Андрей Дмитриев. Зовите Брейгеля скорей. — Нижний Новгород: Издательство «Книги», 2022. — 320 с.
Скачать поэтический сборник Андрея Дмитриева «Зовите Брейгеля скорей»
В книгу вошли стихотворения нижегородского поэта Андрея Дмитриева, как публиковавшиеся ранее в многочисленных сетевых ресурсах и печатных изданиях, так и созданные в самое последнее время.
Из аннотации
Андрей Дмитриев — поэт долгого дыхания. И он же поэт долгого, глубокого взгляда. Его темы — история, искусство, путешествия, город, меньше — природа, точнее, меньше природы, потому что она городская, и, конечно, люди. Лирического «Я» Андрей Дмитриев не избегает, но умеет и видеть Другого, говорить за Другого, поэтому в его поэзии так выражено эпическое, балладное начало. Отчасти это можно назвать творческим диалогом с поэтом Фёдором Сваровским, с чьим именем связана русская баллада в современном бытовании, с обращением к жанрам массовой литературы, прежде всего научной фантастики и манги. И действительно, имя Федора Сваровского появляется в эпиграфе к одному из стихотворений книги (в скобках, раз уж зашла речь об эпиграфах, отметим, что в книге «Зовите Брейгеля скорей» их чрезвычайно много, появляются такие имена как Ян Сатуновский, Виктор Соснора, Ольга Седакова, Линор Горалик, Мария Степанова — и вместе это образует сложный гипертекст, может быть палимпсест современной поэзии, и Андрей Дмитриев, собирая все эти голоса, утверждает себя именно как современный поэт с острым чувством литературного нерва эпохи; впрочем, не только этим). Однако баллады Андрея Дмитриева совершенно самостоятельны и от баллад Фёдора Сваровского сильно отличаются. Здесь тоже присутствует обращение к беллетристике (да пожалуй, и сама суть баллады — повествования в поэзии, повествование сюжетного и даже остросюжетного именно в этом), но это обращение скорее к историческому роману или жанру альтернативной истории — слои времени перемешаны фантастическим образом, летопись и учебник становится пластичной глиной стиха, в котором не только всё возможно, но возможно всегда и одновременно.
Евгения РИЦ,
из вступительной статьи к книге
Сюжетика поэтики Андрея Дмитриева во многом связана с осознанным или нет созданием культурной среды и собственной личности в пустоте того места, в котором выпало жить. Это принципиально неготовое я, легко вживающееся не только в культурных героев, но и в животных, гадов. Это я, которое способно лично пройти едва ли не каждый этап в цепи сущего, оно способно быть молекулой и вишневой косточкой, переживая эпохи, преображаясь вместе с ними. Оно чрезвычайно любопытно по отношению к миру, открыто ему, что отличает этого лирического субъекта от пресыщенности метрополии. Этот субъект всегда помнит, откуда он вышел, в этом залог его живучести и витальности. Когда он называет себя ящерицей на горячем камне, то в этом признании можно расслышать не только самоуничижение. Тут и недоступный в метрополии опыт архаичного низового существования, и мотивированность «стать человеком», которая невозможна без этого опыта.
Владимир КОЗЛОВ,
аннотация с сайта журнала «Prosōdia»