Сергей Лёвин // Формаслов
Сергей Лёвин // Формаслов

Иногда очень хочется пощекотать себе нервы. А еще посмотреть фильм, который тебя удивит. И почувствовать себя не многоопытным киноманом, который на середине сеанса со значительным видом изрекает: «А убийца-то садовник!» и начинает демонстративно похрапывать в кресле, а зрителем благодарным, способным удивляться и восклицать: «Ну и накрутил сюжет сценарист, ай молодца!»

Подборку фильмов разных лет и разных стран с непредсказуемыми сюжетными кульбитами мы сегодня с нескрываемым удовольствием и представляем.

 

«Семь»

«Семь». Постер фильма // Формаслов
«Семь». Постер фильма // Формаслов

Страна: США

Год: 1995

В сумрачном городе, где, кажется, никогда не кончается дождь, идет расследование серии жесточайших убийств, каждое из которых отсылает к одному из семи библейских смертных грехов. Дело ведут ветеран полиции, которому осталась всего неделя до отставки (Морган Фриман), и его молодой и импульсивный напарник (Брэд Питт). И они даже не представляют, в какие глубины ада заведет их поиск преступника.

Выдающаяся режиссура Дэвида Финчера, блестящий сценарий Эндрю Кевина Уокера (он трудился над скриптом около двух лет и изрядно пролопатил литературную классику — от Чосера и Милтона до Данте), яркие актерские работы и одна из самых безжалостных концовок в истории кино («Он не знал?..») — все это делает «Семь» эталонным триллером, практически недосягаемой вершиной жанра.

Я впервые посмотрел этот фильм, когда мне было 17, на взятой в видеопрокате кассете, с рекомендацией «кино заумное, но четкое», и до сих пор помню, как поздней ночью, когда под The Hearts Filthy Lesson Дэвида Боуи по экрану поползли неправильные титры — сверху вниз, будто давя своим грузом, я сидел и молча пялился в телек и внутри меня была пустота. Сокрушительное кино…

 

«Олдбой»

«Олдбой». Постер фильма // Формаслов
«Олдбой». Постер фильма // Формаслов

Страна: Южная Корея

Год: 2003

Ничем не примечательного бизнесмена, этакого напившегося до поросячьего визга недотепу, внезапно похищают и оставляют в заточении на 15 лет. Без объяснения причин. Без связи с внешним миром. Так начинается жутковатая история о мести, которая так понравилась Квентину Тарантино, когда тот был председателем Каннского фестиваля, что он немедленно захотел вручить «Олдбою» «Золотую пальмовую ветвь». Не хватило всего одного голоса, и триллер завоевал Гран-при — тоже весьма приличную награду.

При всей своей жестокости и натурализме «Олдбой» — кино еще и умное, затейливо придуманное и филигранно поставленное. Конечно, не каждый зритель готов смотреть на сцены поедания живого осьминога (бедолага обошелся без дублеров) или выдирания зубов гвоздодером, но насилие здесь — необходимый ингредиент, чтобы показать всю глубину отчаяния и ярости человека, который не понимает, за что с ним так сурово обошлись, и готов на все, лишь бы отомстить неизвестному обидчику за отнятые лучшие годы жизни.

В Южной Корее не раз снимали фильмы, которые становились мировыми хитами (вспомнить хотя бы недавнюю «Игру в кальмара»), и, наравне с мрачными скандинавами, здесь тоже умеют делать стильное и качественное кино, которое плохо поддается ремейкам — уж больно оно самобытное. Так и попытка переснять «Олдбоя» в Голливуде даже со Спайком Ли в режиссерском кресле и отличным актерским составом оказалась лишь бледной копией оригинала.

 

«Встречное расследование»

«Встречное расследование». Постер фильма // Формаслов
«Встречное расследование». Постер фильма // Формаслов

Страна: Франция

Год: 2007

Что может быть страшнее для отца, чем смерть ребенка? С чудовищной трагедией сталкивается капитан полиции Ричард Малиновски — великолепная драматичная роль обычно предпочитающего комедийный жанр Жана Дюжардена.

Подозреваемого вскоре задерживают и осуждают, но что-то в этом вроде бы полностью завершенном деле настораживает копа, который затевает параллельное расследование, подозревая, что наказание отбывает явно невиновный человек.

Режиссер и сценарист фильма Франк Манкузо два десятка лет проработал в полиции: в отделе по борьбе с наркотиками, антитеррористическом отделе и управлении по борьбе с бандитизмом. Лицо и изнанку полицейских будней он представляет досконально, потому и происходящему на экране веришь безоговорочно.

