Ксения Жукова — прозаик, драматург, сценарист, журналист, редактор, критик, переводчик. Автор книг для подростков и более пятидесяти спектаклей. Лауреат международной литературной премии «Дебют» (драма), финалист международной премии «Дебют» (малая проза), лауреат конкурса критики при Британском совете, финалист театрального фестиваля «Любимовка», финалист конкурса им. М. Волошина (проза и драма), финалист и лауреат театрального конкурса пьес для детей «Маленькая премьера PRO», финалист российской культурно-просветительской премии «Нонконформизм» (пьеса для детей и подростков), дважды финалист Корнейчуковской премии (проза и драма), лауреат международного драматургического конкурса «Евразия» (пьеса для детского театра), финалист конкурса проекта «Год литературы», финалист фестиваля короткого рассказа для детей «КоРа» и др. Член союза писателей Москвы. Ведущий и основатель проекта «Марафон молодых поэтов ДА», член редколлегии журнала «Электронные пампасы». Член «Земляничного клуба» для детских писателей, член тайного ордена «Мыхухоль», член ТО ДАР. Разработчик собственного писательского курса «Прокачка» (для взрослых). Живет в Москве.

.


Ксения Жукова // Когда поспеют бегемоты…

1

Когда папа начинает то и дело смотреть то на маму, то на часы, то на часы, а то и на маму.

Когда папа окидывает взглядом звездное небо и не видит ни одной звезды. Когда папа прикладывает ладонь к уху и настороженно сопит.

Когда папа становится рассеянным до жути, что вместо нашей собаки Барли может двадцать минут гладить ножку табурета.

Когда папа на вопрос, какой сегодня день недели — четверг или среда, отвечает, что без пяти два…

Вот тогда я понимаю, что — пора. Пора. Они — поспели. Поспели бегемоты! Поэтому мы начинаем собираться.

Когда поспевают бегемоты, мы с папой начинаем сборы. Это долго и волнительно. Надо найти панамки, прошлогодние панамки. Те, которые уже почти не налезают на наши головы.

Те, которые с огромной дырой у папы, и с маленькой дыркой у меня.

Потому что если надеть совсем новые — бегемоты нас не признают, и тогда мы рискуем остаться без них. А это совсем не входит в наши планы по сбору бегемотов.

Когда мы достаем панамки, то я заодно нахожу вертушку, сачок для ловли кого-то большого, ну явно не бабочек, так как для бабочек там слишком много прорех, сломанный свисток и резиновые сапоги. Свисток я не чиню сознательно, так как бегемоты боятся резких звуков, и свистеть надо именно сломанным свистком. Папа тоже находит резиновые сапоги. Но все равно выходит из дома в кедах. Он у нас такой рассеянный, а иногда упрямый — в зависимости от стрелки компаса. Компас мы тоже берем. Кто же без компаса бегемотов собирает?

Я, правда, знаю таких чудаков, которые идут на бегемотов с кастрюлей, в водолазном костюме или с решетом, чтобы просеивать лишнее. Но это — чудаки! У бегемотов же нет ничего лишнего. Водолазные костюмы им ни к чему. Лучше купальные шапочки. И в кастрюле бегемот у вас попросту уснёт. Лучше взять погремушку, чтобы ему было чем заняться и не скучать. Когда мы с папой идем собирать бегемотов, то все тревожно смотрят нам вслед и машут платочками.

Дело в том, что не простое это дело — собирать бегемотов. Даже опасное немножко. Бегемоты растут не на дереве, как могли подумать, а на кустах. Кусты колючие такие. А бегемотики мягкие, добрые, но пока достанешь — все руки исколешь. Незрелого бегемота вообще срывать опасно. Потому что он потом к тебе прилипнет и будет висеть как воротник.

А это тяжело и неудобно, все время разгуливать с бегемотом. Вот я как-то пришла с незрелым бегемотом в школу, а охранник и говорит, что с бегемотами нельзя. Я такая:

 — Да вы попробуйте, сами его отдерите.

А охранник руки за спину спрятал:

— Ничего я не буду, — бурчит, — нельзя и всё тут. Нечего учебный процесс нарушать.

Хорошо, что мимо шла Ольга Алексеевна, учительница биологии. Она приподняла очки на лоб, потом спустила их на кончик носа, потом и вовсе сняла. Потом три раза обошла вокруг меня по часовой стрелке, потом два раза против.

Я ей говорю:

— Ольга Алексеевна, вам надо еще один круг против часовой стрелки сделать, а то голова закружится.

