Сергей Лёвин // Формаслов
Сергей Лёвин // Формаслов

Пока весь мир сходит с ума по «Игре в кальмара», вспоминаем несколько достаточно свежих российских и зарубежных сериалов, лейтмотивом которых тоже стало выживание в самых разных условиях. Среди этих есть и те, просмотр которых лучше не откладывать, и те, которые можно пропустить. Ну и виновника хит-парада тоже рассмотрим — куда сейчас без него?

«Выжившие»: никого не жалко

Постер к сериалу «Выжившие» // Формаслов
Постер к сериалу «Выжившие» // Формаслов

Платформа: Okko
Количество серий: 8
Рейтинг: 18+

На небольшой российский город обрушивается неизвестный вирус, который за считанные часы «выкашивает» практически всё население. Тех немногих, кто не захлебнулся кровавым кашлем, ждёт новое испытание — выжившие не могут засыпать надолго, иначе они впадают в кому. Их надо будить, не продляя сон больше чем на пару часов…

Когда отечественные стриминги поняли, что у них развязаны руки по части использования ненормативной лексики и шок-контента, кто-то начал использовать эту возможность с умом, а кто-то пустился во все тяжкие.

После международного успеха «Эпидемии» от платформы Premier (сериал купил Netflix, он стал хитом и удостоился похвального отзыва самого Стивена Кинга) обратиться к теме пандемии, которая, к сожалению, отнюдь не утратила актуальности, решили киноделы из Okko.

С первых кадров «Выжившие» окунают зрителя в мрачный, депрессивный, в исключительно тусклых тонах мир, который и до начала-то эпидемии выглядит неважно. Далее всё лишь усугубляется.

Беда сериала в том, что в нём практически нет персонажей, которым хочется сопереживать. На экране сплошь не самые приятные люди: нимфоманка-учителка с прескверным характером, быковатый качок, готовый на любые крайности, страдающий психическим отклонением главный герой, который видит странные полувещие сны, — все эти люди часто вызывают или раздражение, или неприязнь.

Также имеет место очевидный мискастинг: например, органично сыгравшая запойную даму-следователя из «Обычной женщины» Дарья Савельева здесь смотрится поразительно неестественно в амплуа заботливой матери. То ли актрисе сложно играть разноплановые роли, то ли она не заморачивается, то ли персонаж скверно прописан — а может, всё сразу.

На экране постоянно матерятся: иногда в контексте, но чаще просто так, потому что это позволено. Сценаристам так и хочется напомнить, что в русском языке есть и другие способы изобразить экспрессию.

Открытый финал оставляет совсем уж печальное впечатление: столько серий мучительно просмотрено зря.

 

«Колл-центр»: недетские игры

Постер к сериалу «Колл-центр» // Формаслов
Постер к сериалу «Колл-центр» // Формаслов

Платформа: Premier
Количество серий: 8
Рейтинг: 18+

Группа сотрудников колл-центра интернет-магазина «Бутик для взрослых» оказывается изолирована в офисе таинственными людьми, которые, прячась под милыми прозвищами «папа» и «мама», устраивают для коллектива серию жестоких, иногда откровенно издевательских испытаний, угрожая в случае неповиновения взрывом бомбы.

Самым любопытным в сериале оказывается даже не главная линия с затейливыми играми для героев, а флешбеки, раскрывающие каждого персонажа. Отчаявшаяся гастарбайтерша из Средней Азии, которая готова на всё ради денег, необходимых для спасения больной дочери, неудавшаяся смертница, которая когда-то была затравлена матерью-религиозной фанатичкой, психически больная женщина, считавшая себя улиткой, — каждый герой прорисован тонко и выпукло. И каждая история — полноценный мини-фильм, чаще всего не оставляющий равнодушным.

К последнему эпизоду, правда, накал спадает, а финал и вовсе оставляет ощущение недоумения, которое можно списать разве что неуклюжим заделом на 2-й сезон.

Но в целом «Колл-центр» снят добротно и по-европейски раскрепощённо: он не боится откровенных тем и не менее смелой их подачи. Потому, если сиквел всё же состоится, интересно, в каком направлении поведут шоу его создатели Наташа Меркулова и Алексей Чупов.

 

«Противостояние»: гриппокалипсис

Постер к сериалу «Противостояние» // Формаслов
Постер к сериалу «Противостояние» // Формаслов

Платформа: CBS
Количество серий: 9
Рейтинг: 16+

Случайно вырвавшийся из секретной лаборатории вирус значительно сократил число обитателей планеты. Немногочисленные выжившие объединяются в два лагеря. Их собирают пожилая женщина, называющая себя матушкой Абагейл, и тёмный человек Рэндалл Флэгг, который, по всему видно, то ещё дьявольское отродье.

