Сергей Лёвин // Формаслов
Сергей Лёвин // Формаслов

Мюзикл не самый популярный в нашей стране жанр. Многие зрители изначально не могут и даже не хотят понять и принять саму его концепцию. И в самом деле, обычно же люди не начинают петь и танцевать, попав под дождь или застряв в огромной автомобильной пробке. А если и попытаются сделать это, то рискуют привлечь внимание правоохранительных органов или медицинских служб.

Тем не менее жанр прекрасно себя чувствует в остальном мире: к нему обращались даже такие корифеи, как Стивен Спилберг или Роб Маршалл. Впрочем, сегодня мы поговорим о мюзиклах, чья концепция отличается от большинства жанровых образцов и которые могут понравиться даже тем, кто на дух не переносит музыкальные фильмы.

 

«Танцующая в темноте»: не вижу зла…

«Танцующая в темноте». Постер фильма // Формаслов
«Танцующая в темноте». Постер фильма // Формаслов

Год выхода: 2000

Рейтинг: 18+

Впервые этот фильм Ларса фон Триера на отечественном телевидении показали 8 марта (видимо, составители программы телепередач наивно купились на слово «мюзикл» в аннотации).

Однако Триер не был бы собой, если бы не переосмыслил жанр и не вывернул его наизнанку. «Танцующая в темноте» тяжелейшее, депрессивное, безысходное кино, в котором нет ни свойственной мюзиклам лёгкости и веселья, ни хэппи-энда. Так себе подарочек к Женскому дню получился…

Сам фильм вышел по-настоящему запоминающимся, и не в последнюю очередь благодаря песням, которые написала исполнительница главной роли исландская певица Бьорк, сыгравшая слепнущую женщину в крайне непростой жизненной ситуации.

Режиссёр построил повествование на контрасте: сцены «обычной» жизни сняты в документальной стилистике и на ручную камеру, зато песенные номера полны красок и жизни. Оригинальность чувствуется во всем, к примеру, в одной из композиций роль музыкальных инструментов исполняют станки на заводе.

Критики отнеслись к эксперименту Триера по-разному: кто-то упрекал в манипуляциях с сентиментализмом и старательным выжиманием зрительских слёз, другие восторгались. Впрочем, спорные мнения не помешали «Танцующей» завоевать Золотую пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля.

 

«8 женщин»: прекрасны и опасны

«8 женщин». Постер фильма // Формаслов
«8 женщин». Постер фильма // Формаслов

Год выхода: 2001

Рейтинг: 16+

Мастер артхауса Франсуа Озон смешал в одном флаконе мюзикл, комедию, драму и детектив и сделал это мастерски, стильно и с присущим ему мрачным юмором.

В большом загородном доме произошло убийство. Найден мёртвым хозяин особняка. На улице лютая зима, обильный снегопад отрезал место преступления от внешнего мира, и под подозрение попадают все, кто находится под одной крышей: 8 очаровательных женщин, у каждой из которых есть свои мотивы для преступления…

Озон сделал ставку на звёзд: играют Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Изабель Юппер, Фанни Ардан и другие не менее замечательные актрисы. И у каждой есть по одной песне, ярко раскрывающей характеры их персонажей.

Финал истории предугадать невозможно. Тем интереснее наблюдать, как подозрение переходит с одной героини на другую и как каждая из актрис наслаждается ролью.

Единственного героя-мужчину, кстати, ни разу не покажут да и кому он нужен, когда в кадре столько прекрасных и столь же опасных дам?!

 

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»: уноси готовенького

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стри». Постер фильма // Формаслов
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стри». Постер фильма // Формаслов

Год выхода: 2007

Рейтинг: 18+

Если за мюзикл берётся магистр макабрических наук Тим Бёртон, попсовых песен и плясок можно не ждать. Всё будет максимально мрачно, готично, а в данном случае ещё и кроваво. Ну где ещё можно увидеть зловещего, полного ослепляющей ярости Джонни Деппа, который одновременно поёт и перерезает отточенным лезвием горло очередной жертве?

Бёртон традиционно собрал первоклассный актёрский ансамбль и заставил всех петь кто как сумеет. Актеры справились часто не за счёт вокала, а благодаря харизме. На экране помимо Деппа блистают Алан Рикман, Саша Барон Коэн, Тимоти Сполл и Хелена Бонем Картер.

И, конечно, на экране творятся совершенно не свойственные легкомысленному жанру вещи: кровь бьёт фонтаном и льётся ручьями, а из чего героиня Картер готовит начинку для лучших в городе пирожков, не стоит и упоминать…

Массовый зритель эксперимент принял отнюдь не с распростёртыми объятьями, и в прокате фильм выступил весьма средне, зато остался в памяти как одно из самых безрадостных, лишённых даже намёка на свет в конце тоннеля творений режиссёра-эксцентрика.

 

«Самый лучший день»: здесь пьют и поют

«Самый лучший день». Постер фильма // Формаслов
«Самый лучший день». Постер фильма // Формаслов

Год выхода: 2015

Рейтинг: 16+

Обращался к жанру и российский режиссёр-эксцентрик, создатель дилогии «Горько!» Жора Крыжовников, творчество которого обычно вызывает полярные реакции. Кто-то называет его новым Данелией и Гайдаем, другие обвиняют в эксплуатации стереотипов о русских людях как вечно пьяном быдле.

Названный в честь популярнейшей песни Григория Лепса «Самый лучший день» создатель окрестил новым жанром «караоке-комедия». Зрители действительно могут подпевать персонажам помогают титры.

Центральным двигателем сюжета стандартно является алкоголь, пьют практически все: и главный герой – недотёпистый гаишник в гротескном исполнении Дмитрия Нагиева, и эффектно дебютировавшая в кино солистка группы Serebro Ольга Серябкина, и многие другие.

Крыжовников много и часто саркастично экспериментирует: ломает четвёртую стену, снимает масштабные музыкальные номера одним дублем и заставляет толпы полуголых мужчин водить хороводы под дождём под «Голубоглазое такси».

«Самый лучший день» стал самым кассовым отечественным фильмом 2015 года, а вот в том, получилась ли эта комедия по-настоящему народной, есть большие сомнения. По крайней мере, место «Иронии судьбы» или «Ивана Васильевича» в новогодних телеэфирах занять ей не удалось.

 

«Лёд»: не поскользнись

«Лёд». Постер фильма // Формаслов
«Лёд». Постер фильма // Формаслов

Год выхода: 2018

Рейтинг: 6+

Трейлеры рекламировали этот фильм как очередную духоподъёмную историю об отечественных спортсменах, и первые зрители были немало обескуражены, когда по ходу действия герои внезапно начали петь.

В итоге получилась причудливая, но по какой-то непостижимой причине работающая схема: сочетание мелодрамы, спортивного фильма и мюзикла. На экране есть и соперничество, и драма, и изобретательно снятые, но, как правило, неважно спетые музыкальные номера.

Как и в вышедших ранее «Стилягах», практически все звучащие песни хорошо знакомы поклонникам русского рока, однако в отличие от упомянутой претенциозной полуагитки Тодоровского, тексты, к счастью, остались без вмешательства.

Завоевавший зрительскую любовь фильм вскоре обзавёлся сиквелом, но от спорта «Лёд 2» ушёл в слезовыжимательную мелодраму, и хорошие песни его уже не спасли.

Сергей Лёвин

 

Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист. Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».

 

 

Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».