Манкузо мастерски смешивает драму и детектив, а в финале готовит для зрителя головокружительный и многосоставной кульбит, о котором, конечно, заранее лучше не знать.

 

«Охотники за головами»

«Охотники за головами». Постер фильма // Формаслов
«Охотники за головами». Постер фильма // Формаслов

Страна: Норвегия, Швеция, Дания, Германия

Год: 2011

Скандинавский детектив давно стал особым жанром. Его основные составляющие: закрученная пружиной интрига, психологизм, сапсенс и натуралистичность. И тягучая, немного заунывная атмосфера, разумеется.

Одним из неоспоримых литературных триллер-классиков является писатель Ю Несбе, подаривший миру великолепную серию детективов о Харри Холле. Как она до сих пор не нашла достойную экранизацию, непонятно, но вышедший в 2017 году «Снеговик», несмотря на отличную первооснову и попавшего в образ Майкла Фассбендера в главной роли, получился, откровенно говоря, тем еще середнячком.

«Охотники за головами» — стремительный аттракцион, который спешит вперед на всех парах и не дает зрителю перевести дыхание. Главный герой фильма Роджер Браун —успешный специалист по подбору кадров, тот самый условный охотник за головами — попадает в непростую жизненную ситуацию: он тратит гораздо больше, чем зарабатывает, скрывает истинное финансовое положение дел от любимой красотки-жены и, чтобы заполучить больше денег… ворует картины у своих клиентов.

И вроде поначалу все идет как по маслу, но неприятности не заставляют себя ждать. Вскоре сам Роджер оказывается «головой», которую преследует смертельно опасный охотник. Но легкой добычей отчаянно цепляющийся за жизнь бизнесмен становиться не собирается.

Резкие сюжетные повороты, неотцензурированный черный юмор и калейдоскоп граничащих с абсурдом ситуаций в совокупности создают увлекательнейшее зрелище, роуд-муви и фильм-преследование в одном флаконе.

 

«Невидимый гость»

«Невидимый гость». Постер фильма // Формаслов
«Невидимый гость». Постер фильма // Формаслов

Страна: Испания

Год: 2016

Испанский режиссер и сценарист Ориол Паоло прославился детективами с лихо закрученным сюжетом. Схему он использует практически одну и ту же, выдавая информацию порционно и с удовольствием водя доверчивого зрителя за нос, предлагая ему то одну версию происходящего, то другую. Это происходит и в «Похищении» (2016), и в «Теле» (2019), и в недавнем мини-сериале «Харлан Кобен. Невиновен» (2021). Но классикой жанра стал все же «Невидимый гость».

Обвиняемый в убийстве любовницы молодой бизнесмен Адриан Дориа (Марио Касас) прибегает к помощи знаменитой адвокатессы Вирджинии Гудман, которая вообще-то собиралась уйти на пенсию, но слишком щедрое предложение заставляет ее взяться за это по-настоящему запутанное и неоднозначное дело.

Вечером накануне суда Гудман приходит к Дориа, и завязывается диалог, который в корне изменит представление об убийстве. И не один раз.

По сути, это разговорный триллер, и в кадре нет ни особой жести, ни экшена, но за динамику отвечает крепкий сценарий, исход которого вряд ли предскажет даже самый «насмотренный» зритель.

 

«Казнь»

«Казнь». Постер фильма // Формаслов
«Казнь». Постер фильма // Формаслов

Страна: Россия

Год: 2021

Изначально триллер — тяжелый для отечественного кинематографа жанр, практически неподъемный. Практически все попытки играть на этом поле оборачиваются фиаско. Тем выгоднее смотрится дебют клипмейкера Ладо Кватании, который снял по-настоящему крепкое жанровое кино.

По атмосфере это практически норвежский нуар, по картинке ближайший референс — «Семь» Финчера. От европейского кино отличить «Казнь» будет сложно. Нелинейное, крайне запутанное повествование, прыжки по разным годам и локациям, деление на главы — все это затягивает зрителя в сердце лабиринта, одновременно пугающего и зачаровывающего.

Дело о маньяке, который то ли пойман (официально), то ли нет (внезапно объявляется новая чудом выжившая жертва), напряженнейшая психологическая дуэль между следователем, карьера которого находится под угрозой, и подозреваемым, играющим с ним в жуткую игру, плюс дивной выстроенности картинка, умный сценарий с непредсказуемым финальным твистом и шикарная музыка — все это делает «Казнь» событием для российского кино. И дает надежду на то, что жанр триллера может прижиться и на нашей плодородной почве.

Сергей Лёвин

 

 

 

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».