Все стихи, представленные в подборке, созданы в период (на момент написания этого предисловия, увы, длящийся) содержания автора в СИЗО города Можайска. За пределами её осталась «Карцерова соната» — сыгранная в «бетонной пещере 3 x 15 квадратных метров, с дыркой в полу в углу в качестве туалета, в компании мыши и под аккомпанемент Ретро ФМ. Концептуальнее не бывает» (из письма автора). Остальное — в камере, набитой людом разного социального устройства и расположения духа. Опыт внутренней свободы, открывающегося прицельного зрения, полученный в таких условиях, уникален — настолько, что располагает к вызову в адрес нас, внешне свободных: «вы когда последний раз сами / глядели своими глазами?». Сила и самоирония — огромны. А точечный метафизический взгляд в иное пространство («У Господа красивые глаза») сменяется расчётами аналитического ума — с неизбежным прогнозированием будущности и попыткой сохраниться в предложенных обстоятельствах: «ещё один день, отвоёванный у паутины сомнения / ещё один день, прошедший не зря для человечества».
Борис Кутенков
.
Григорий Батрынча родился в поселке Института Полиомиелита. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковался в журналах «Юность», «Бельские Просторы», «Таволга», «Интерпоэзия», «Формаслов», на порталах «Полутона», «Прочтение», в альманахе Russian Oppositional Arts Review. Стихи вошли в лонг-лист премии «Лицей» (2022).
.
Григорий Батрынча // Стихи, написанные в заключении
.
***
нервы подрагивают, как жабры
оставляя круги на водах времени
вчерашний день превращается в текст
сегодняшний — в пар
алхимия — хитрая наука,
требующая безропотной преданности.
за границами мира переливаются облачные знаки
я черчу их зелёной воронкой под ширмой век
что будет завтра — останется в памяти космоса
что будет после — останется у меня в уме
пленники красивых картинок обмениваются тусклыми бирками
гордые жители чулана гадают на отсутствии кофейной гущи
ещё один день, отвоёванный у паутины сомнения
ещё один день, прошедший не зря для человечества
.
***
трепещущий глагольный перезвон
закончится, и станет жизнь послаще.
сейчас уже учиться не сезон,
ведь мы идём воздать хвалу пропащим
когда кочевник смотрит на восток
и говорит «меня зовут Имярек»
Тогда сверчок бросает свой шесток
и зажигает маленький фонарик
.
***
разлучи меня с памятью, нам с ней не по пути
я пойду по дороге, усыпанной пепельной пылью.
где-то северный ветер осадками небо будил
я возьму его в руки и в волны горячие вылью
белый пар на земле возвращает из моря песок
наши души осокой пронизаны наискосок
(или это репейник, глядящий на солнце бесстыже?)
не услышит молитвы садовник, смотрящий в глазок
если сделаешь флейту — то дай поиграть хоть разок
(или сам объясни, почему я её не услышу)
.
***
королевство ночи не верит в сказку
и забыло сон пожелать врагу
но сознание скручивается в дугу,
растекаясь по времени, как по маслу
не приходит в хату больших вестей,
кроме каплей крови, что есть везде
(или это влага стекает с крыши?)
синий шар надулся и просвистел
маячок останется на холсте
(вместе с этой истиной, данной свыше)
.
***
разум — цепочка неоконченных событий,
пролетает вольной птицей под камнями солидарности.
Видит сон. Видит небо. Видит жука. Видит кролика…
Вердикт — ничтожность.
Земля вращается вокруг своей сопряжённости
и ничего не берёт взамен.
Легче обнаружить в кармане левую руку,
чем право распоряжаться своей судьбой
Автор полагает, что в данном случае
Стоило бы поискать получше.
Соавтор намекает, что в данной ситуации
Слезоточение было бы ошибочно.
Читатель догадывается,
что во всём виноват масонский заговор
На планете Нибиру.
.
***
на грустном воздушном шаре
мы водку с вином мешаем
очерчивая границы
очередной страницы
разменной монеты нету
положенной минарету
и в полной, глубокой чаше
плескаются волны наши
лишайника хилые всходы
желают видеть восходы
и времени тёплые воды
желают моей свободы
.
***
опыт начинается с писем
я от этой жизни зависим
вы когда последний раз сами
глядели своими глазами?
проникает в суть откровения
пережиток прошлого зрения
голова профессора Доуэля
смотрит на меня из Чернобыля
.
***
резкость изображения повышается,
когда оператор стоит на одной ноге,
хвастаясь богатым нецензурным лексиконом.
Вот — в кадре пробегает мышь
на её хвосте — 789543 волосинки
ассистент режиссёра выставлял их лично,
прилаживая плотно одну к другой.
каждое число что-то значит,
кроме количества кадров в секунду.
продолжение следует по пятам за памятью,
в предыдущей серии мы узнали,
что садовник не убивал дворецкого,
в заговоре горничных принимала участие повивальная бабка,
а под столом у детектива
кто-то оставил чучело мертвой сороки.
далее — безумная вакханалия непредвиденных обстоятельств.
сценарист, кажется, потерял себя
в композиционном разрешении проблемы
.
***
краткосрочный роман причины и следствия
порождает прозрачную материю довода,
но в целом ускользает от внимания общественности
старик поймает золотую рыбку
а в завтрашней газете напишут про Гитлера с хвостом
и кажется, что никто не виноват,
кроме Твоего уязвлённого самолюбия,
терпящего пощёчины от сослагательного наклонения
ничего страшного!
у нас ещё есть кроссворды
и колонка юмора 😊
.
***
в имени есть стрела
раскалённая добела
выпененный водоём
в имени есть моём
знающий суть людей
полон больших идей
знающий суть имён
в душу мира влюблён
того, кто выполз с оврага,
мы назовём «Чикаго»
есть услада для слуха
в имени «Замануха»
сердце моё гонимо
знаменем псевдонима
В имени есть награда
Имя — и есть преграда
В будущность нашу веря
Нас называет время
Время бежит отважно
Время рассудит страшно
Хороший ты был, Плохой
Тёплый или Больной
высокий ты или низкий
Ростовский или Читинский
с дуба ты или с рифа
Буба ты или Чифа
Рахмат ты или Рохиб
богат ты или погиб
.
***
седая ночь захлопала ресницами
вперёд часов домой не попроситься мне
не увидать ни шопота, ни шороха
не услыхать ни топота, ни всполоха.
за вечер мы разгадываем азбуку
и прячемся Всевышнему за пазуху
кроссворды заполняем только числами
и наполняем единицу смыслами
у нас одна трагедия — безмолвие
оно тоской и жаждою исполнено
с колодой карт и запахом черешенным
слова давно завещаны повешанным
короткой жизнью бытие познается
но обещав навеки не состариться
тупое, тонконогое бессмертие
мне робко дышит в левое предсердие
.
***
у Господа красивые глаза
об этом мне терновник рассказал
я не усёк вич лэнгуич ву парле
пока летел на золотом орле
у Господа красивые глаза
мне довелось однажды превозмочь их
когда дойдёшь до ключевых и прочих
внимательней гляди на образа
не важно сколько пива ты всосал
клянись что это было за идею
у Господа красивые глаза
я говорить об этом не умею!
.