Сергей Лёвин // Формаслов
Сергей Лёвин // Формаслов
Крупнейшие интернет-платформы пользуются нестабильным состоянием кинопроката, который никак не встанет на ноги после пандемии, и продолжают бороться за зрительские симпатии, снимая масштабные и не очень проекты в разных жанрах. Сегодня поговорим о нескольких отечественных и зарубежных сериалах 2021 года, каждый из которых интересен по-своему. И это тот случай, когда можно смело браться за просмотр, — хотя бы один из участников списка наверняка найдёт поклонников среди читателей этой колонки.

 


 

«Большая секунда»: не думай о секундах свысока…

Постер сериала «Большая секунда» // Формаслов
Постер сериала «Большая секунда» // Формаслов

платформа: Start
рейтинг: 16+
количество эпизодов: 13

Вероятнее всего, вы ничего не слышали об этом сериале — он вряд ли фигурировал в топах лучшего за год. Скромнобюджетный, камерный, лишённый громкого пиара телефильм не удостоился ни кинонаград, ни хайпа. А жаль.

Режиссёр театра и кино Виктор Шамиров — автор, широко известный в узких кругах. Киноманы ценят его «Упражнения в прекрасном» и «Со мною вот что происходит», любители отдыха на природе — «Дикарей». В 2020 году Шамиров попробовал выйти за рамки независимого кино и снял коммерчески успешную, но растоптанную критиками комедию «Непосредственно Каха», а в 21-м реабилитировался за этот промах «Большой секундой».

Среди постановочного изобилия эта минималистичная постановка стоит особняком. В офисном здании пара сценаристов (мужчина и женщина) сочиняют сюжет для мини-сериала. Их связывает давнее знакомство, которое когда-то было не просто дружбой, но те времена давно минули.

Параллельно зритель видит историю, которую они пишут, и становится крайне интересно наблюдать, как непростые отношения между авторами проецируются на их персонажей. Нежная лирика, смех и слёзы, тексты и подтексты, ирония над современной телеиндустрией и разговор о серьёзном — здесь есть всё, чтобы насладиться первоклассными диалогами и тонкой актёрской игрой. И, возможно, узнать в героях себя или своих близких.

 

«Каштановый человечек»: в подворотне нас ждёт маньяк

Постер сериала «Каштановый человечек» // Формаслов
Постер сериала «Каштановый человечек» // Формаслов

платформа: Netflix
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 6

За последние годы скандинавские детективы стали если не эталоном, то как минимум заслуживающим уважения образцом жанра. Например, «Мост» и «Убийство» обзавелись ремейками в разных странах мира, в том числе в России. И вот — удачное «пополнение» в обойме, экранизация романа Сорена Свейструпа, получившая и зрительское признание, и благосклонность критиков.

В «Каштановом человечке» есть всё, за что мы любим скандинавские триллеры: запутанное дело об убийстве, тайны прошлого, колоритные герои, сюжетные твисты и тягучая нуарная атмосфера. Во время просмотра порой даже кажется, что осенние краски перетекают с экрана в комнату.

В основе сюжета — расследование серии жестоких убийств женщин, возле трупов которых находят самодельные игрушки — фигурки каштановых человечков… Всё происходящее оказывается связано с относительно недавним исчезновением дочери известного политика и чудовищным преступлением, произошедшим несколько десятилетий назад.

Ввиду небольшого количества серий заскучать зритель не успеет — с каждым эпизодом градус напряжения растёт, число жертв множится, героям сопереживаешь всё сильнее. Интересно, купят ли права на российскую адаптацию?

 

«Вертинский»: в бананово-лимонном Сингапуре

Постер сериала «Вертинский» // Формаслов
Постер сериала «Вертинский» // Формаслов

платформа: KION
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 8

Самый масштабный отечественный байопик прошлого года появился сначала в интернете на платформе KION, а уже затем на Первом канале — в изрядно цензурированной версии, где часть сомнительных для зрителей главного федерального телеканала сцен целомудренно сократили.

Персона Александра Вертинского большинству зрителей, особенно молодежи, не слишком-то известна, а меж тем его судьба удивительно кинематографична и с трудом уложилась даже в 8 полноценных серий.

