Олег Ник Павлов — поэт, прозаик, драматург.  Окончил Челябинский Государственный институт культуры. Работал в кукольных театрах Алтая и Урала. Председатель правления Челябинской областной писательской организации Союза писателей России, редактор детского журнала «Подорожник», худрук Театра кукол Олега Павлова. Лауреат Государственной премии Челябинской области, премии имени Константина Нефедьева, Первой Южно-Уральской литературной премии, Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Автобиография:
Родился в 1953 году. Творчеством своим обязан старшим братьям, ибо сколько себя помню, они уже писали стихи, рисовали и выпускали рукописные журналы и книги. Понятно, что я примкнул к ним. Наше детское творчество заметили в журнале «Пионер», в 1965 году опубликовали и даже познакомили нас с Корнеем Чуковским. Когда вырос, окончил Челябинский институт культуры, работал в театрах Урала и Алтая режиссером, художником, актером и сценаристом. Долгое время имел собственный кукольный театр. Теперь руковожу Челябинским отделением Союза писателей России, издаю книги и журналы, снимаю фильмы. Витя Покин — один из героев нашего Рукописного детства.

 


Олег Ник Павлов // Про Витю Покина

 

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

ПРО ВИТЮ ПОКИНА

Это Витя Покин. Он живёт на Севере. На самом северном из Северов, какие только можно представить.

Сразу скажем — никто его туда не посылал и он не полярник. Просто он там родился и живёт. А родился он в 1965 году в рисунках-шутках Братьев Павловых. Но и теперь он по-прежнему мальчик неопределённого возраста, всё тот же Витя Покин. Ведь литературные герои не старятся.

Ещё скажем, что Витя Покин — не чукча, не эскимос, не эвенк и не ненец. И даже, наверное, не русский. Просто весёлый и любопытный, немного наивный Витя Покин.

А сейчас мы расскажем несколько историй, что случились с Витей Покиным.

ВИТЯ ПОКИН И БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Витя Покин не всегда дружил с Белым Медведем. Не то чтобы они враждовали, но и не дружили. Бывало, проходит Витя мимо, а Медведь его — бац! — и шлёпнет по мягкому месту. Не то чтобы очень больно, но вполне ощутимо получалось.

Понадобилось как-то Вите Покину на другую льдину перейти. А переход только в одном, самом узком месте, где эти льдины смыкаются. И там, как назло, Белый Медведь давно уже лежит и по воде лапой водит. Не обойти его никак. А пойдёшь мимо — возьмёт да шлёпнет. Мокрой-то лапой! Да ещё и в воду ухнешь ненароком. В северную ледовитую.

Ждал Витя, ждал — не уходит Медведь. Сел тогда он неподалёку на торос и говорит:

— А ты почто в спячку—то не впадаешь?

— В какую еще спячку? — буркнул Белый Медведь, но даже не обернулся.

— Вот Бурые Медведи, например, зимой всегда засыпают.

— Какие это ещё «Бурые Медведи»? — удивился Белый Медведь. — Не бывает таких.

— А вот и бывает! — улыбнулся Витя Покин. — Смотри!

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

И кинул ему конфету «Три медведя». Белый Медведь долго разглядывал конфету, сопел, потом осторожно развернул, саму конфету слизнул, а обёртку ещё долго изучал.

Сказал потом:

— Не очень-то они похожи на медведей. Шоколадные какие-то. И что, подолгу спят?

— Всю зиму. До весны.

Белый Медведь перекатился на спину.

— А у нас всегда зима. Что же мне, всегда спать?

Помолчали.

— А у тебя нету больше таких конфет про Бурых Медведей? — осторожно спросил Белый Медведь. — Посидели бы, поговорили про них.

— Есть, — ответил Витя Покин. — Только они на другой льдине. Можно, я пройду?

— Конечно, проходи!

— Спасибо! — Витя Покин ловко обежал Медведя и прыгнул со льдины на льдину. — У меня даже про тебя конфеты есть!

— Сочиняешь! — отмахнулся Белый Медведь.

— Нет, правда есть. «Мишка на Севере» называются! Мне их из Москвы посылкой прислали. Я тебе принесу! — и Витя Покин, радостный, пошёл вверх по насту.

С этих пор Витя Покин и Белый Медведь крепко подружились.

ВИТЯ ПОКИН И ПИНГВИНИЙ АЙСБЕРГ

Витя Покин всегда ходил смотреть на Пингвиний Айсберг, когда тот причаливал к их льдине. На Айсберге было полным полно пингвинов, и все они шумно веселились. Вот и сейчас там попискивали скрипки и тумкали барабаны — настраивался пингвиний оркестр.

Витя Покин просто стоял и любовался Пингвиньим Айсбергом, когда к нему подбежал один взволнованный пингвин. В руках-крылышках он держал большое, в крапинку, яйцо.

— Привет, — сказал Пингвин, — долго будешь тут стоять?

— Не знаю, — честно сознался Витя Покин, — постою пока.

