Подписаться на instagram #буквенного сока

Михаил Квадратов // Евгений Замятин. «Мы». Роман-антиутопия. Серия «100 главных книг». Издательство ЭКСМО, 2018

Евгений Замятин. «Мы». Роман-антиутопия. Серия «100 главных книг». Издательство ЭКСМО, 2018 // Формаслов
Евгений Замятин. «Мы». Роман-антиутопия. Серия «100 главных книг». Издательство ЭКСМО, 2018 // Формаслов

Часть 1. Заметки о книге

Евгений Замятин родился в 1884 году в Лебедяни в семье священнослужителя, умер в 1937 году в Париже в эмиграции. Учился на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института, вступил в РСДРП(б), во время революции 1905 года входил в боевую дружину, был арестован. В 1916 году отправляется инженером в командировку на судостроительный завод в Англию. Участвует в создании для России ледоколов «Святой Александр Невский» (после революции – «Ленин»), «Святогор» (после революции – «Красин»). В 1917 году возвращается в Россию, принимает участие в общественной деятельности, входит в Правление Всероссийского союза писателей.
«Мы» (1920) – роман-антиутопия, один из первых в этом жанре. Оказал влияние на Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949). Замысел романа «Мы», по воспоминаниям, был вынесен из реалий «машинизированной» Англии. В Советской России же роман расценили как злую сатиру на военный коммунизм и Гражданскую войну, книга была запрещена и напечатана только за границей; автор вынужденно выехал из страны.
Роман актуален и сейчас. Без привязки к какой-либо идеологии и территории можно сказать, что это будущее, которое ожидает планету Земля и ее население. Как ты ни называй такое новое прогрессивное мироустройство – хоть «Матрица», хоть как-то более благозвучно.
«Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, – наш долг заставить их быть счастливыми». «Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»
Ну, судьба у рода человеческого такая, что поделаешь.


Часть 2. Художественные приложения

«А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую, рожали детей. Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводства. Не додуматься до наших Материнской и Отцовской Норм».
«Через час должна прийти милая О. Я чувствовал себя приятно и полезно взволнованным. Дома – скорей в контору, сунул дежурному свой розовый билет и получил удостоверение на право штор. Это право у нас только для сексуальных дней. А так среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен – мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли что могло быть. Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. «Мой (sic!) дом – моя крепость» – ведь нужно же было додуматься!
В 21 я опустил шторы – и в ту же минуту вошла немного запыхавшаяся О. Протянула мне свой розовый ротик – и розовый билетик. Я оторвал талон и не мог оторваться от розового рта до самого последнего момента – 22.15».
«Раньше я никогда не видел снов. Говорят, у древних это было самое обыкновенное и нормальное – видеть сны. Ну да: ведь и вся жизнь у них была вот такая ужасная карусель: зеленое – оранжевое – Будда – сок. Но мы-то знаем, что сны – это серьезная психическая болезнь. И я знаю: до сих пор мой мозг был хронометрически выверенным, сверкающим, без единой соринки механизмом, а теперь…»

 

Егор Фетисов // Лера Манович. «Рыба плывет». Рассказы. Издательство «Русский Гулливер», 2020

Лера Манович. «Рыба плывет». Рассказы. Издательство «Русский Гулливер», 2020 // Формаслов
Лера Манович. «Рыба плывет». Рассказы. Издательство «Русский Гулливер», 2020 // Формаслов
Часть 1. Заметки о книге