Первые же эпизоды демонстрируют, сколько труда (и денег) создатели вложили в этот по-настоящему впечатляющий проект. Действие переносится из богемного салона предреволюционной России в санитарный поезд, где врачи борются за жизнь солдат Первой мировой, а затем — в Константинополь, Польшу, Германию, Францию, Китай… В кадре мелькают известнейшие люди той поры: Вера Холодная, Марлен Дитрих, Вячеслав Молотов и многие другие.

Для сериала создавали огромные декорации (один лишь макет Шанхая был 400-метровой длины!), в массовке задействовали свыше 8 тысяч человек, а на съёмках проекта трудилось 135 членов постоянной группы. Масштаб и правда впечатляет! Как и удивительная, тонкая, потребовавшая колоссального погружения в роль работа Алексея Филимонова, ранее снимавшегося преимущественно в отечественном артхаусе.

Из минусов? Совершенно не понравилась Паулина Андреева в роли Веры Холодной — сплошное жеманство и переигрывание.

Авдотья Смирнова в очередной раз доказала, что может не только писать отличные сценарии, но и снимать добротное кино. А платформа KION после выдающегося «Хрустального» закрепила уверенность, что наши стриминги тоже могут производить качественный контент.

 

«Полуночная месса»: узы крови

Постер сериала «Полуночная месса» // Формаслов
Постер сериала «Полуночная месса» // Формаслов

платформа: Netflix
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 7

Майк Флэнаган давно зарекомендовал себя как один из лучших кинорежиссеров мистической направленности, заработав себе репутацию и успешными экранизациями Стивена Кинга («Доктор Сон», «Игра Джералда»), и запоминающимися работами по собственным сценариям («Окулус», «Сомния»). А ещё он снял один из лучших мистических сериалов последних лет — «Призраки дома на холме» (любители жанра, не пропустите!) и чуть менее удачные, но всё равно впечатляющие «Призраки усадьбы Блай». И если оба эти шоу были основаны на литературном первоисточнике, то «Полуночная месса» — это первый сериал, который Флэнаган создал на своем материале.

Он по-прежнему в равных пропорциях смешивает мистику и бытовую семейную драму, говорит о серьёзных вещах и не очень, не боится показаться нудным и пишет длинные, но всегда выверенные до буквы диалоги.

Действие «Полуночной мессы» разворачивается на небольшом острове, где после приезда молодого священника, который заменил заболевшего местного пастора, начинают происходить чудеса: как вдохновляющие, так и зловещие.

«Полуночная месса» — это и очередной аттракцион с вампирами, и нечто большее. Это фильм о религии и вере, о страхе смерти и ранах, которые не залечить, о слепом фанатизме и настоящей любви. И пусть новая работа Флэнагана не пугает, как «Призраки дома на холме», она задевает другие струны. И если вы не заснёте на первой половине сериала, у него есть все шансы вам понравиться.

 

«Вне себя»: жить в твоей голове

Постер сериала «Вне себя» // Формаслов
Постер сериала «Вне себя» // Формаслов

платформа: PREMIER
рейтинг: 18+
количество эпизодов: 8

Этой российской чёрной комедии как нельзя больше подходит термин «полная шиза». Главный герой (впечатляющий перфоманс Евгения Стычкина) — эксперт по инвестициям; он страдает от потери памяти, но куда больше — от назойливых фантомов людей, которые, как он считает, погибли по его вине. Есть фантомы постоянные: бывшая жена (Елена Лядова) и следователь (Евгений Цыганов), которых год назад нашли убитыми в одной постели, а есть временные. И протагонист не слишком хорошо представляет, что с этим «богатством» делать.

Действие разворачивается стремительно и практически не пробуксовывает — правда, ближе к финалу начинает тяготеть к драме, что, в принципе, общего впечатления не портит.

Сценаристы не скупятся на непредсказуемые повороты сюжета и шокирующие твисты, отчего просмотр превращается в захватывающий процесс, однако то ли из-за спешки, то ли из-за желания поскорее развязать все узлы ряд вопросов остаётся без ответа. На динамике и драйве это, впрочем, не сказывается.

«Вне себя» — пример качественного жанрового кино, которого у нас пока не очень много, и самоирония этому сериалу очень к лицу.

Сергей Лёвин

 

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».