Литературный критик Людмила Вязмитинова. Фото Тамары Антипиной // Формаслов
Литературный критик Людмила Вязмитинова. Фото Тамары Антипиной. Журнал “Формаслов”

На фестивале в Вологде я оказалась потому, что затеяла свой и назвала его «Поэзия со знаком плюс», имея в виду поэзию, поднимающую эмоциональный настрой, либо настраивающую его на равновесное, мудрое отношение к жизненным ситуациям, либо, не смотря на любую их тяжесть, дарящую все же надежду на лучшее. В общем, где-то так, хотя концепцию ещё развивать и развивать. И вдруг узнаю, что Ната Сучкова в Вологде уже много лет проводит фестиваль со сходным названием – «Плюсовая поэзия». Узнаю, что это такое – оказывается, поэзия плюс ещё что-то… Ок, почему бы и нет, приглашаю её к участию в своём фестивале, слышу в ответ, что время проведения наших фестивалей почти совпадает: у нас 25-26 октября, у них 2-3 ноября, поэтому она не может покинуть капитанский мостик в разгар подготовки, но приглашает меня к себе, поскольку у них планируется круглый стол о положении дел в нынешнем литпроцессе – тема, которой я неоднократно касалась в своих публичных текстах…

В общем, вскоре после своего фестиваля, а точнее, внутри него, потому что итоги мы подводили на круглом столе 8 ноября, я сидела в Вологодской областной универсальный научной библиотеке на круглом столе на тему «Игра литературных престолов: зима близко? Исчез ли текст из литпроцесса?» – в компании с Натой Сучковой, Еленой Погорелой (Москва), Еленой Титовой (Вологда) и многими другими. Разговор был бурный и довольно безрадостный – о том, что поэзия ныне предоставлена самой себе, что критика в кризисе, что с рукописью идти некуда и незачем, что книги в принципе плохо продаются, даже в раскрученных издательствах, что главное ныне – эта самая раскрутка… Далее, как говорится, везде.

Ну что тут ещё скажешь? Только то, что фестиваль, в рамках которого всё это говорилось, проводился в пятнадцатый раз, что он собрал большое число авторов, что два дня почти непрерывно шли чтения, что поэты обменивались текстами, мнениями, адресами и книгами – а это и есть цель любого фестиваля, как его ни назови. И это будет продолжаться несмотря ни на что – просто потому, что есть эти и ещё огромное количество авторов, и они будут собираться, читать друг другу свои и не свои тексты, обмениваться книгами и обсуждать ситуацию, а проще говоря, социальные условия, в которых они всё это делают и будут делать несмотря ни на что – просто потому, что не могут не делать этого. Как сказала участвующая в том кругом столе, как бы резюмирую сказанное на нём, Елена Пестерева (Москва), цели перед нами недостижимые, но мы будем к ним идти, то есть, как сказала уже я, делай то, что ты должен делать, а остальное сделает Бог.

Литературный фестиваль "Плюсовая поэзия". Фото Алексея Кириловского. Журнал "Формаслов"
Литературный фестиваль “Плюсовая поэзия”. Фото Алексея Кириловского. Журнал “Формаслов”

Вологде повезло: там есть так называемая «Литературная резиденция “Дом дяди Гиляя”» – имеется в виду всем известный писатель Гиляровский, который родился в Вологодском уезде Вологодской губернии, откуда бежал на просторы России, в конечном итоге прочно связав свое писательское имя с Москвой. В этом «Доме» очень уютно, там, что называется, все свои и всё своё, а такая обстановка дорогого стоит. Считалось, что главные чтения прошли в Малом зале Областного колледжа искусств, и так оно и было. Но это смотря что считать за главное. Истинное общение, ради чего и едут на фестиваль, было именно в «Доме» – и в зале, и за общим столом, где звучали и тексты, и гитара, где и шёл настоящий обмен мнениями, текстами, адресами и книгами. И даже невозможно никого из читающих выделить – все были интересны по-своему, а лично мне, как всегда, более всего была интересна общая картина происходящего.

