Рассказы Надежды Келаревой — истории из жизни, а жизнь, несмотря ни на что, не так уж и безнадежна, ведь всё ещё будет. Как тебе здесь? «Странная все-таки комната. Бесцветная. Серые обои с растекшимся узором, продавленный диванчик, постаревший плюшевый медведь, голый, местами изрезанный линолеум. Точно чего-то не хватает. Радости? Будто здесь никто никогда не был счастлив. И только елка настоящая. И Лена, конечно». В жизни бывает по-всякому: вот рыдаешь у школьной доски, а оказывается, что тебя любят; лежишь в сугробе, и это вдруг — счастье. Печальная школьница, потом и сама учитель, а дети нынче ох не добрые… Но ничего, когда-нибудь кто-то из них всё поймет.
Михаил Квадратов

 

Надежда Келарева, поэт. Родилась в 1998 году в городе Онега Архангельской области. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет по направлению «Филологические основы редактирования и критики». Публиковалась в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Интерпоэзия», «Юность», «Урал» и других. Живет в Санкт-Петербурге.

 


Надежда Келарева // Как тебе здесь?

 

В сугробе

Леночке

— С Новым годом! — я снимаю шапку, и она тут же осыпается первым январским снегом.
— С Новым годом! — Лена вешает мое пальто в шкаф. — Тетя оставила шампанское. Будешь?
— Детское или алкогольное?
— Настоящее.
— Прикольно!

В большой комнате тихонько работает телевизор, один из тех, которые старушки укрывают кружевными салфетками.

— Не смотришь?
— Да я так, фоном.

Лена приносит из холодильника шампанское, разливает по стаканам.

— За что?
— Не знаю… За что там обычно?
— За любовь, за здоровье…

Чокаемся. Кислятина!

Лена виновато улыбается. Она выглядит так же, как всегда. Длинный красный свитер с высоким горлом, синие джинсы.

— Ну чего ты там одна! Давай с нами! — еще утром уговаривала я.
— Вы там своей семьей…
— Ты нам уже родная!
— Лучше ты ко мне. Потом.

И вот час назад били куранты. Восьмиклассница Лена сидела в пустом доме за журнальным столиком и пила шампанское. К тете она переехала недавно, до этого жила вместе с мамой у бабушки. Бабушка на днях попала в больницу, а мама уже больше года в Москве, учится на режиссера.

— Когда тетя придет с работы? — спрашиваю, рассматривая живую, щедро увешанную дождиком ёлку.
— Часов в девять утра… Длинная смена.
— У тебя же есть ключи? Пойдем к нам, а?
— Не знаю даже…
— Елена Владимировна!
— Надежда Александровна!

Смеемся. Давимся шампанским.

Пахнет елкой. Сколько мы в последнее время ни рубили елок — все как пластмассовые. А эта какая-то другая. Особенная.

— Где вы такую елку нашли?
— Да тете кто-то подарил, представляешь!
— Круто! А мы в этом году искусственную решили…
— Зато не придется думать, куда ее потом, после праздников…
— Ну, как тебе здесь? Привыкла уже?
— Ничего, нормально. Всё квартиры-квартиры… Деревянный дом скрипит, конечно, продувается… Зато печка! Вот, вчера училась растапливать…
— Здорово!

Лена убирает шампанское, ставит чайник.

Странная все-таки комната. Бесцветная. Серые обои с растекшимся узором, продавленный диванчик, постаревший плюшевый медведь, голый, местами изрезанный линолеум. Точно чего-то не хватает. Радости? Будто здесь никто никогда не был счастлив. И только елка настоящая. И Лена, конечно. Она возвращается задумчивая, с чайником и выдает:

— Я, наверное, в Архангельск перееду. К папе. Он давно зовет.

«А как же я?» — думаю. Но вырывается:

— А как же школа? Учителя? Там же наверняка другая программа…
— Ничего, наверстаю, если что. Вот бы тебя с собой взять!
— Да, хорошо бы…
— Блин, он вообще не меняется! — Лена кивает на телевизор.
— Да, пластические операции, все дела…. Ладно! Пойдем уже к нам. Мама торт испекла.
— Если торт…

Пока собираемся, я представляю, как буду без Лены. С пятого класса мы сидели за одной партой. Всех пересаживали, а нас нет. «Мы с Тамарой ходим парой», — шутила учительница физики, встречая нас в коридоре. И правда, куда Лена, туда и Надя. И наоборот. Даже тетрадь общую завели, что-то наподобие дневника. Писали по очереди, оставляли друг другу смешнючие послания, делились песнями. А дальше-то как?

— Ну? Идем? — Лена протягивает пальто.
— Сейчас…

На улице светлее, чем в коридоре. Мягко спускается снег. Лена улыбается:

— Как будто замедленная съемка….
— Может быть, останешься?
— До лета точно здесь. А дальше…
— Ладно. Просто страшно.

Лена останавливается, закрывает глаза и падает в сугроб.
Я падаю следом.
Легонько толкаю ее плечом:

— Мы, наверное, пьяные!
— А небо кружится?
— Пока на месте… А у тебя?
— Только покачивается…. Чуть-чуть.
— Со звездами?
— Не, они крепко держатся.

