Театральный критик Нина Дунаева о спектакле “Остров Рикоту” по пьесе  Натальи Мошиной в “Театре живого автора”

Театральный критик Нина Дунаева // Формаслов
Нина Дунаева. Журнал “Формаслов”

Иногда, глядя на театральные афиши и анонсы, кажется, что в Москве появился театр на каждой улице и даже в каждом дворе. В каких только арт-пространствах, галереях, библиотеках и подвалах не играют спектакли! Уму непостижимо, как при таком разнообразии площадок сконцентрировать внимание зрителя на чем-то действительно стоящем. Далеко не все, что в подобных местах показывается, заслуживает внимания. И как обеспечить этому стоящему мало-мальски достойную оборудованную сцену? Двери именитых театров наглухо захлопнуты ото всего внешнего, а вопрос цены аренды и рекламы, как правило, неподъемен для небольших частных трупп и творческих коллабораций.
Мне хочется рассказать вам именно о таком спектакле, заслуживающем, по моему мнению, зрительского внимания. “Остров Рикоту” по пьесе драматурга Натальи Мошиной был поставлен режиссером Викторией Доценко еще в 2015 году, но, оставшись без постоянной театральной площадки год назад, артисты “Театра живого автора” играть спектакль перестали. И вот 20 октября на сцене инклюзивного пространства “Тверская 15” состоялся долгожданный показ в частично обновленном актерском составе. Роль главного героя Игоря Воеводина исполнил артист Филипп Хитров.
“Остров Рикоту” – пьеса, примечательная тем, что, используя не вполне обычный драматургический арсенал, сплетая воедино, казалось бы, несовместимые жанры, драматург Наталья Мошина создала мощную картину сегодняшней российской глубинки, ее изолированности и оторванности от центра. История корреспондента, приехавшего на пару дней на маленький остров в Охотском море, чтобы написать небольшую заметку об отдаленном уголке России, оборачивается то ли мистическим триллером о секте, поклоняющейся матери моря Водоросли, то ли комедией положений. В результате стечения обстоятельств журналист Воеводин круто меняет курс своей жизни и остается на острове навсегда.

Спектакль "Остров Рикоту"  "Театра живого автора". Журнал "Формаслов". Фото предоставлено "Театром живого автора"
Спектакль “Остров Рикоту” “Театра живого автора”. Журнал “Формаслов”.Фото предоставлено “Театром живого автора”

Население острова промышляет добычей тюленей, и составляет оно чуть больше десяти человек, хотя зритель увидит лишь четверых из них. Троих женщин разного возраста и старика. Эти четверо – причудливая компания, и здесь надо отдать должное выбору актеров. Замечательный квартет из Анастасии Фарыкиной, играющей главную женскую роль (Аню), Татьяны Кузнецовой (Степанова), Анастасии Кешишьян (Селезнёва) и заслуженного артиста РФ Николая Глебова (Тимофеев) олицетворяют собой не население острова, а, по сути, народонаселение страны. Одинокие бабы мечтают о детях и простом бабьем счастье, а редкие мужички охраняют их мечту. Преимущественно от ее исполнения. Эти люди не верят не только в существование Москвы, но и России в целом. И в этой, казалось бы, абсурдной мысли, есть соль пьесы да и, собственно, спектакля. Доверие героев к государству обратно пропорционально расстоянию до столицы. Они предоставлены сами себе, выживают практически натуральным хозяйством и полагаться могут только на себя да свою Богиню, которая для них много реальнее, чем Россия. Ведь мать Водоросль карает, принимает жертвы и исполняет мечты, а их страна – нет.

Спектакль "Остров Рикоту"  "Театра живого автора". Журнал "Формаслов". Фото предоставлено "Театром живого автора"
Спектакль “Остров Рикоту” “Театра живого автора”. Журнал “Формаслов”. Фото предоставлено “Театром живого автора”

Решенный при минимальной сценографии (всего-то реквизита – стол да раскладушка), что часто случается с низкобюджетными постановками, спектакль отлично складывается и держится на игре актеров. (А вот это бывает не часто.) И роли второго плана тут оказываются важнее главных героев, потому что они в большей степени создают среду и настроение всего действия.
Баба Шура Татьяны Кузнецовой – абсолютно точное воплощение собирательного образа пожилых женщин с трудными, поломанными судьбами. Женщин, оставшихся на старости лет одинокими, но никогда не унывающих, чьей заботы и тепла хватает на всех, кто оказывается рядом с ними. А другая героиня – Селезнёва (Анастасия Кешишьян) – еще в самом соку, жаждет любви и счастья, но чувствует, что лучшие ее годы и время уходят. Она вначале вроде и соперничает с главной героиней (молодой Аней) в борьбе за внимание Воеводина, но затем уступает последней дорогу, будто признавая ее право первенства на то, что в жизни Селезнёвой уже не случится. Роль очень непростая, но актриса с ней справляется блестяще. Аня же (Анастасия Фарыкина) – жрица и сама почти богиня, несущая острову надежду на будущее. Но при всех достоинствах исполнения женских ролей эти трое выглядели бы бледно, если бы их игру не оттенял Николай Глебов. Его комичный старик Тимофеев посреди этого бабьего царства необходим. Он разряжает атмосферу, создает полярность женского и мужского начал, а по сюжету рафинированный москвич Воеводин вплоть до финала спектакля для этого не годится. Надо признаться, что из всех актерских работ спектакля исполнение Филиппом Хитровым роли Воеводина мне показалось наиболее слабым. Но мне это кажется простительным, ведь актер только начал работу над ролью. Хочется надеяться, что в скором будущем он встанет в один ряд с такими сильными партнерами по сцене.
Но это случится, конечно, только если у спектакля “Остров Рикоту” “Театра живого автора” появится постоянная площадка и спектакль будет жить. И право его на жизнь много лучше, чем все мои слова, подтвердили аплодисменты публики, долго не смолкавшие в зале по окончании спектакля.

Нина Дунаева
Нина Владимировна Дунаева родилась 6 сентября 1977 года. Коренная москвичка. Закончила с красным дипломом экономический факультет МГТУ "Станкин". Много лет проработала в бизнес-структурах. С 2012 года занимается организацией литературных проектов. Соучредитель Фонда "Волошинский сентябрь" и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса конкурсов "Кульминация". Критик. Публикуется в российских периодических изданиях.