Визитная карточка сборника «Рыба плывет» – широкий спектр эмоций, вызываемых у читателя. Лера Манович использует всю палитру: от реалистических текстов с динамичным сюжетом до дневниковых миниатюр, из которых составлена третья, заключительная часть сборника. Само название «Рыба плывет» отсылает нас, как мне кажется, к природной естественности процессов чтения и письма. Хорошо, когда в литературном тексте не бросается в глаза поставленность задачи и ее методическое разрешение. Скомпоновав рассказы сборника по принципу «соседства различного, почти противоположного», Лера Манович пускает читателя по волнам, вверх-вниз. Здесь и лирический «ап», и провокативный «даун». Это качели, вызывающие в животе сладкое замирание. Только качели – это движение на месте. А тут вы продвигаетесь. В понимании мира этой книги, строящегося не на сквозных персонажах, которые там, впрочем, есть, а на некоторой «музыке бытия». Не случайно, слово «музыка» в сборнике встречается не раз. Сложнейшие переплетения человеческих эмоций, взаимоотношений, любви и ненависти, заданные в первом рассказе «Голубой дог», сменяются грубоватыми, но смешными «Чокнутыми» с их пубертатными откровениями. В третьем рассказе героиня молодеет, а мамаша-соперница снова превращается в любимую маму, которая спустя пять рассказов и вовсе умрёт, чтобы как ни в чем не бывало воскреснуть во второй и третьей частях книги, учить жизни, критиковать и разливать чай. Это жестокий мир травм, потерь, комплексов, недостаточных пониманий и излишних размышлений. Море, в котором даже рыба могла бы захлебнуться. Но пока – плывет.


Часть 2. Художественные приложения

«Было видно, что он предельно измотан и единственное, на что сейчас он годится, – выпить еще. Анна сказала ему об этом, но он упрямо льнул к ней, и она сдалась. Они словно пытались плыть на лодке без весел в стоячей воде. Анна прикрыла глаза и увидела снег, какие-то деревянные постройки типа русских изб и человека с черной бородой. Наконец, Глеб остановился. Они долго лежали и смотрели друг на друга.
– Я видел Непал, – сказал Глеб. – Маленькие, счастливые люди с красными точками на лбу качали на качелях невест. И было светло и чисто.
– Так бывает только вначале, – сказала Анна.
– Глупышка. Так бывает, когда угодно, если любовь.
Он проснулся ночью и заплакал. Она гладила его большую, лысеющую голову. Он уснул на ее руках. Утром она подошла к зеркалу и увидела, что на ее лице проступают черты старухи.

*
Потом пошел дождь. Холодный утомительный дождь, который не прекращался до следующего дня. Они сидели в номере. Лежали в номере. Ходили по номеру. Глеб вяло приставал к ней, она вяло ему отказывала.
– Помнишь, давно, когда все начиналось, мы летели на маленьком самолете из Атланты в Аризону, – спросила она, глядя как бегут капли по стеклу.
– Глупышка, и сейчас все только начинается.
– Там была стюардесса. Не юная красотка с точеной фигурой, как на больших лайнерах. Грузная женщина с признаками былой красоты. Когда она везла тележку по проходу, ее бедра еле протискивались между кресел.
– Я так рад, что у тебя маленькая задница. Терпеть не могу большие жопы.
– Ей уже ничего не светило, этой стюардессе, кроме как протискиваться между потертыми сиденьями хлипкого самолетика, набитого мексиканскими работягами. И стареть. И лучший расклад для нее – это если самолет однажды не долетит. Упадет где-нибудь среди кактусов Аризоны.
– Что ты хочешь этим сказать?
– Иногда я чувствую себя стюардессой в таком маленьком самолетике».

 

Михаил Квадратов // Владимир Тучков. «И заработал много долларов…» Сборник миниатюр. Издательство «НЛО», 2005

Владимир Тучков. «И заработал много долларов…» Сборник миниатюр. Издательство «НЛО», 2005 // Формаслов
Владимир Тучков. «И заработал много долларов…» Сборник миниатюр. Издательство «НЛО», 2005 // Формаслов
Часть 1. Заметки о книге

