Олег Ник Павлов — поэт, прозаик, драматург.  Окончил Челябинский Государственный институт культуры. Работал в кукольных театрах Алтая и Урала. Председатель правления Челябинской областной писательской организации Союза писателей России, редактор детского журнала «Подорожник», худрук Театра кукол Олега Павлова. Лауреат Государственной премии Челябинской области, премии имени Константина Нефедьева, Первой Южно-Уральской литературной премии, Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Автобиография:
Родился в 1953 году. Творчеством своим обязан старшим братьям, ибо сколько себя помню, они уже писали стихи, рисовали и выпускали рукописные журналы и книги. Понятно, что я примкнул к ним. Наше детское творчество заметили в журнале «Пионер», в 1965 году опубликовали и даже познакомили нас с Корнеем Чуковским. Когда вырос, окончил Челябинский институт культуры, работал в театрах Урала и Алтая режиссером, художником, актером и сценаристом. Долгое время имел собственный кукольный театр. Теперь руковожу Челябинским отделением Союза писателей России, издаю книги и журналы, снимаю фильмы. Витя Покин — один из героев нашего Рукописного детства.

 


Олег Ник Павлов // Про Витю Покина

 

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

ПРО ВИТЮ ПОКИНА

Это Витя Покин. Он живёт на Севере. На самом северном из Северов, какие только можно представить.

Сразу скажем — никто его туда не посылал и он не полярник. Просто он там родился и живёт. А родился он в 1965 году в рисунках-шутках Братьев Павловых. Но и теперь он по-прежнему мальчик неопределённого возраста, всё тот же Витя Покин. Ведь литературные герои не старятся.

Ещё скажем, что Витя Покин — не чукча, не эскимос, не эвенк и не ненец. И даже, наверное, не русский. Просто весёлый и любопытный, немного наивный Витя Покин.

А сейчас мы расскажем несколько историй, что случились с Витей Покиным.

ВИТЯ ПОКИН И БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Витя Покин не всегда дружил с Белым Медведем. Не то чтобы они враждовали, но и не дружили. Бывало, проходит Витя мимо, а Медведь его — бац! — и шлёпнет по мягкому месту. Не то чтобы очень больно, но вполне ощутимо получалось.

Понадобилось как-то Вите Покину на другую льдину перейти. А переход только в одном, самом узком месте, где эти льдины смыкаются. И там, как назло, Белый Медведь давно уже лежит и по воде лапой водит. Не обойти его никак. А пойдёшь мимо — возьмёт да шлёпнет. Мокрой-то лапой! Да ещё и в воду ухнешь ненароком. В северную ледовитую.

Ждал Витя, ждал — не уходит Медведь. Сел тогда он неподалёку на торос и говорит:

— А ты почто в спячку—то не впадаешь?

— В какую еще спячку? — буркнул Белый Медведь, но даже не обернулся.

— Вот Бурые Медведи, например, зимой всегда засыпают.

— Какие это ещё «Бурые Медведи»? — удивился Белый Медведь. — Не бывает таких.

— А вот и бывает! — улыбнулся Витя Покин. — Смотри!

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

И кинул ему конфету «Три медведя». Белый Медведь долго разглядывал конфету, сопел, потом осторожно развернул, саму конфету слизнул, а обёртку ещё долго изучал.

Сказал потом:

— Не очень-то они похожи на медведей. Шоколадные какие-то. И что, подолгу спят?

— Всю зиму. До весны.

Белый Медведь перекатился на спину.

— А у нас всегда зима. Что же мне, всегда спать?

Помолчали.

— А у тебя нету больше таких конфет про Бурых Медведей? — осторожно спросил Белый Медведь. — Посидели бы, поговорили про них.

— Есть, — ответил Витя Покин. — Только они на другой льдине. Можно, я пройду?

— Конечно, проходи!

— Спасибо! — Витя Покин ловко обежал Медведя и прыгнул со льдины на льдину. — У меня даже про тебя конфеты есть!

— Сочиняешь! — отмахнулся Белый Медведь.

— Нет, правда есть. «Мишка на Севере» называются! Мне их из Москвы посылкой прислали. Я тебе принесу! — и Витя Покин, радостный, пошёл вверх по насту.

С этих пор Витя Покин и Белый Медведь крепко подружились.

ВИТЯ ПОКИН И ПИНГВИНИЙ АЙСБЕРГ

Витя Покин всегда ходил смотреть на Пингвиний Айсберг, когда тот причаливал к их льдине. На Айсберге было полным полно пингвинов, и все они шумно веселились. Вот и сейчас там попискивали скрипки и тумкали барабаны — настраивался пингвиний оркестр.

Витя Покин просто стоял и любовался Пингвиньим Айсбергом, когда к нему подбежал один взволнованный пингвин. В руках-крылышках он держал большое, в крапинку, яйцо.

