Санджар Янышев // Умр

Санджар Янышев. «Умр. Новая книга обращений». – М. : Издательство «Арт Хаус медиа», 2017. – 144 с.

Скачать поэтическую книгу Санджара Янышева «Умр»

«Новая книга обращений» – это сборник стихотворений в прозе, которые расходятся, подобно концентрическим кругам: от авторского голоса, повествующего о частном опыте («Тыл»), – к пестрой полифонии, собранию невымышленных историй, фантастических преображений и обыденных метаморфоз («Умр»).

Из аннотации 


Эти произведения Санджара Янышева трудно поддаются жанровому определению. Если это поэзия, то поэзия в особом агрегатном состоянии, расплавленная до прозы. Если это проза, то еще не ставшая прозой, не забывшая своего поэтического первородства. Это работа на перекрестье. <…>
В одном из интервью Янышев сказал: “Повествовательная проза является альтернативой линейному человеческому времени; во всяком случае, она к этому стремится. Поэзия же сталкивает нас не с параллельным, а с вертикальным временем. Стихотворение разворачивает тебя поперек”.
Что возникает на перекрестье времен – параллельного и вертикального? Проза, выстроенная поэтическим словом. Поэзия, расправленная повествованием. Видно глубоко, видно насквозь. Кажется, слова отсутствуют, но они работают как ледяная линза – они усиливают свет.

Владимир Губайловский


Наряду с многочисленными героями книги, которая изобилует причудливыми метаморфозами и по-борхесовски лаконичной, коренящейся в мифологии и культуре фантастикой, обращению подвергается и сам автор. На наших глазах поэт, выпустивший нескольких стихотворных сборников, превращается в мастера короткой прозы.

Вадим Муратханов


Известный факт: империи распадались от небрежения к языкам провинций. Зато двуязычное сознание всегда обогащало язык поэта. Именно в поэзии империя способна сохранить свои растаявшие очертания.
Санджар Янышев пишет на Языджи. <…>
Языджи это язык, рождающийся при распаде империи. Когда-то царствовала латынь, а в современном мире “международными” являются английский, французский, испанский. Русский язык попал в это положение позже всех и поэтому до сих пор в сём качестве несправедливо не утвержден.
Узбек Санджар Янышев выписывает свои русские тексты почти арабской вязью.

Андрей Битов


Своей шестой книгой поэт, переводчик, музыкант Санджар Янышев поверг её толкователей, кажется, в некоторую растерянность: собранным в неё текстам очевидным образом тесно и в жанровых, и в тематических рамках. Им вообще во многих рамках тесно – и уж во всяком случае, в рамках намечаемых практически в каждом из них сюжетов. Всякий сюжет тут, будучи едва нащупан, немедленно выглядывает за пределы самого себя – и так и остаётся не осуществлённым вполне: чистым, никогда в полной мере не исполняемым обещанием.

Ольга Балла, из рецензии в журнале «Стороны света»


…Каждую минуту происходит то, чего совершенно не ждешь, причем как на уровне сюжета, так и на уровне жанра. Автор закладывает лихие повороты, и уже наше дело, что мы будем с этим делать: глотать таблетки от укачивания, веселиться, недоумевать, возмущаться или делать все это сразу. Кстати, у второй части книги есть подзаголовок: «Стихи. Истории. Фильмы». И последнее неслучайно: визуальность, сюжетность и динамика – приметы практически всех содержащихся там вещей.

Ольга Сульчинская, из рецензии в журнале «Октябрь»


Ожидания будут обмануты. Роман у Янышева – сжатый до нескольких фраз сценарий истории любви с трагифарсовой развязкой. Верлибр – лироэпическое повествование. Рассказ – притчеобразное иносказание, “предфильмовая” история, сказ необычным голосом… Примерам несть числа, потому что любое из произведений несет органическую неопределенность рода и жанра, непрозрачность смысла. <…> Фирменный знак Янышева: персонажи-оборотни, в которых есть несколько парадоксально соприкасающихся сущностей.

Татьяна Колмогорова, из рецензии в журнале «Дружба народов»

Михаил Квадратов
Редактор Михаил Квадратов – поэт, прозаик. Родился в 1962 году в городе Сарапуле (УАССР). В 1985 году закончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат физико-математических наук. Проживает в Москве. Публиковался в журналах «Знамя», «Волга», «Новый Берег», «Новый мир», «Homo Legens». Автор поэтических книг «делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016), «Восьмистрочники» (2021). Победитель поэтической премии «Живая вода» (2008). Финалист Григорьевской поэтической премии (2012). Автор романа «Гномья яма» (2013). Рукопись сборника рассказов «Синдром Линнея» номинирована на премию «Национальный бестселлер» (2018).