Но Ольга Алексеевна только отмахнулась от меня и зачем-то пощекотала бегемота под подбородком — «тю-тю-тю»».

Бегемот открыл один глаз и тут же закрыл. Потому что нормальные бегемоты на «тютютю» не реагируют. Это как себя не уважать!

Ольга Алексеевна подумала-подумала и заявила:

— Давайте с бегемотом пропустим. Пусть он на последней парте сядет, в моем кабинете. Как раз по теме нашей. Мы будем на него смотреть, когда бегемотов проходить станем. А когда не будем — он просто тихо там расположится.

— Но он же незрелый! — гнёт свою линию охранник.

Не любит уступать никому, видимо. Но и Ольга Алексеевна не любит. Ещё не известно, кто кого из них переупрямит. Я-то что, стою в сторонке, про контрольную думаю. К которой я не готова. А бегемот так вообще спит-сопит.

— Вот как раз побудет, полежит там, дозреет, — наседает Ольга Алексеевна.

Я решила вмешаться и помочь ей. Даже пустила слезу. Маленькую такую, но настоящую. Я умею, это не сложно. Достаточно представить что-то грустное, например, что тебя не пустили с бегемотом в школу. Или что заставили писать контрольную:

— Без меня он никак. А у меня контрольная. По математике.

— Охранник посмотрел на нас, на мою слезу единственную, но настоящую. И задумался. Я было возликовала, но тут показалась математичка, Нина Ивановна, радостная такая. Её всегда всё радует. И тоже ринулась к бегемотику, и тоже сказала «тю-тю-тю», и также пощекотала ему подбородок. Я хотела возмутиться, что бегемот не кошка и что он не любит эти ваши «тютютю». Но вовремя вспомнила про контрольную. Пусть их, пусть щекочут, лишь бы не писать. В воскресенье мы с папой так увлеклись собиранием, что я забыла к этой контрольной подготовиться. Одна надежда на Конькова Макса, я у него всегда списываю математику. А он у меня — биологию. А еще я за него на физ-ре эстафету бегу, пока физрук не видит. Просто надеваю красную шапочку, которую Коньков носит, и заново бегу. Мне не сложно.

— Отличный экземпляр, просто отличный, — приговаривала Нина Ивановна, — ты, это, Зефирова, друг мой, посиди пока на биологии, помоги уж Ольге Алексеевне. А я побегу, сегодня даю контрольную.

Мечты сбывались! Я легко отцепила бегемота и села с ним на последнюю парту на биологии. Пока мой класс парится на контрольной, мы с бегемотом давали храпака. Он выводил Симфонию №3 Чайковского, а я — гимн индейцев Чероки.

Я радовалась все четыре урока. Даже в столовую не ходила, даже перемену пропустила.

А потом пришла математичка Нина Ивановна и оставила меня после уроков писать пропущенную контрольную. Она села напротив меня и внимательно смотрела, чтобы я не списывала. Да и у кого? Макс Коньков наверняка в это время доедал вторую котлету у себя дома, или гонял мяч за школой, или резался в очередную стрелялку, или…в общем, списать было не у кого.

А предатель-бегемот забрался Нине Ивановне на шею и мурчал почему-то «чунга-чангу».

Только слова там были немного другие: «Чунга-чанга, двоечка моя….». Ох уж эти бегемоты.

2

Когда поспеют бегемоты, мы с папой бежим их сразу по знакомым раздавать и друзьям. Бегемоты маленькие. В карман влезают.

Ночью сопят себе, днем вполне могут гулять по облакам. Они обожают воздушные шарики. Так что если у вас есть дома воздушный шарик, вы вполне можете посадить туда бегемотика, пусть качается. Он так может провести целый день, а на ночь улететь на какую-нибудь звезду. Звездные бегемоты тоже хороши. У них есть звездное расписание. И такие бегемоты обычно живут на звезде много-много лет, а своим друзьям, сюда, пишут длинные письма. Другое дело, что бегемоты пишут как курица лапой.

Их послания порой ой как сложно разобрать. Обычно письма они начинают так: «Привет, пишет тебе с далекой звезды бегемот, у нас тут все хорошо, а если кто плохо спит, пишите нам скорей. Мы пришлем вам целое стадо сонных бегемотов».

Как, вы не знаете про сонных бегемотов? О, они такие зевущие. Все время зевают и зевают.