— Привет, — сказал Пингвин, — долго будешь тут стоять?

— Не знаю, — честно сознался Витя Покин, — постою пока.

— Посторожи яйцо, а? — попросил Пингвин. — Пожалуйста! У нас, понимаешь, ответственный концерт сегодня, а я — первая скрипка. Ну не могу я музицировать с яйцом в руках.

— Ладно, — согласился Витя. — Положи его в санки, постерегу.

Обрадованный пингвин бережно уложил яйцо в санки и потешно, вперевалочку, поспешил на Айсберг.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

— Я быстро! — крикнул он. — Только отыграю — и сразу сюда.

Вскоре на Айсберге действительно заиграл оркестр. Да так славно заиграл, что весь Север заслушался, не только Витя Покин. Даже пролетавшая мимо Полярная Сова застыла в воздухе и висела так, не двигаясь, пока звучала музыка. И Северное Сияние проснулось, и стало переливаться в такт пингвиньему оркестру.

Но вот музыка окончилась, отгремели аплодисменты, и на Айсберге установился обычный весёлый шум. Сова полетела дальше, Сияние погасло, а Пингвин всё не возвращался.

И тут яйцо треснуло, а в санках оказался кругленький такой Пингвинёнок. Он огляделся по сторонам, увидел Витю Покина и вдруг ласково сказал: «Ма-ма».

— Нет, я не мама, — улыбнулся Витя Покин.

Пингвинёнок покрутил головой в поисках кого-нибудь другого, но никого не нашёл и в надежде спросил: «Па-па?».

— Да нет! — рассмеялся Витя. — Я не папа и не мама, я просто Витя Покин.

— Ма-ма Ви-тя! — по-своему повторил пингвинёнок. — Па-па По-кин!

Витя Покин долго доказывал Пингвинёнку, что они вовсе не родственники, и настоящий папа вернётся с минуты на минуту. Но тот не возвращался, а Пингвинёнок был упрям в  попытке усыновления.

— Покин-Папа! — кричал он. — Покин-мама!

И при этом просился на руки, жалобно поднимая ручки-крылышки.

У Вити Покина уже голова пошла кругом, когда наконец-то вернулся Пингвин.

— Ой, простите! — запричитал он, только появившись. — Я виноват, я задержался… Была такая сложная партия… И мы с друзьями чуток отдохнули…

Тут он увидел сидящего в санках Пингвинёнка и скорлупки яйца вокруг него.

— Какое чудо! — воскликнул он. — Мой сынок, здравствуй! Я твой папа!

Пингвинёнок недоверчиво глянул на Пингвина, потом отвернулся.

— Мой папа — Покин-папа.

— Нет, малыш, — чуть не заплакал Пингвин, — это я твой папа. Просто я должен был… я исполнял партию первой скрипки… Прости меня, пожалуйста, сынок, что я не успел вернуться к твоему появлению…

Пингвинёнок, всё ещё сомневаясь, смотрел то на отца, то на Витю Покина.

— Да-да, — сказал Пингвинёнку Витя Покин. — Это твой настоящий папа.

Он аккуратно поднял Пингвинёнка из санок и передал плачущему Пингвину.

А потом ещё долго стоял и смотрел, как пингвины — большой и маленький, взявшись за ручки-крылышки, уходят в сторону Айсберга. Пингвинёнок то и дело оборачивался на Витю Покина. Потом обернулся и папа-Пингвин.

— Спасибо! — крикнул он и помахал крылом.

А Витя Покин помахал ему в ответ рукой.

Пингвиний Айсберг шумно отчалил от льдины и отправился в кругосветное путешествие. Яркий, весёлый, музыкальный, за год он обогнёт всю планету, и вернётся снова.

«Интересно, — думал Витя Покин, — вспомнит ли меня через год этот глупенький Пингвинёнок?»

ВИТЯ ПОКИН, ЗАЯЦ И ПОЛЯРНАЯ СОВА

Полярная Сова редко пролетала над льдиной, где жил Витя Покин. Почему-то выбирала другие маршруты. И даже если пролетала, то не останавливалась на посадку.

А Витя Покин очень хотел познакомиться с ней поближе. Даже знаки на снегу рисовал: посадочно-заклинательные. Будет Сова пролетать — заметит знаки, заинтересуется и сядет рассматривать. «Что это значит?» — спросит. Витя Покин начнёт объяснять. Так и познакомятся.

Но Полярная Сова пролетала мимо, и знаки её не занимали.

Однажды (уже стемнело) Витя Покин услыхал уханье. А кто может ухать на Севере? Только Полярная Сова.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

Витя Покин выбежал из дома в надежде увидеть совиные глаза. Но вокруг была только синяя мгла, и не было никаких глаз.

Витя Покин повернул было в дом, а тут снова: «Ух! Ух!»

Ну, точно Сова!