В «Доме» прошло самое интересное, что было на фестивале – выступление, а точнее, прошедшая при полном аншлаге лекция поэта и блогера Дмитрия Гасина (Москва) на тему «Литературный блогинг – бессмысленно и беспощадно». Вот где было своими словами названо безрадостное состояние нынешней литературы – практически полная зависимость её от так называемой раскрутки, которой, собственно, и занимается блогер Гасин, занимается по своему разумению, на свой страх и риск, и снискал себе этим известность. Во всяком случае я поняла так – если ничего не перепутала, – что у него 15 000 подписчиков. Говорил он очень хорошо – убедительно и интересно, и слушали его завороженно, вопросов задавали много, ну а выводы каждый делал свои.

Лично для меня фестиваль оказался действительно «плюс ещё что-то»: я была приглашена одним из участников Вологодского фестиваля, поэтом Иваном Коноваловым в Ярославль – на «Малый литературный фестиваль “Ноябрьские чтения”», который прошел 23 ноября сначала в очень интересном месте под названием «Точка кипения» – популярный молодежный культурный центр от Ярославского университета, где читались доклады, – а потом – в Некрасовской библиотеке, где происходили чтения. Кроме меня доклады делали Иван Коновалов и Александр Клещёв – «о звуке в русском стихе, о Камю и Бунине» – так было сказано в программе. Лично я выступила – это была даже не лекция, а вольная импровизация – на тему «От чего свободен свободный стих». И как меня слушали! Спасибо всем, кто пришёл тогда на тот «Малый фестиваль».

Литературный фестиваль "Плюсовая поэзия". Фото Алексея Кириловского. Журнал "Формаслов"
Литературный фестиваль “Плюсовая поэзия”. Фото Алексея Кириловского. Журнал “Формаслов”

Всё происходящее было очень интересно! Собственно, и в Вологде фестиваль проводился на энтузиазме его организаторов, но ещё отчетливее было видно в Ярославле, что именно частная инициатива, с вкладыванием своих, как правило, кровных, следовательно, довольно скромных средств – движитель современной поэзии.

И я бесконечно благодарна тем, кто меня принимал и в Вологде, и в Ярославле – предоставлял возможность высказаться фактически на любую тему и прочитать свои стихи, водил – несмотря на холод –
по улицам двух чудесных русских городов, встречал и провожал.

Да, литература всё более становится частным делом. В общем, и слава Богу. К чему-то всё это придёт рано или поздно. Но всё-таки желаю всем, с кем меня свела судьба в Вологда и Ярославле, поддержки – как волонтёрской – а этого хватает, в общем-то, так и в виде меценатства, и всевозможных грантов. Права Пестерева – да в общем-то и все участники фестивалей – вологодского, ярославского и моего, прошедшего в библиотеке №2 им. Трифонова – так считают: цели перед нами недостижимые, но мы будем к ним идти, или – делай то, что ты должен делать, а остальное сделает Бог.

Евгения Джен Баранова
Редактор Евгения Джен Баранова – поэт. Родилась в 1987 году. Публиковалась в «Дружбе народов», «Новом Береге», «Интерпоэзии», Prosodia, «Крещатике», Homo Legens, «Юности», «Кольце А», «Зинзивере», «Сибирских огнях», «Москве», «Плавучем мосте», «Дальнем Востоке», «Детях Ра», «Лиterraтуре», «Южном сиянии», «Независимой газете», «Литературной газете» и др. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (2017); лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» (2019); лауреат премии СНГ «Содружество дебютов» (2020). Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Участник арт-группы #белкавкедах. Автор четырех поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» (СПб.: «Алетейя», 2017) и «Хвойная музыка» (М.: «Водолей», 2019). Стихи переведены на английский, греческий и украинский языки.