Литературный критик Юлия Великанова // Формаслов
Литературный критик Юлия Великанова. Журнал “Формаслов”

25 ноября в Малом зале ЦДЛ состоялась презентация сборника рассказов «Реальный магизм», выпущенного литературным клубом «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД» (Московский союз литераторов, редактор-составитель – куратор клуба Людмила Вязмитинова) при информационной поддержке литературного проекта Pechorin.net (куратор Алексей Небыков). И сейчас, 28 ноября, начав писать отчет об этом событии, я вспомнила, что на эту дату приходятся дни рождения двух значимых фигур мировой литературы, в чьём творчестве большое место занимает мистика. 28 ноября 1880 года в тогдашней столице России, городе Санкт-Петербург родился великий поэт, классик русской литературы XX века, один из лидеров русского символизма Александр Блок, в творчестве которого удивительным образом сочетаются повседневное и возвышенное, бытовое и мистическое. И также 28 ноября, но почти на полтора столетия раньше, в 1757 году, в столице другой страны, Великобритании, городе Лондон появился на свет большой поэт и художник, представитель английского романтизма Уильям Блейк, в творчестве которого переплелись глубокие философские и мистические прозрения.

Мистика отнюдь не новое явление как в мировой, так и в отечественной литературе. Однако в разные времена она проявляется в ней в разных формах. Так, редактор-составитель презентуемого сборника поэт, литературный критик и культуртрегер Людмила Вязмитинова говорила о возникновении в современной русской литературе направления, получившего название «магический реализм». Отличительной чертой этого направления является совмещение двух миров – обыденного, видимого и скрытого за ним неведомого, невидимого. Что происходит с героями прозы этого направления? Они живут себе, зарабатывают на хлеб, обзаводятся семьями, рожают детей, делают карьеру, радуются или печалятся – и вдруг в их жизнь вторгается сверхъестественное.

По мере чтения этой прозы как будто приоткрывается некая завеса, и приходит понимание, что на самом деле мир устроен далеко не так, как кажется даже исходя из деления его на две части – горнего и дольнего, как это было, скажем, во времена символистов. Вязмитинова говорила о том, что сегодня мы живём в невероятно усложненном мире, объяснить который можно только через миф, как это и было испокон веков. И элементы фантастики в магическом реализме уходят своими корнями в систему мифов и преданий. Отсюда и название – «Реальный магизм». По её мнению, направление «магический реализм» стало мейнстримом современной прозы и бурно развивается.

К сожалению, не все авторы сборника смогли участвовать в его презентации. Обстоятельства сложились так, что отсутствовали именитые, и, следовательно, часто востребованные вне Москвы Вадим Месяц, Евгения Некрасова и Наталья Стеркина, а также постоянно живущая в Якутске Ольга Пашкевич. Присутствующих авторов представляла Людмила Вязмитинова, рассказывая о том, как они своим творчеством привлекли её внимание.

Первым из авторов выступила давно утвердившаяся в жанре магического реализма Ольга Ильницкая. Она напомнила, что прародителями этого жанра считаются французские писатели, и что значительно позже в Ленинграде возникла литературная школа Виктора Голявкина, а в Москве в конце 1960-х сформировалась знаменитая Лианозовская школа во главе с Евгением Кропивницким, а в конце 70-х – Южная школа. Вспомнила Ильницкая и Константина Победина и Марину Вишневецкую, которые работали в Харькове в то время, как сама она жила и работала в Одессе. Она показала присутствующим вышедшую в 2000 году антологию магического реализма под названием «Жужукины дети, или Притча о недостойном соседе» (редактор-составитель Анатолий Кудрявицкий), сказав, что «Реальный магизм» можно считать второй антологией этого литературного направления. Затем она прочитала свой рассказ «Счастье», который был написан в 1974 году и вошёл в антологию, составленную Кудрявицким.

Известный автор Марина Линник, выпустившая уже несколько романов, представлена в «Магическом реализме» фрагментом своего историко-мистического романа «Реинкарнация». «Кто-то может сказать, что такого не может быть. – говорила Линник. – Особенно люди, связанные с наукой. Тем не менее, этому есть научно подтверждённые данные». «А те, кто хорошо меня знают, понимают, что это – моя автобиография», – так закончила она свое выступление, по ходу которого был показан видеоклип, представляющий сюжет романа, связанный с загадочной личностью Анны Клевской, четвёртой жены, ставшей вдруг потом «сестрой» короля Генриха VIII.

Екатерина Барсова–Гринёва, известный автор «Эксмо», общий тираж книг которой составил уже более полумиллиона, представленная в «Магическом реализме» отрывком из романа «Остров Синеманов», говорила о том, что мы приближаемся к антропологическому перевороту, который – согласно Библии и данным еврейских каббалистов – наступит в 2050 году. Тогда мир невидимый постепенно станет для нас видимым. А пока литература подсказывает, что происходит и как себя вести. И сама история написания «Острова Синеманов» – мистическая и тесно связана с Домом отдыха писателей в Евпатории. «Жанр магического реализма может развить какие-то навыки и умения в нас самих. Это – наш ответ цифровому будущему, в которое нас пытаются втиснуть. Но мы необязательно должны идти в этом направлении, а можем развивать себя и подняться на какую-то новую ступень», – считает Екатерина.

