Александр Евсюков // Двенадцать сторон света

Двенадцать сторон света / Александр Евсюков. — М.: Формаслов, 2021. — 250 с.

Купить книгу на Ozon

Купить электронную версию книги 
Скачать ознакомительную версию

 

Аннотация:

Книга Александра Евсюкова «Двенадцать сторон света» — это сборник рассказов и эссе, в которых жизнь запечатлена в самых разных её проявлениях. Колоритные края — от Болгарии до Байкала и от Крыма до Финляндии, — характерные персонажи и сменяющие друг друга эпохи — с конца XIX до начала XXI века.

Перед вами не картонные декорации и не случайные герои, а масштабные художественные образы: парадоксальные, трогательные, вызывающие интерес, узнавание и сочувствие. Сложная мозаика разнообразных историй и размышлений о мире, отражённом объёмно и подлинно. Пружинно пойманная взаимосвязь времени, места и героев поможет понять нечто важное и о самих себе.

Отзывы:

Каждая из «сторон» — отдельная история, которая каким-то образом сцепляется с другой, создавая непростой объёмный мир со своим неповторимым ландшафтом. Каким бы драматическим и даже трагическим он ни был – природный свет присутствует в каждом рассказе. В нашем условном, искусственном мире такое качество не может не привлечь своего читателя. Идти на свет – это правильно.

Михаил Хлебников

Художественный метод Александра Евсюкова я бы определил как романтический реализм: его герои, люди, казалось бы, обыкновенные, поставлены автором в необычные, иногда невероятные обстоятельства. И сразу их характеры делаются выпуклыми, словно писатель навёл объектив на резкость.

Действие в рассказах из новой книги «Двенадцать сторон света» происходит в разных временных пластах и географических координатах, и на первый взгляд они вроде бы ничем между собой не связаны. Тем не менее рассказы образуют цельное, слитное полотно настоящей жизни, в которой есть место и добру, и злу, и поначалу не заметному чуду.

Александр Бушковский

Для людей, привыкших к четырём сторонам света, «Двенадцать сторон света» представляются чем-то мифологическим, загадочно беспредельным, пугающим и завораживающим одновременно. Читая книгу, я ещё раз утвердился в мысли, что художественное слово живёт за пределами видимого мира, — это история несбывшегося. Парадокс, да? Ведь вроде всё пишешь о себе, о том, что прошло через твою жизнь, через твой дом и твоё сердце… Но Художник поднимается над землёй, ему Бог дал это право полёта, которого лишены те, что живут «горизонтально» в четырёх сторонах света.

Тульский край не случайно явил такое дарование литературному миру, вооружив первородным, глубинным русским языком, с потрясающей по точности образной системой. У меня дырявая память на сюжеты, они забываются, но, если это Литература, в душе остаётся клубок магического чувства, который через много лет можно вытащить из глубины души и распустить нить, на которую автор навязывал дорогие слова. Зато точные образы, вписанные в повествование органично, мимо которых, казалось бы, должен «проскользнуть» глаз, заставляют вздрогнуть от восторга точности и запечатлеваются навсегда.

«... Их сосед, животастый и самодовольный, как тюлень, колыхается на ступенях лестницы….» «Оранжевая лысина буйка…» и пр… и пр…

В этих рассказах мышление прозаика, а воплощение поэтическое. Это мало кому дано. Я путешествовал с автором не спеша, боясь пропустить красоту и свет восходящих слов.

Константин Скворцов

 

СМИ о книге:

«Литературная Газета»:

Ну а поскольку сторон у света, судя по названию книги, целых двенадцать, то это путешествие в самом начале. Собранные здесь рассказы и эссе – только небольшая часть пути, которую как раз можно прочитать, пока путешествуешь в плацкарте с севера на юг или с юга на север по бесконечным железнодорожным путям нашей страны.

Хочется надеяться, что из следующих своих путешествий автор привезёт ещё мешок историй, судеб, ярких эмоций, чтобы осторожно вытряхнуть их, тщательно перебрать, оставив только самое важное, и расположить в строгом порядке на страницах новой книги. А читателю останется лишь отправиться вслед за ним в это воображаемое путешествие. В любую из двенадцати сторон света.

Анастасия Рогова, из рецензии

ГодЛитературы.РФ:

«Издательство «Формаслов», организованное создательницами одноименного электронного журнала — Анной Маркиной и Евгенией Джен Барановой, — продолжает знакомить читателей с молодой российской прозой. Так, недавно был издан сборник рассказов и эссе Александра Евсюкова — лауреата конкурса им. Андрея Платонова (2011) и первого международного литературного Тургеневского конкурса «Бежин луг» (2018), победителя российско-итальянской премии «Радуга» (2016) и многих других литературных активностей — в том числе многократный участник «Липок». Евсюков промышляет в основном рассказами, и проза у него получается в хорошем смысле традиционная, в лучшие свои моменты заставляющая вспоминать, скажем, Юрия Казакова или Константина Паустовского. Случается это и в рассказе «Гранатовое дерево», который мы и предлагаем вам прочитать