Владимир Тучков – автор нескольких романов, по некоторым из них сняты фильмы. Известный постановщик интеллектуальных перформансов.
«И заработал много долларов…» – книга иронических миниатюр, «сборник новых русских сказок». Здесь пародируются притчи, при помощи которых Лев Толстой пытался воспитать русский народ («Русские книги для чтения»). Пользуясь таким же приемом, автор описывает современную жизнь. Иронические миниатюры опубликованы в 2005 году, но актуальны до сих пор. Да и вообще, никогда ничего не меняется. Все всегда одно и то же.
Часть текста разошлась по сети в качестве народных анекдотов и мемов.
«Этот проект начался давно. Очень давно. В конце XIX века. Граф Лев Николаевич Толстой, переживая всей душой за русский народ, живущий, по его мнению, неправильно, написал «Первую русскую книгу для чтения». В этой книге он собрал короткие нравоучительные истории, преимущественно басни, которые должны были наставить русский народ на путь истинный. Привить народу трудолюбие, доброту, честность, жажду к знаниям, трезвость и многие другие качества, необходимые для осмысленного, достойного и счастливого существования.
Однако через некоторое время граф Лев Николаевич Толстой с изумлением обнаружил, что русский народ на путь истинный не наставился. И тогда он понял, что либо его книга вышла не слишком убедительной, либо русский народ чрезмерно запущен в педагогическом отношении. Пришлось графу писать «Вторую русскую книгу для чтения», которая еще более убедительно прославляла добродетель и разоблачала порок… Результат получился точно таким же: народ с любопытством прочитал это новое творение, но самоусовершенствоваться категорически отказался.
И тогда граф Лев Николаевич Толстой написал «Третью русскую книгу для чтения» <…>
Великий русский народ устоял и после третьей книги…»


Часть 2. Художественные приложения

Что происходит с деньгами в банке (Рассуждение)

Положи деньги в банк. И хорошо запомни, сколько ты их положил. Когда придешь в банк через месяц, то узнаешь, что денег стало больше. И тебе скажут, что они подросли. И ты обрадуешься и возблагодаришь Кремлевскую Администрацию, Единую Партию и лично товарища Президента.
Отчего подрастают деньги в банке? Оттого, что они работают. А от работы у них укрепляется мускулатура, они здоровеют, больше кушают и тянутся вверх.
Если деньги начнут работать еще больше, то они начнут расти еще быстрее. И ты еще больше возблагодаришь Кремлевскую Администрацию, Единую Партию и лично товарища Президента.
Но однажды ты придешь в банк и узнаешь, что твоих денег в банке больше нет.
Ты спросишь: почему? И тебе ответят: твои деньги столько много работали, что надорвались и умерли.
И тогда ты возблагодаришь Кремлевскую Администрацию, Единую Партию и лично товарища Президента за то, что на месте денег не оказался ты.

Стакан и телевизор (Рассуждение)

Возьми пустой стакан и положи в него ложку. Ты увидишь, что ложка прямая. Тогда налей в стакан воды, и тебе покажется, что ложка стала кривая.
То же самое и телевизор. Посмотри в телевизоре, как говорит большой начальник, и ты увидишь, что начальник прямой и правильный. Опусти телевизор в бочку с водой, и начальник исчезнет.

Как люди живут в москве (Быль)

В москве, если кто не хочет варить себе щи и кашу, тот идет на презентацию или на фуршет. И там ест и пьет сколько ему надо. А на следующий день идет в другое место, где есть презентация или фуршет. Поэтому в москве редко у кого можно увидать печь и горшки.
В москве люди живут хорошо.

Редактор Евгения Джен Баранова — поэт. Родилась в 1987 году. Публикации: «Дружба народов», «Звезда», «Новый журнал», «Новый Берег», «Интерпоэзия», Prosodia, «Крещатик», Homo Legens, «Новая Юность», «Кольцо А», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Независимая газета» и др. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (2017); лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» (2019); лауреат межгосударственной премии «Содружество дебютов» (2020). Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Шорт-лист премии имени Анненского (2019) и премии «Болдинская осень» (2021). Участник арт-группы #белкавкедах. Автор пяти поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» (СПб.: «Алетейя», 2017), «Хвойная музыка» (М.: «Водолей», 2019) и «Где золотое, там и белое» (М.: «Формаслов», 2022). Стихи переведены на английский, греческий и украинский языки.