В этой подборке хорошо видны два отличительных свойства поэзии Геннадия Каневского, за которые её стоит полюбить.
Первое — широта обзора, в хорошем смысле всеядность. Каневский — поэт, который знает и любит многое в окружающем его культурном поле, и эта открытость самому разному опыту становится источником свободы в его собственных стихах. Свободы — и в то же время прочной связи каждого стихотворения с тем самым культурным полем.
Второе свойство — сочетание трагизма с тем, что англичане называют словом wit. Игра слов, контекстов и ассоциаций приносит удовольствие и сама по себе, но ей одной сыт не будешь. Геннадий Каневский с её помощью ловит висящую в воздухе тревогу сегодняшнего дня — она и есть та самая тёмная музыка.
Евгения Ульянкина
Геннадий Каневский (р. 1965) – московский поэт и эссеист. Автор восьми поэтических книг, выходивших в издательствах Санкт-Петербурга, Москвы и Нью-Йорка, и книги избранных стихотворений «Сеанс». Публикуется во многих российских и зарубежных изданиях. Лауреат премии «Московский наблюдатель» за заметки о литературной жизни (2013), премии журнала «Октябрь» (2015), спецпремии «Московский счет» за книгу «Сеанс» (2016).
Геннадий Каневский // Темная музыка

***
на солнце слепящая жесть говорящая месть
на фабрике пища в судках и прогорклое мыло
мы встретимся — стрелки часов станут линией — в шесть
и будет как было
зелёные пятна садов голубятни дворов
от каждого по пятаку и на всех по примете
такою всегда и бывала большая любовь
пока не умрёте
а там уже строятся зданья грохочут полки
зубчатые стены и шестерни входят друг в друга
и смерть-государство что пишется с красной строки
и ёлки и вьюга
и лишь часовой в середине стоит как живой
и в землю врастает и тянется к небу и смутной
невидимой стрелкой внутри совпадает с другой —
с такой же минутной.
***
е.у.
растресканная кора моя —
саудовская аравия —
вскипает в горячем сне.
а дождь говорит, что не
придёт в ближайшую пятницу.
и ходит по карте яндекса,
и топчется там, и дразнится
пятнисто-сизое облако
вокруг да около.
***
ещё не всё захватили
кладбища и дома
зелень и земли
сельскохозяйственного
назначения
есть ещё место
труду отчуждённому
бессмысленным играм
с тёмно-серыми
средствами
производства
цепью крадутся
как грязь под ногтями
партизаны
промзоны
среди щебня
ты выдумал
отблеск
а если рифлёная
подошва попросит
нежности
есть свежий бетон
вместо
арендованного
грунта
***
Если спуститься к реке и лечь в воду, к ночи она принесёт тебя в Евросоюз
Роман Ромов
эй успокой свою смерть привяжи свою свору
выключи огни на фабрике грёз
если спуститься к реке и лечь в её воду
ночью она принесёт тебя в евросоюз
может в польшу к карпенко* лекух** белову***
может и дальше никто тебе не указ
если и это не блюз скажи мне мама
что тогда блюз?
четыре четверти нету их ненаглядней
нет и отвратней и не было никогда
пой прямо в воду побулькай еще прохладней
так говорят мадди уотерс и пел с водой
и от её густоты от запаха цвета
смазывались дороги и города
мама скажи мне если не блюз и это
что тогда да?
эта брусчатка оружие пролетариата
праздник земли оправдание конских жил
это тёмная музыка вшистка клята
музыка та которую заслужил
встань из реки и выйди к людям без мата
бомж или беженец где ты ещё не жил
если и это не блюз зачерпни мне мама
гальку и ил
_____________________________
* Яна Карпенко, переводчица, журналистка, г. Вроцлав
** Мария Лекух, журналистка, г. Варшава
*** Игорь Белов, поэт, переводчик, журналист, публицист, редактор, г. Варшава
***
если бы я не боялся
что всё сказанное
рано или поздно
случится
я бы просил
сделай такой день
чтобы лист бумаги
(вариант для славянофилов
ствол берёзы)
казался чёрным
на его фоне
и чтобы слова
на этом листе
(вариант для славянофилов
метки
на стволе берёзы)
казались
чёрным на чёрном
и ещё
сделай чтобы этот день
был последним
но не кончался