Более чем тысячестраничный опус старины Стивена Кинга идеально подходил для экранизации в формате сериала. И более-менее успешный прецедент уже был — шестичасовой телефильм Мика Гэрриса, который поклонники мэтра ужасов смотрели в 1994 году ещё на видеокассетах с гундосым переводом.

Для новой адаптации выделили солидный бюджет, позвали звёзд (Вупи Голберг, Эмбер Хёрд, Джеймс Марсден) и пообещали, что удивят даже поклонников романа, сюжет которого вновь стал актуальным — спасибо ковиду!

Однако сценаристы перемудрили, и понять, что происходит на экране в первых сериях, особенно тем, кто не знаком с первоисточником, будет сложно. Вместо линейного авторского повествования — сплошные флешбеки, которые из-за обилия действующих лиц могут изрядно запутать зрителя.

Ещё один фатальный прокол — образ Рэндалла Флэгга. Наводящий ужас безжалостный инфернальный злодей из романа превратился в гламурного подонка, любителя зрелищных шоу, склонного к дешёвым эффектам, который совершенно не способен напугать.

Не спасает шоу и специально написанные для него сцены, без которых оно вполне могло обойтись, ограничившись литературной основой. Это тот случай, когда лучше перечитать Кинга, который признавался, что хотел создать своего «Властелина колец», и решить, удалось ли мэтру задуманное.

 

«Игра на выживание»: смешались в кучу кони, люди…

Постер к сериалу «Игра на выживание» // Формаслов
Постер к сериалу «Игра на выживание» // Формаслов

Платформа: Premier
Количество серий: 12
Рейтинг: 18+

В тайге приступают к съёмкам экстремального реалити-шоу в духе «Последнего героя», в котором наравне с парой кинозвёзд (Алексей Чадов и Александра Бортич играют самих себя) участвуют обычные люди. Веселье от съёмок дорогостоящего проекта быстро сменяется шоком, когда абсолютно всё начинает идти не по запланированному сценарию.

Попытка создать российский «Лост», только более жёсткий и провокационный, обернулась динамичной, но распадающейся на составляющие пёстрой нелепицей. В кучу-малу свалились сбежавшие с зоны зеки, сектанты-каннибалы, зомби, орудующий в заброшенном городе маньяк-садист, секретные военные эксперименты и многое, многое другое.

Актёры постоянно матерятся, оголяются по поводу и без, а большую часть фильма бегают с выпученными глазами, изображая, как им страшно. Неестественнее всего выглядит Верник в роли Верника (поразительное актёрское бессилие!), но Бортич с Чадовым стараются от него не отставать.

Тем не менее, сериал получил достаточную порцию признания, чтобы запустить в работу второй сезон. Страшно даже представить, какие испытания ждут его героев. Впрочем, клоунов-убийц из космоса и рептилоидов создатели пока не использовали — почему бы и нет?

 

«Игра в кальмара»: тише едешь — дальше будешь

Постер к сериалу «Игра в кальмара» // Формаслов
Постер к сериалу «Игра в кальмара» // Формаслов

Платформа: Netflix
Количество серий: 9
Рейтинг: 18+

Таинственная корпорация предлагает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, стать участниками игры с колоссальным денежным призом. Для победы надо всего ничего, пройти испытания — обычные детские игры. Но выясняется, что у проекта есть одно «но»: проигравших убивают.

Этой осенью у Netflix случился суперхит, который поборол по просмотрам даже таких монстров, как «Очень странные дела» и «Ведьмак», и стал самым востребованным на данный момент сериалом мощнейшей платформы, популярной во всём мире. Его посмотрели с более чем 100 миллионов аккаунтов! А сколько было нелегальных скачиваний…

Южнокорейское шоу с удивительной точностью попало в нерв эпохи: острая социальная проблематика, жестокость, гармонично соседствующая с лирикой, а главное, яркие и узнаваемые, универсальные для любой страны типажи вывели «Игру» в топ.

При этом в сценарии нет ничего запредельного, никаких ошеломляющих открытий, да и истоки сюжета легко найти в поджанре фильмов об играх на выживание: от «Королевской битвы» и «Голодных игр» до недавней политической сатиры «Охота».

Но по-настоящему впечатляющая визуальная составляющая, порционно выверенная подача драматизма и кровавых испытаний, крепкий, практически не провисающий сюжет сделали «Игру в кальмара» явлением, с которым трудно не считаться. Место в масс-культуре сериал уже застолбил, породив бесчисленное количество мемов и завоевав популярность у зрителей всех возрастов, включая детей, для которых он вообще-то не предназначен. Так что при всех своих недостатках, коих, кстати, немало, шоу претендует на звание самого резонансного сериала года. А ведь никто не ожидал…

Сергей Лёвин

 

Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист. Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».

 

Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».