Сразу в голову приходит «Кошкин дом» Самуила Маршака. Но… хочется начать с того, что вокруг нас не кошкин дом, а кошкин мир. И, признаться, без кошек этот мир действительно был бы печальным. На минуточку представим, что нет ласкового мурчания, нет голодного мяуканья, нет фырканья, возмущенного шипения — скольких прекрасных звуков лишился бы мир! А еще — скольких прекрасных текстов мы бы не знали с самого детства!

"Кошкин дом", С. Маршак // Формаслов
«Кошкин дом», С. Маршак // Формаслов

Так что не будем все-таки представлять отсутствие, а порадуемся присутствию, заодно вспомнив любимые рассказы о кошках для детей.

Самуила Маршака я не зря упомянула первым.

По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
У нее, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах сережки.
На сапожках —
Лак, лак.
А сережки —
Бряк-бряк.

(С. Маршак. «Кошкин дом»)

С этого текста начинается любовь к детской литературе практически у каждого ребенка. Через знакомый, «пушистый» образ автор предлагает нам достаточно поучительное произведение, в котором друзья познаются в беде, а нарушения правил техники безопасности дома приводят к последствиям. В нашем случае к пожару.

Во всех рассказах, где главным героем выступает кот или кошка, происходят удивительные события. Домашний питомец выступает ловким героем или незадачливым растяпой, но везде он несет добро и радость читателю. И не только сколько открытий кот несет!

"Живая шляпа", Н. Носов // Формаслов
«Живая шляпа», Н. Носов // Формаслов

Например, в рассказе Николая Носова «Живая шляпа» герои сталкивается с чем-то необъяснимым шляпой, которая сама по себе двигается по дому. Мальчишки из этого рассказа пугаются живой шляпы и придумывают вокруг нее целую историю. А завершается все дело… котенком, на которого упал головной убор.

«Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану».

(Николай Носов. «Живая шляпа»)

Перечитывая этот фрагмент, каждый вдруг вспоминает и свои истории, связанные с кошками и их проделками, придавая опыту литературному житейский. В рассказе «Живая шляпа» мы видим, что за самыми необычными явлениями всегда кроется нечто совершенно обыденное. И милое пушистый хвостик, к примеру.

"Кот в сапогах", Ш. Перро // Формаслов
«Кот в сапогах», Ш. Перро // Формаслов

А кто у нас самый славный и отважный мурчащий герой? Предположу, что мы ответим единогласно: Кот в сапогах.

Шарль Перро создал хитрого и целеустремленного персонажа, действиями которого двигает не только желание помочь ближнему, но и возможность проявить себя. Кот в сапогах своими действиями доказывает, что может сгодиться не только на «муфту», но и на хорошее положение под боком у хозяина. После котейкиных усилий это положение становится еще и благополучным.

«Один мельник, умирая, оставил своим трём сыновьям наследство: мельницу, осла и Кота. С разделом недолго возились и обошлись без помощи суда, потому что судьи обобрали бы их до нитки. Старший брат взял себе мельницу. Второй — осла. А младшему дали Кота. Он был неутешен, что досталась ему такая дрянь».

(Шарль Перро. «Кот в сапогах»)

Обращаясь к тексту сказки в очередной раз, мы будто все время пытаемся сказать герою: эх ты, не дрянь тебе досталась, а хитрец и ловкач, но ты узнаешь об этом позже. Коты и кошки ведь и правда хитрые. Чего только стоят их глазки, молящие о дополнительной порции корма!

Детские рассказы о кошках писал и Константин Паустовский («Кот-ворюга»), и Владимир Сутеев, на счету которого немало любимых сказок, впоследствии еще и экранизированных.

"Кто сказал мяу", В. Сутеев // Формаслов
«Кто сказал мяу», В. Сутеев // Формаслов

«Кто сказал „мяу“?» Действительно… кто бы это мог быть.

В этом рассказе читатель погружается не только в историю-поиск источника загадочного звука, но и учится эти звуки распознавать. Для родителей малышей это вообще любимая забава разучивать звуки животных вместе с детьми.

«Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет.
«Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее.
И тут кто-то опять сказал:
— Мяу!
— Кто там?»

(Владимир Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»)

Щенок во время поиска вместе с ребенком узнает, как «говорит» петух, собака, мышонок и в конце-таки находит источник мяукания.

Конечно, стоит быть аккуратнее с такими сказками, ведь после знакомства с ними малыш обязательно захочет котенка. И щенка, и петуха даже 😊

Не во всех рассказах коты и кошки выступают главными героями, они также прекрасно смотрятся в компании других животных. Например, в «Бременских музыкантах». Хотя… есть что-то «главное» в этом персонаже – не зря же он становится вершиной пирамиды, которую построили животные из собственных тел.

"Трое из Простоквашино", Э. Успенский // Формаслов
«Трое из Простоквашино», Э. Успенский // Формаслов

У Эдуарда Успенского кот Матроскин тоже невероятный хитрец и забияка. Кстати, хочется отметить, что все коты в рассказах для детей обладают не только антропоморфными признаками, но и отменным чувством юмора. Опыт сосуществования людей с котами не позволяет мыслить о них иначе, не правда ли?

Цитаты Матроскина каждый из нас использует в быту, укрепляя восприятие о котах как о смышленых товарищах.

«Не пр-равильно ты, дядя Фёдор, бутер-рброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, м-м-м, так вкуснее получится…»
«Я со своей Муркой ни за что теперь не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану. Потому что у меня две коровы есть».
«В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят, только чужие шастают. Не будем дверь открывать!»

Невозможно перечислить всех русскоязычных и иностранных авторов, которые писали и пишут о котах, как невозможно и перечитать все их рассказы. Впрочем, если начать с самого раннего возраста, то, может, что-то и выйдет. Но главное, у вас точно получится верно сформировать восприятие этого животного у ребенка, выработать понимание кошачьей личности, научить заботе о мохнатом товарище. Конечно, формат серьезной беседы о животных, об уходе за ними и защите недоступен до определенного возраста, тут на помощь и приходят добрые рассказы о кошках. Такие тексты помогают найти ответы на самые важные жизненные вопросы, учат детей взаимодействию с другими ребятами, пониманию «взрослого мира» и его законов, уважению и дружбе.

Ну и обязательно приводят к мысли о том, что в доме всегда должна быть кошка. Потому что невозможно жить без «это кто сказал „мяу“?».

Валерия Крутова (Валерия Валерьевна Макеева; Крутова – девичья фамилия) родилась в 1988 в Чимкенте (Казахстан). Образование: юридическое, специалист по информационной безопасности. Участник 18 и 19 Форумов Молодых Писателей, организованных Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Публиковалась в журналах «Дружба народов», «Юность», «Автограф», Лиterraтура, «Дактиль», «Формаслов», в альманахе LiterraNova, в сборнике прозы «Дорога без конца». Работает копирайтером в рекламном агентстве.