Я как-то видела целое стадо зевающих бегемотов. Они лучше всяких овец или слонов, которых надо считать. Сонные бегемоты летают своими стадами вокруг тебя и зевают, прикрывая маленьким бегемотовым крылышком свою огромную пасть. А если попросишь, они могу взять тебя на лапки и качать как в колыбельке. Ты обнимаешь бегемота за шею и летишь плавно туда-сюда. Куда там всяким овцам и слонам. Бегемот такой мягкий и приятный. А уж зевает как заразительно!

Вот как тут не заснуть? Главное, чтобы не на уроке. Ой.

3

Бегемоты поспевают круглый год. Поэтому летом им можно дать ведерочко и попросить собрать малину или смородину. Уж будьте уверенны, соберут. Это летом.

А осенью бегемотик любит шуршать опавшими листьями и делать из них икебаны.

Зимние бегемоты любят делать снежные домики и пуляться снежками.

А весенние? Весенние бегемотики делают бумажные лодочки и запускают их в ручейки. А потом толпятся вдоль ручья и спорят, чья лодка приплыла быстрее.

Они вообще очень азартные, эти бегемоты.

У одного бегемота лодка приплыла самой последней. Так он очень рассердился.

— Ах так, тогда я больше не буду строить снежные домики, собирать листья, малину и смородину. Не буду и все тут.

И он продержался целых два дня. Не строил, не собирал, не делал икебаны. Целых два дня! И эти два дня всё равно была весна. А потом бегемотик встрепенулся, — да что ж это такое. Так и весна пройдёт! И побежал навёрстывать. И долго-долго тренировался пускать свою бумажную лодочку. Летом он собирал ягоды, осенью шуршал листьями, зимой его хитрая мордочка торчала из снежного домика. А весной…а вот весной…его лодка пришла…второй. Ну ничего, он еще потренируется.

4

А вы знаете, для чего автобусная остановка? Думаете, только для автобуса? А что делают бегемоты на автобусной остановке? Вот ты идешь мимо, а на остановке тьма тьмущая бегемотов. Сидят себе, ногами болтают, шуршат обертками от мороженого и жмурятся от удовольствия при каждом откусывании.

А откусывают бегемоты мороженое очень здорово — ам-ам, вот как. Пасти-то у них огроменные. Такие пасти, что город поместится, или страна, ну или кусочек страны, если страна большая. А вот если страна маленькая — то и целиком в пасти бегемота окажется. Но бегемотам как-то неловко страны глотать. Утром иногда просыпаешься. А вот нет страны. А где ж она? В бегемотовой пасти. А там слюней много, зубы еще — вдруг кариес? Не, не красиво как-то. И еще язык наверняка шершавый. Поэтому бегемоты страны заглатывать не хотят. А сидят себе вместо этого на автобусной остановке.

И вот ты идешь мимо, а они тебе машут, мол, давай с нами.

А куда с ними? Сейчас придет автобус, и все бегемоты уедут. А тебе вовсе не надо на автобус. Ты просто так гуляешь или в магазин.

Вот ты идешь обратно, а бегемоты все так и сидят. И ещё шарики на веревочке дергают: дерг, дерг! Подергают так и в небо отпустят. Много шаров в небе летят цветных — небо сразу разноцветным становится. Красиво. Ты стоишь, любуешься. И бегемоты опять зовут тебя на остановку.

Если вам интересно, как же бегемоты ездят в автобусе, интересно ведь? То тут разочарую. Дело в том, что остановка есть, а автобус для бегемотов ещё не придумали. Но бегемотов такое не смутит. Им и на остановке весело. Вот, они опять машут мне — иди к нам! Пойдём?

Тайна

А вот этому бегемоту шарика не досталось. Поэтому я и сидела на скамеечке, грустная. За бегемота переживала и вообще… Как тут не загрустить, если шары закончились?

К скамейке подходили много всяких разных и непонятных: в платьях и брюках; в юбках и джинсах; с авоськами и чемоданами; с дамскими сумочками и спортивными сумками через плечо. И каждый норовил задать свой вопрос: чего ты плачешь? Потерялась, наверное? А, ты перепугалась? Отстала от мамы? От папы? Бабушки? Поезда? Ты хочешь мороженого? Ну на, кусни мое.

