Зоркое сердце

Зоркое сердце. Сборник по итогам конкурса для слепоглухих (и о слепоглухих) «Со-творчество» / Зоркое сердце. — М.: ЛитГОСТ, 2019. — 224 с.

Скачать сборник по итогам конкурса для слепоглухих (и о слепоглухих) «Зоркое сердце»

В книгу по итогам литературного конкурса «Со-творчество» вошли лучшие произведения слепоглухих поэтов, прозаиков и эссеистов/журналистов (как тотально слепоглухих, так и имеющих остаточное зрение и/или слух), а также стихи, рассказы и очерки зрячеслышащих авторов о слепоглухих людях (или слепоглухоте).

Из аннотации

 

Знание о мире эти люди получают на ощупь. Пальцами рук, ногами, всей поверхностью кожи (оказывается, это очень много). А ведь есть еще и запахи — важнейший канал восприятия («И август пахнет медом и вином», — говорит Евгения Смоленс­кая. «И даже — представляете? — я нюхал/ зверюшек, что показывали люди», — рассказывает о своих впечатлениях в зоопарке Алексей Богатый, вспоминая, как уже в детстве, в деревне «гусяток, индюшаток и цыпляток» «узнавал на слух и запах». «Все нежнейшие весенние запахи волнуют, как в первый раз», — признается Наталья Демьяненко, а невидящая и неслышащая Ирина Поволоцкая называет запах «слышным и видимым»). Есть тяжесть и легкость, сухость и влажность, есть, наконец, холод и тепло (в его облике Евгения Смоленская, например, чувствует свет: «День и ночь небесные огни/ будут нам дарить тепло…», а для Максима Черного «теплым» оказывается джаз. Оставшиеся человеку чувства, восполняя утраченное, работают друг на друга, проникают друг в друга, срастаются). Есть еще и ритм — который чувствуется не только слухом и даже, на самом деле, не в первую очередь им — но всем телом.

Благодаря этому чувству — пронизывающему человека, организующему и держащему его речь (в том числе и внутреннюю, в первую очередь ее) — слепоглухие, как мы увидим, способны писать не только прозу, но и стихи.

И, наконец, есть еще сила, которая придает всему этому цельность и смысл. Даже, наверное, две, хоть и связанные друг с другом: разум и воображение.

И картина мира, внутренняя его карта у людей, лишенных способов восприятия, которые нам привычно считать главными — зрения и слуха, — безусловно, складывается — и очень подробная, и сложная. Со своей системой ориентиров.

И, к счастью, они могут ее выговаривать — и делают это. В сборник вошли произведения, отобранные из большого конкурсного материала, — перед нами только вершина айсберга. У этого мира (да, он, конечно, несколько отделен от зрячеслышащего) есть своя словесность. Он тщательно прочувствован и внимательно продуман.

В каком-то смысле перед нами — свидетельства представителей иного видения. И вследствие этого, неминуемо, — отчасти другого (только отчасти!) понимания жизни. Поэтому для большинства из нас, зрячих (хороший повод, кстати, задуматься: таких ли уж при этом, на самом-то деле, зорких?) читателей эта книга станет путешествием в неведомое.

Ольга Балла

 

О чем еще этот сборник? О разорванной толерантности, которую начинают стягивать подобные проекты и книги. О том, что общество — внезапно — поворачивается лицом к инвалидам, обращает внимание на их потребности и оставляет/возвращает право быть людьми (я как сын инвалидов второй группы — знаю, о чем говорю).

Но до полного приятия или создания подлинной доступной среды в нашем до сих пор чудовищно нетолерантном обществе еще далеко (на Западе, например, люди с синдромом Дауна «интегрированы» в жизнь: прекрасно работают и даже получают права; а видел ли кто-то подобного человека в РФ за рулем? Ну, может быть, если единичное исключение. А дальше?).

Несколько лет назад хештег #MeToo вернул/вручил женщинам право голоса. Помог сплотиться перед главным врагом — дискриминацией и неравенством (увы, чаще всего в лице мужчин). Сегодня фемдвижение активно — от дискуссий в соцсетях до акций, пикетов и митингов — защищает права женщин. Стало реальной силой, с которой больше нельзя не считаться.

Какой хештег сможет изменить отношение общества к инвалидам? Какой сделает их, незамечаемых и — увы — тоже дискриминируемых, равными (да пусть даже условно равными) нам? Неизвестно.

Но книги, подобные «Зоркому сердцу», приближают этот день.

Это, пожалуй, самое главное.

Владимир Коркунов

Ася Шевцова
Ася Шевцова – поэт, родилась 26 июня 1990 года в Полтаве, сейчас проживает в Харькове, Украина. Выпускница литературной студии «Завязь», автор поэтических сборников «Небесный рок-н-ролл», «Искусство отсутствия». Получила высшее образование по трём специальностям: физиология, английская филология, медиа-коммуникации, и всё ради того, чтобы сейчас работать в сфере IT. Участница многих литературных семинаров и фестивалей «ВДП (Всемирный День Поэзии-2019)», литературно-музыкальный фестиваль «Одна Маленькая Свеча, «Форум Молодых Поэтов-2019». Участница литературного проекта «Kharkiv Poetry OpenAir/Indoors» Творческое кредо: «Если представился как поэт — то вот тебе ручка, давай, пиши!»