— Посторожи яйцо, а? — попросил Пингвин. — Пожалуйста! У нас, понимаешь, ответственный концерт сегодня, а я — первая скрипка. Ну не могу я музицировать с яйцом в руках.

— Ладно, — согласился Витя. — Положи его в санки, постерегу.

Обрадованный пингвин бережно уложил яйцо в санки и потешно, вперевалочку, поспешил на Айсберг.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

— Я быстро! — крикнул он. — Только отыграю — и сразу сюда.

Вскоре на Айсберге действительно заиграл оркестр. Да так славно заиграл, что весь Север заслушался, не только Витя Покин. Даже пролетавшая мимо Полярная Сова застыла в воздухе и висела так, не двигаясь, пока звучала музыка. И Северное Сияние проснулось, и стало переливаться в такт пингвиньему оркестру.

Но вот музыка окончилась, отгремели аплодисменты, и на Айсберге установился обычный весёлый шум. Сова полетела дальше, Сияние погасло, а Пингвин всё не возвращался.

И тут яйцо треснуло, а в санках оказался кругленький такой Пингвинёнок. Он огляделся по сторонам, увидел Витю Покина и вдруг ласково сказал: «Ма-ма».

— Нет, я не мама, — улыбнулся Витя Покин.

Пингвинёнок покрутил головой в поисках кого-нибудь другого, но никого не нашёл и в надежде спросил: «Па-па?».

— Да нет! — рассмеялся Витя. — Я не папа и не мама, я просто Витя Покин.

— Ма-ма Ви-тя! — по-своему повторил пингвинёнок. — Па-па По-кин!

Витя Покин долго доказывал Пингвинёнку, что они вовсе не родственники, и настоящий папа вернётся с минуты на минуту. Но тот не возвращался, а Пингвинёнок был упрям в  попытке усыновления.

— Покин-Папа! — кричал он. — Покин-мама!

И при этом просился на руки, жалобно поднимая ручки-крылышки.

У Вити Покина уже голова пошла кругом, когда наконец-то вернулся Пингвин.

— Ой, простите! — запричитал он, только появившись. — Я виноват, я задержался… Была такая сложная партия… И мы с друзьями чуток отдохнули…

Тут он увидел сидящего в санках Пингвинёнка и скорлупки яйца вокруг него.

— Какое чудо! — воскликнул он. — Мой сынок, здравствуй! Я твой папа!

Пингвинёнок недоверчиво глянул на Пингвина, потом отвернулся.

— Мой папа — Покин-папа.

— Нет, малыш, — чуть не заплакал Пингвин, — это я твой папа. Просто я должен был… я исполнял партию первой скрипки… Прости меня, пожалуйста, сынок, что я не успел вернуться к твоему появлению…

Пингвинёнок, всё ещё сомневаясь, смотрел то на отца, то на Витю Покина.

— Да-да, — сказал Пингвинёнку Витя Покин. — Это твой настоящий папа.

Он аккуратно поднял Пингвинёнка из санок и передал плачущему Пингвину.

А потом ещё долго стоял и смотрел, как пингвины — большой и маленький, взявшись за ручки-крылышки, уходят в сторону Айсберга. Пингвинёнок то и дело оборачивался на Витю Покина. Потом обернулся и папа-Пингвин.

— Спасибо! — крикнул он и помахал крылом.

А Витя Покин помахал ему в ответ рукой.

Пингвиний Айсберг шумно отчалил от льдины и отправился в кругосветное путешествие. Яркий, весёлый, музыкальный, за год он обогнёт всю планету, и вернётся снова.

«Интересно, — думал Витя Покин, — вспомнит ли меня через год этот глупенький Пингвинёнок?»

ВИТЯ ПОКИН, ЗАЯЦ И ПОЛЯРНАЯ СОВА

Полярная Сова редко пролетала над льдиной, где жил Витя Покин. Почему-то выбирала другие маршруты. И даже если пролетала, то не останавливалась на посадку.

А Витя Покин очень хотел познакомиться с ней поближе. Даже знаки на снегу рисовал: посадочно-заклинательные. Будет Сова пролетать — заметит знаки, заинтересуется и сядет рассматривать. «Что это значит?» — спросит. Витя Покин начнёт объяснять. Так и познакомятся.

Но Полярная Сова пролетала мимо, и знаки её не занимали.

Однажды (уже стемнело) Витя Покин услыхал уханье. А кто может ухать на Севере? Только Полярная Сова.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

Витя Покин выбежал из дома в надежде увидеть совиные глаза. Но вокруг была только синяя мгла, и не было никаких глаз.

Витя Покин повернул было в дом, а тут снова: «Ух! Ух!»

Ну, точно Сова!

Витя Покин обошёл всю льдину — нет никакой Совы. Ни простой, ни Полярной.

Но только повернёт к дому — сзади «Ух» да «Ух». Догадался Витя Покин, что его кто-то разыгрывает, нарочно как Сова ухает.