Витя Покин обошёл всю льдину — нет никакой Совы. Ни простой, ни Полярной.

Но только повернёт к дому — сзади «Ух» да «Ух». Догадался Витя Покин, что его кто-то разыгрывает, нарочно как Сова ухает.

Прислушался — а голос-то не сверху, а снизу идёт, из-за сугробов. Обернулся резко и схватил чьи-то длинные уши.

Оказалось, Заяц! Прознал, проказник, что Витя Покин хочет с Совой подружиться и придумал розыгрыш. И ведь ухать так научился — точь-в-точь по—совиному!  

Витя Покин долго ни ушам, ни глазам своим не верил. Сидит перед ним Заяц, а ухает как Полярная Сова — не отличишь!

Потом похвалил Зайца:

— Ты же талант! Тебе артистом надо быть. Прямо сейчас беги и устраивайся в театр.

Заяц не сразу побежал в театр. Немного посидел, подумал, постриг ушами.

— Беги-беги, — подтолкнул его Витя Покин, — не зарывай талант в вечную мерзлоту. Тебя обязательно примут.

И Заяц рванул. Больше на льдине его никто не видел. Ясно, он уже служит в Полярном Театре Сказок.

Когда будете в этом театре, обязательно найдите среди актеров того самого Зайца и передайте ему привет от Вити Покина.

Может, он даже сделает вид, что не знает никакого Витю Покина и что он сам по себе артист. Простим ему и это.

Зайцы — они такие притворяшки — у-ух!

ВИТЯ ПОКИН И ШАРИК ЛАПИН

Витя Покин знал, что на соседней льдине живёт Шарик Лапин. Шарик был не простой собакой, а ездовой лайкой, поэтому у него была фамилия и настоящие длинные нарты.

А Витя Покин давно хотел, чтобы у него собака была. Когда собака есть, жить веселее. И на охоту удобнее с ней ходить, и дом охраняет.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

Пошёл Витя Покин к Шарику Лапину на переговоры. На санки поставил чайник с горячим чаем. За чаем и разговоры лучше.

Подошли они к краешкам своих льдин, сидят, чай пьют, переговариваются.

Витя Покин говорит:

— Пойдём, Шарик, ко мне жить. Будешь моей собакой — и охотничьей, и сторожевой.

— Не, — отвечает Шарик, — я собака ездовая. У меня и фамилия, и нарты есть.

— Ну, и ездовой тоже будешь, — уговаривает его Витя. — Пойдём!

— Нет, — говорит Шарик, — не пойду. А чай у тебя хороший. Налей еще чашечку.

А Витя Покин обиделся и говорит:

— Не налью тебе больше чаю. Не хочешь ко мне в собаки.

— Не хочу, — соглашается Шарик. — Я привык сам по себе жить.

Витя Покин надулся, сидит-пыхтит.

Улыбается Шарик Лапин:

— Ну чего ты надулся? Сам подумай — если я к тебе перейду, кто мой-то дом охранять будет?

— Это правда, — вздохнул Витя Покин. — Полярные песцы — они такие… вмиг всё хозяйство растащат.

— Вот-вот.

Витя Покин подлил Шарику чаю погорячей и опять тяжко вздохнул:

— Как же быть? Я так хотел собаку.

— А зачем тебе собака? — вдруг спрашивает Шарик.

— Как это зачем? — удивился Витя. — Собака — лучший друг человека.

— Вот видишь, — говорит ему Шарик, — друг. А ты из меня слугу хочешь сделать.

Шарик встал, вернул Вите Покину чашку и взял свои нарты за ремешок.

— Дружить мы и так можем. В гости будем ходить. Можно и попутешествовать вместе.

— Пожалуй, ты прав! — обрадовался Витя Покин. — Будем дружить! Завтра же приходи в гости. Я еще лучше чай заварю.

— Завтра не смогу, — говорит Шарик, — завтра у меня большая пробежка по Северу запланирована. А послезавтра — обязательно приду. Жди!

На том они пожали друг другу лапы и руки, и разошлись.

«Как хорошо, — думал Витя Покин, — теперь у меня есть друг!».

А Шарик думал: «Кабы не дом, можно было и к Вите Покину перебраться. Не в собаки, конечно. Просто дружить и жить вместе. Он хороший…».  

 

Виктория Татур — детский писатель, редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Родилась в Ташкенте в 1985 году. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет. Член Cоюза писателей России. Победительница литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Специальный диплом литературной премии «Справедливая Россия». Вошла в шорт-лист премии Левитова. Участница различных литературных форумов в Химках, Липках и др. Публиковалась в журналах «Путеводная звезда», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь», «Кольчугинская осень», «Волга XXI век», «Соты», «Симбирскъ» и др. Автор книг для детей: «Нанозавры» «Смотри, как я могу», «На макушке лета».