«Александра Николаенко – лауреат нескольких литературных премий, автор удивительной книги “Убить Бобрыкина”», – так представила её Людмила Вязмитинова. – Когда я прочла эту книгу в первый раз, то подумала, что так писать просто невозможно. В ней виртуозно переплетены несколько действительностей, притом, что описаны они совершенно волшебным языком».

В своём выступлении Александра Николаенко сказала: «Я знала, что я делаю что-то новое, когда писала “Убить Бобрыкина”, я это чувствовала абсолютно конкретно». И продолжила: «Мы – писатели – толчёмся между собой, поддерживаем друг друга. Но мы не двигаемся в сторону читателя, читатель нас не знает. Меня это ужасает. Литература не нужна. Это страшно».

Александра Николаенко уже третий год работает над новым романом «Муравьиный бог», который относится к жанру «магический реализм». «Это роман про то, что мы неправильно воспринимаем Бога. – сказала она. – И про то, что жить надо сейчас, любить надо сейчас. Не надо думать, что будет ТАМ. Нужно научиться менять отношение друг к другу. Категорически. А пишу я, наверное, потому что хочу изменить себя, а не кого-то другого».

Валерия Исмиева – автор рассказа «Оборотень», самого «брутального» в сборнике «Реальный магизм», назвала свой рассказ предупреждением. «Здесь много говорилось о том, как меняются времена. – сказала она. – И воспевая преимущества современного общества, часто забывают о том, что люди всё с большим трудом понимают друг друга. И, может быть мой рассказ – описание ситуации крайней глухоты. Ведь по ходу рассказа видно, что его герой игнорирует совершенно явные знаки того, что никакого оборотня он не поймал. Но он до конца сохраняет своё убеждение в том, что спасает мир».

Опубликованный в сборнике рассказ Александры Окатовой «Йоринда» можно назвать сказкой. В чём-то он пересекается с рассказом Валерии Исмиевой, поскольку там тоже говорится о людской глухоте: героиня очень надеялась, что возлюбленный узнает её даже в заколдованном, безобразном образе, что не случилось. Сама Александра рассказала, что примерно до семи лет жила в магическом мире, в который немного просачивалась реальность. Но затем реальности становилось всё больше, а волшебство и магия постепенно растворялись. Поэтому ей захотелось вернуть ощущение магического бытия. И «Йоринда» – один из самых любимых её рассказов, в котором ей удалось создать атмосферу волшебства и магии.

Владимир Пряхин, автор двух рассказов сборника, по профессии – системотехник. Однако он профессионально пишет стихи и прозу – небольшую, но ёмкую, на грани между прозой и поэзией. Он сказал, что то, что он пишет, поэты считают прозой, а прозаики – стихами и что его тексты – одновременно сюрреализм и абсурдизм и вполне попадает под определение «магический реализм».

Алексей Небыков, принявший активное участие в представлении сборника читателю, – автор самого мистического из представленных в нём текстов – рассказа «Такси». По его словам, предысторией к написанию этого рассказа послужил случай: в одной из командировок ему попался водитель такси, который включил молитвенную песню и стал рассказывать, что готовится к самоубийству. При этом машина ехала на очень большой скорости. «Когда оказываешься в подобной ситуации, – сказал Алексей, – приходится тщательно следить за каждым своим словом, поскольку последствия могут быть самые серьёзные, и эту атмосферу я постарался передать в рассказе».

В музыкальной части программы презентации группа «Sattva project» в составе Леры Папиш (вокал) и Александра Карпенко (контрабас) исполнила несколько композиций композитора Алины Санкалпас.

В завершение вечера Людмила Вязмитинова прочла фрагмент рассказа, написанного ею в соавторстве с Андреем Цукановым, (который весь вечер транслировал презентацию сборника «Реальный магизм» в интернет), отметив, что стихи они пишут с мужем по отдельности, а прозу – вместе.

Александру Блоку повезло: его творчество было признано и оценено уже при жизни, хоть на его долю выпали времена очень непростые. Хочется верить, что литературный путь  авторов «Реального магизма» привет их к широкому читателю.

Евгения Джен Баранова
Евгения Джен Баранова родилась в 1987 году в Херсоне. Публиковалась в журналах «Дружба народов», «Интерпоэзия», «Prosodia», «Крещатик», «Homo Legens», «Юность», «Кольцо А», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Москва», «Футурум АРТ», «Плавучий мост», «Дальний Восток», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Южное сияние» и других. Лауреат премии журнала «Зинзивер» за 2016 год; победитель Шестого поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира»; победитель Десятого международного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира»; лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» за 2018 год. Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Участник арт-группы #белкавкедах.