Мы помечаем мир своими фантазиями, как собаки, которые задирают ногу на каждом углу. Таким образом мир становится нашим. Изобретя богов и демонов, мы можем ублажать их или изгонять.

Терри Пратчетт

Вероника Воронина // Формаслов
Вероника Воронина // Формаслов

Где проходит граница между наукой и мифом, между технологиями и актом веры? Я расскажу вам удивительную историю. Которая вся — правда. И при этом миф.

С глубокой древности человечество помещало богов и героев на небо, называя их именами звезды и созвездия. Вряд ли есть какая-то символическая сущность, кроме неба, которую бы одушевляли столь яростно на протяжении всей человеческой истории. За тысячелетия космос превратился в густой мифологический суп — так много молитв, верований и мечтаний было устремлено к нему.

Вот и планета, открытая в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо, по давней традиции была названа Плутоном — в честь древнегреческого бога подземного мира. Позже был открыт спутник Плутона, получивший имя Харона — паромщика, переправляющего души на тот свет. Умершим клали под язык небольшую монетку — обол, чтобы усопший мог расплатиться ей за переправу по реке Стикс. (Традиция класть монеты на глаза существует и по сей день). Кроме Харона у Плутона нашлись еще четыре совсем крохотных спутника, также связанные названиями с загробным миром: Никта, Гидра, Кербер и Стикс. Получилась дружная хтоническая компания.

Так вот, раз небо не отделимо от мифологии, то, при всей научности и технологичности, полеты в космос так или иначе связаны с погружением в эти мифы и верования. Освоение космоса можно рассматривать как акт веры или неверия, бунта против богов. Что тоже в некотором смысле является верой.

Не случайно после первого полета человека в космос в апреле 1961 года с новой силой разгорелись религиозные споры. Одним из аргументов атеистов стало то, что раз Юрий Гагарин не встретил Бога во время пребывания на орбите, значит, никого на небе и нет. Как будто поиск Бога и был миссией Гагарина…

Переносимся в наше время. НАСА готовилась десятилетиями и наконец отправила к небесным Плутону и Харону автоматическую межпланетную станцию «Новые горизонты». Станция достигла цели в 2015 году и стала первым космическим аппаратом, исследовавшим с близкого расстояния систему Плутона. А потом полетела дальше к границам Солнечной системы.

Думаете, это конец истории? Нет, впереди самое интересное.

Во-первых, кроме научного оборудования космический корабль несет капсулу с унцией праха того самого Клайда Томбо, открывшего Плутон.

Люди тысячелетиями населяли небо не только богами, но и мысленно своих мертвых отправляли туда же. Но мало кому довелось попасть на небеса «во плоти». Красота и символизм момента в том, что астронома отправили в посмертное путешествие к воссозданному им мифу — помещенному на небо божеству загробного мира.

Во-вторых, на борту «Новых горизонтов» есть две монеты (посвященные штатам Мэриленд и Флорида) — как тут не задуматься о плате паромщику Харону за переправу?

Ну и нельзя забывать о том, что сами «Новые горизонты», везущие прах Томбо, также выступили в качестве проводника на тот свет!

Оцените красоту и мощь этой истории! ХХI век, люди отправляют сложнейшую технику в далекий космос. И при этом вот они, древние боги и верования, продолжают жить не только на звездных картах, но и в наших головах и поступках! А сложнейшая космическая миссия превращается в посмертное паломничество, выполнение обряда перехода из мира живых в мир мертвых.

И вот вам последний факт. В 2017 году Международный астрономический союз назвал в честь Клайда Томбо область на Плутоне.

Итак, хотя «Новые горизонты», миновав систему Плутона, полетели дальше, символически Томбо все-таки встретился со своим Хароном. Обряд перехода в загробный мир совершился.

Вероника Воронина

.

Вероника Воронина родилась в Сарове Нижегородской области. Рассказы публиковалась в журналах «Север», «Нижний Новгород», «Дактиль», «ЛиterraNova» и др. Публицистика, литературная критика и эссеистика публиковалась в журналах и электронных изданиях Pechorin.net, «Формаслов», RaraAvis, Alterlit, «Мир Севера», в газете «Литературная Россия», на «Литературном радио» («Пролиткульт») и др. Победитель, лауреат и дипломант ряда конкурсов. В частности, лауреат Международного конкурса «Русский Гофман» (2023), Международного литературного конкурса-фестиваля «Литкузница», лауреат Международного конкурса-фестиваля «Расскажи мне сказку». Участвовала в Литературной резиденции и писательских мастерских АСПИР. Живет в Люберцах.

.

Анна Маркина
Редактор Анна Маркина. Стихи, проза и критика публиковались в толстых журналах и периодике (в «Дружбе Народов», «Волге», «Звезде», «Новом журнале», Prosodia, «Интерпоэзии», «Новом Береге» и др.). Автор трех книг стихов «Кисточка из пони», «Осветление», «Мышеловка, повести для детей «На кончике хвоста» и романа «Кукольня». Лауреат премии «Восхождение» «Русского ПЕН-Центра», финалист премий им. Катаева, Левитова, «Болдинская осень», Григорьевской премии, Волошинского конкурса и др. Главный редактор литературного проекта «Формаслов».