А я, может, вафельные рожки терпеть не могу. И вообще, я ж не за себя, я за бегемота обиделась, ему ж шарика не хватило. Но про бегемота все будто забыли. И продолжали меня донимать:

— «Да не расстраивайся, купят тебе еще твой самокат или что ты там хочешь. Или велосипед? Или — о чём ты там мечтаешь, наверняка о машинах гоночных, да? Посмотрите на него, сразу видно — мальчик грезит машиной или конструктором. Ой, ты девочка, ну и что, всё равно, давай, мечтай о конструкторе. Ну или начни мечтать. Или о самокате?»

Самокат у меня уже был, дома, под лестницей, велосипед папа обещал купить на следующий год, а вот за бегемота было обидно. Он так хотел шарик, я это точно знала. Поэтому и плакал. А они все ходили и ходили и все предлагали: жвачки, конфеты, нитки, воздушного змея. Вот воздушного змея я как раз хотела. Но я боялась, как бегемот к этому отнесется, он же хотел шарик. Обычный, на веревочке. И чтобы летал по небу, и чтобы знал много. Я спросила бегемота: «А зачем тебе шарик»?

— Ну, как же ты не понимаешь, шарик же летал много где, столько всего знает, мне обязательно надо с шариком пошептаться, обязательно.

Я голову подняла, чтобы посмотреть на нахмурившиеся тучи. А там — шарик, летит себе, совсем низко. И как раз над скамейкой. И я поняла, что это наш шарик, вернее, бегемота. Он прямо к нему летел. Тогда я достала бегемота из кармана, сдула хлебные крошки с его серенькой мордочки: смотри, вот летит шарик, он твой!

Бегемот долго махал ему лапкой. А шарик все кружил над бегемотом, потому что это был его, бегемотов шарик. А потом он стал спускаться, к нам спускаться. И я взяла шарик с собой.

Вечером дома я лежала на кровати, а бегемота положила не под подушку, как обычно, а рядом с собой. Потому что на потолке был шарик, а бегемоту так надо было с этим шариком поболтать, я это точно знала. И они всю ночь долго перемигивались и перешёптывались. О чём? А вот не знаю, потому что это тайна. Бегемотово-шариковская тайна.

Про непослушных и бегемотов

К одному очень непослушному человеку пришел бегемот и стал его жевать. За непослушание.

Непослушному человеку говорили: «Вот ты не слушаешься, а вот придет бегемот и съест тебя».

Поэтому, когда в дверь позвонили, непослушный человек спрятался под кровать, чтобы бегемот его там не заметил.

Но бегемот, переваливаясь, сразу же направился в сторону кровати, нагнулся, зевнул и вынул непослушного человека.

Но непослушный человек и тут не послушался и стал пуляться в бегемота бумажными шариками.

Бегемот понял, что другого выхода нет, и стал печально жевать непослушного человека. Дело в том, что этот бегемот был хороший, добрый он был.

Все злые бегемоты были заняты, вот к непослушному человеку и отправили доброго бегемота, авось все равно сжует непослушного.

Но добрый бегемот жевал и возмущался, как так? Зачем им пугают непослушных людей? Вот лежать бы сейчас на солнышке в Африке, а тут…ну что это такое, что за непорядок!

Так бегемот возмущался и жевал, жевал, а потом и выплюнул непослушного человека. И отправился себе дальше на солнышко — греться.

А непослушный человек жеванным домой пошел.

И все на него смотрели и говорили:

— Фу, какая гадость! Мало того что непослушный, так еще и мятый весь, жеванный какой-то.

И дружить с ним не хотели. И играть не хотели.

Ну как играть с кем-то таким мятым и непонятным?

А непослушный человек стал потихоньку послушным и разгладился. Потому что — кого тут не слушаться, если рядом никого нет?

.

Евгения Джен Баранова
Редактор Евгения Джен Баранова — поэт, прозаик, переводчик. Родилась в 1987 году. Публикации: «Дружба народов», «Звезда», «Новый журнал», «Новый Берег», «Интерпоэзия», Prosodia, «Крещатик», Homo Legens, «Новая Юность», «Кольцо А», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Независимая газета» и др. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (2017); лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» (2019); лауреат межгосударственной премии «Содружество дебютов» (2020). Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Шорт-лист премии имени Анненского (2019) и премии «Болдинская осень» (2021, 2024). Участник арт-группы #белкавкедах. Автор пяти поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» (СПб.: «Алетейя», 2017), «Хвойная музыка» (М.: «Водолей», 2019) и «Где золотое, там и белое» (М.: «Формаслов», 2022). Стихи переведены на английский, греческий и украинский языки. Главный редактор литературного проекта «Формаслов».