Прислушался — а голос-то не сверху, а снизу идёт, из-за сугробов. Обернулся резко и схватил чьи-то длинные уши.

Оказалось, Заяц! Прознал, проказник, что Витя Покин хочет с Совой подружиться и придумал розыгрыш. И ведь ухать так научился — точь-в-точь по—совиному!  

Витя Покин долго ни ушам, ни глазам своим не верил. Сидит перед ним Заяц, а ухает как Полярная Сова — не отличишь!

Потом похвалил Зайца:

— Ты же талант! Тебе артистом надо быть. Прямо сейчас беги и устраивайся в театр.

Заяц не сразу побежал в театр. Немного посидел, подумал, постриг ушами.

— Беги-беги, — подтолкнул его Витя Покин, — не зарывай талант в вечную мерзлоту. Тебя обязательно примут.

И Заяц рванул. Больше на льдине его никто не видел. Ясно, он уже служит в Полярном Театре Сказок.

Когда будете в этом театре, обязательно найдите среди актеров того самого Зайца и передайте ему привет от Вити Покина.

Может, он даже сделает вид, что не знает никакого Витю Покина и что он сам по себе артист. Простим ему и это.

Зайцы — они такие притворяшки — у-ух!

ВИТЯ ПОКИН И ШАРИК ЛАПИН

Витя Покин знал, что на соседней льдине живёт Шарик Лапин. Шарик был не простой собакой, а ездовой лайкой, поэтому у него была фамилия и настоящие длинные нарты.

А Витя Покин давно хотел, чтобы у него собака была. Когда собака есть, жить веселее. И на охоту удобнее с ней ходить, и дом охраняет.

Олег Ник Павлов "Про Витю Покина" Илл. // Формаслов
Олег Ник Павлов “Про Витю Покина” Илл. // Формаслов

Пошёл Витя Покин к Шарику Лапину на переговоры. На санки поставил чайник с горячим чаем. За чаем и разговоры лучше.

Подошли они к краешкам своих льдин, сидят, чай пьют, переговариваются.

Витя Покин говорит:

— Пойдём, Шарик, ко мне жить. Будешь моей собакой — и охотничьей, и сторожевой.

— Не, — отвечает Шарик, — я собака ездовая. У меня и фамилия, и нарты есть.

— Ну, и ездовой тоже будешь, — уговаривает его Витя. — Пойдём!

— Нет, — говорит Шарик, — не пойду. А чай у тебя хороший. Налей еще чашечку.

А Витя Покин обиделся и говорит:

— Не налью тебе больше чаю. Не хочешь ко мне в собаки.

— Не хочу, — соглашается Шарик. — Я привык сам по себе жить.

Витя Покин надулся, сидит-пыхтит.

Улыбается Шарик Лапин:

— Ну чего ты надулся? Сам подумай — если я к тебе перейду, кто мой-то дом охранять будет?

— Это правда, — вздохнул Витя Покин. — Полярные песцы — они такие… вмиг всё хозяйство растащат.

— Вот-вот.

Витя Покин подлил Шарику чаю погорячей и опять тяжко вздохнул:

— Как же быть? Я так хотел собаку.

— А зачем тебе собака? — вдруг спрашивает Шарик.

— Как это зачем? — удивился Витя. — Собака — лучший друг человека.

— Вот видишь, — говорит ему Шарик, — друг. А ты из меня слугу хочешь сделать.

Шарик встал, вернул Вите Покину чашку и взял свои нарты за ремешок.

— Дружить мы и так можем. В гости будем ходить. Можно и попутешествовать вместе.

— Пожалуй, ты прав! — обрадовался Витя Покин. — Будем дружить! Завтра же приходи в гости. Я еще лучше чай заварю.

— Завтра не смогу, — говорит Шарик, — завтра у меня большая пробежка по Северу запланирована. А послезавтра — обязательно приду. Жди!

На том они пожали друг другу лапы и руки, и разошлись.

«Как хорошо, — думал Витя Покин, — теперь у меня есть друг!».

А Шарик думал: «Кабы не дом, можно было и к Вите Покину перебраться. Не в собаки, конечно. Просто дружить и жить вместе. Он хороший…».  

 

Виктория Татур
Виктория Татур — детский писатель, редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Родилась в Ташкенте в 1985 году. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет. Автор книг для детей: «Нанозавры» (Формаслов), «Софи и волшебная лента» (Нигма), «В Пупках и не такое бывает» (Волчок), «Новогодний калейдоскоп и легенды Дрыгунца», «Ульрик, кто же ты?» (Детская литература), «Рассказы из лужи с питьевой водой», «Смотри, как я могу», «На макушке лета». Член Cоюза писателей России. Победительница литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Специальный диплом литературной премии «Справедливая Россия». Вошла в шорт-лист премии Левитова. Участница различных литературных форумов в Химках, Липках и др. Публиковалась в журналах «Путеводная звезда», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь», «Кольчугинская осень», «Волга XXI век», «Соты», «Симбирскъ» и др.