. «Любовь, война, творчество» — об этих категориях можно говорить и как об основах писательского мировоззрения Евсюкова. Но война у него не обязательно — батальное полотно. Ежедневная борьба за место под солнцем, настойчивость в достижении цели, вечная «битва» мужчины и женщины — все это тоже источник вдохновения для писателя.
Это особый тип мировоззрения автора, взрослого, психически здорового человека, подходящего к миру со своей системой ценностей, и не проверяющего свои взгляды на соответствие требованиям существующей реальности, а будто выправляющего искривленную реальность в соответствии с теми вполне естественными человеческими законами и истинами, по которым мир и должен существовать. Герои Евсюкова — крепкие, правильные, цельные люди. Они из тех, кто принимает удар на себя, кто не позволяет плохому поступку или неверному действию распространиться дальше, искривляя собой всю реальность.
Александру Евсюкову блестяще удается увлечь нас в показанный им мир, в котором есть место для чудесного и необъяснимого. Язык автора, образы и символы так свежи и интересны, что к некоторым эпизодам хочется вернуться и перечитать заново. Молния-убийца на ночной реке «оранжевой дугой поднялась по голой ноге к животу и чуть не достала до сердца». Напрасное ожидание дождя в засушливые дни показано через круглую прореху в темном рваном облаке: «будто кто-то разглядывал нас сверху». Именно это ощущение присутствия всевидящего ока, неопределяемой, но всем очевидной силы и власти становится той нитью, на которую автор нанизывает сюжет, построенный на вечной теме: любовь побеждает смерть.