Хрупкие шаги две тысячи тринадцатого. Всё еще впереди.
А пока — ясность и нежность, прочность и невесомость. Снег, слезящийся на щеке. Время, которое бережет.

— Давай запомним сейчас это? Чтобы возвращаться? — предлагает Лена.

И мы возвращаемся.
Поднимаемся, отряхиваемся, хохочем, заходим в дом, где мама домывает посуду.

— Вы куда пропали? Я уже переживать начала! Давайте-ка чаю!
— Мам, недалеко же…

Даже из две тысячи двадцать пятого — недалеко.

— Тортик обалденный!
— Кушай-кушай, Леночка! Бери конфетки! Всё на столе, не стесняйся!
— Спасибо огромное!
— Девчонки! А времени-то уже! Вам принести второе одеяло?
— Да хватит одного… Лен, как думаешь?
— Нет, я все-таки принесу. Вы в ноги его, если что.

И мы остаемся одни.

Гаснет на кухне свет.

Лена закрывает глаза и падает в сугроб.

Я падаю следом.

 

У доски

— Главное, построже-построже с ними! И слабости не показывать! Иначе всё, дисциплине крышка! И вашему, Надежда Александровна, авторитету! Ну, готовы?
— Да.

Я не была готова.

Меня поставили на два переполненных пятых класса: Б и Ж, выделили кабинет в конце коридора, показали, как пользоваться электронным дневником. Заходя в школу, я первым делом общалась с охранником, который всё время восклицал: «Ну надо же, а выглядите как ученица! Класс девятый! Десятый максимум!» Однажды техничка пристыдила меня за опоздание. Я шла ко второму.

И вот, в середине февраля, худо-бедно поняв, что к чему, я стояла у доски и — рыдала. А они, пять минут назад гогочущие на весь кабинет, сидели, точно приклеенные к партам, и виновато дышали.

Полгода я пыталась их успокоить. Мы даже придумали игру. За каждое замечание я писала на доске букву, пока не получалась «Тишина». «Тишина» грозила дополнительной домашкой или внезапной проверочной.

Зато теперь молчат. Это провал.

Вытираю слезы.

— Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего урока?
— Мы плохие!
— Мы ужасно себя вели.
— Простите нас!
— Поставьте нам двойки!

Может быть, надо было сразу выбежать из класса? Хотя это еще унизительнее. Да и как оставишь их без присмотра? Присмотр красными опухшими глазами, конечно, лучше. А слезы всё катятся и катятся.

— Урок окончен, все свободны!

Сидят.

А обычно только скажешь: «Записываем домашнее задание», уже учебники в рюкзаки запихивают.
Ладно, в сущности, ничего сверхъестественного не произошло. Да, шумели. Да, хохотали. Так ведь уже столько месяцев с ума сходят. Почему сейчас?
Хоть сразу увольняйся.
Дальше-то как?

— Домашнее задание: подумать о своем поведении. Как сделать так, чтобы подобное не повторилось.

Голос дрожит. Позорище.

— Надежда Александровна, вы от нас теперь откажетесь?
— Посмотрим.
— Не надо, пожалуйста!
— Я подумаю.

Зато они видят, что я живая. Вот оно, мое человеческое! Пошатнувшись, сажусь за стол, заставленный разноцветными стопками тетрадей. Спрятаться бы за них, крикнуть: «Я в домике!» И будь что будет!

— От нас предыдущая учительница тоже ушла… В началке.
— Довели?
— Довели… Вы просто добрая…
— Слишком, видимо.
— А мы привыкли, что на нас кричат…
— Это плохо. Но… На сегодня хватит. Идите домой. Урок о-кон-чен!

Сидят.

А мне как с таким заплаканным лицом выйти из класса? Надежда Александровна, что случилось? Да так, ничего. Аллергия!

Завтра об этом узнают все: родители, учителя, другие дети. В школе слухи разносятся мгновенно. И пускай разносятся. Чего уж теперь. Только бы сейчас перестали смотреть. Нет бы залипнуть как обычно в телефоны. Или по старинке записочки передавать. Ничего подобного.

Где же звонок? С часами что ли что-то… У меня? У техничек? У этого мира?

Звенит! Слава богу!

Зашевелились, но как-то медленно, осторожно. Никто не рванул в коридор. Наоборот. Подошли к доске. Выстроились друг за другом и вдруг начали меня обнимать, по очереди.

Стоят, шмыгают носами.

— Простите нас!
— Извините, пожалуйста.
— Мы не хотели!

Самый шебутной из них, Игорь, дернувшись вперед, чмокает меня щеку.
Прокатывается смешок, похожий на дружный выдох.

— Надежда Александровна, вы улыбаетесь?

 

 

Михаил Квадратов
Редактор Михаил Квадратов – поэт, прозаик. Родился в 1962 году в городе Сарапуле (УАССР). В 1985 году закончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат физико-математических наук. Проживает в Москве. Публиковался в журналах «Знамя», «Волга», «Новый Берег», «Новый мир», «Homo Legens». Автор поэтических книг «делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016), «Восьмистрочники» (2021). Победитель поэтической премии «Живая вода» (2008). Финалист Григорьевской поэтической премии (2012). Автор романа «Гномья яма» (2013). Рукопись сборника рассказов «Синдром Линнея» номинирована на премию «Национальный бестселлер» (2018).