Александр Евсюков // Двенадцать сторон света

Двенадцать сторон света / Александр Евсюков. — М.: Формаслов, 2021. — 250 с.

Купить книгу на Ozon

Купить электронную версию книги 
Скачать ознакомительную версию

 

Аннотация:

Книга Александра Евсюкова «Двенадцать сторон света» — это сборник рассказов и эссе, в которых жизнь запечатлена в самых разных её проявлениях. Колоритные края — от Болгарии до Байкала и от Крыма до Финляндии, — характерные персонажи и сменяющие друг друга эпохи — с конца XIX до начала XXI века.

Перед вами не картонные декорации и не случайные герои, а масштабные художественные образы: парадоксальные, трогательные, вызывающие интерес, узнавание и сочувствие. Сложная мозаика разнообразных историй и размышлений о мире, отражённом объёмно и подлинно. Пружинно пойманная взаимосвязь времени, места и героев поможет понять нечто важное и о самих себе.

Отзывы:

Каждая из «сторон» — отдельная история, которая каким-то образом сцепляется с другой, создавая непростой объёмный мир со своим неповторимым ландшафтом. Каким бы драматическим и даже трагическим он ни был – природный свет присутствует в каждом рассказе. В нашем условном, искусственном мире такое качество не может не привлечь своего читателя. Идти на свет – это правильно.

Михаил Хлебников

Художественный метод Александра Евсюкова я бы определил как романтический реализм: его герои, люди, казалось бы, обыкновенные, поставлены автором в необычные, иногда невероятные обстоятельства. И сразу их характеры делаются выпуклыми, словно писатель навёл объектив на резкость.

Действие в рассказах из новой книги «Двенадцать сторон света» происходит в разных временных пластах и географических координатах, и на первый взгляд они вроде бы ничем между собой не связаны. Тем не менее рассказы образуют цельное, слитное полотно настоящей жизни, в которой есть место и добру, и злу, и поначалу не заметному чуду.

Александр Бушковский

Для людей, привыкших к четырём сторонам света, «Двенадцать сторон света» представляются чем-то мифологическим, загадочно беспредельным, пугающим и завораживающим одновременно. Читая книгу, я ещё раз утвердился в мысли, что художественное слово живёт за пределами видимого мира, — это история несбывшегося. Парадокс, да? Ведь вроде всё пишешь о себе, о том, что прошло через твою жизнь, через твой дом и твоё сердце… Но Художник поднимается над землёй, ему Бог дал это право полёта, которого лишены те, что живут «горизонтально» в четырёх сторонах света.

Тульский край не случайно явил такое дарование литературному миру, вооружив первородным, глубинным русским языком, с потрясающей по точности образной системой. У меня дырявая память на сюжеты, они забываются, но, если это Литература, в душе остаётся клубок магического чувства, который через много лет можно вытащить из глубины души и распустить нить, на которую автор навязывал дорогие слова. Зато точные образы, вписанные в повествование органично, мимо которых, казалось бы, должен «проскользнуть» глаз, заставляют вздрогнуть от восторга точности и запечатлеваются навсегда.

«... Их сосед, животастый и самодовольный, как тюлень, колыхается на ступенях лестницы….» «Оранжевая лысина буйка…» и пр… и пр…

В этих рассказах мышление прозаика, а воплощение поэтическое. Это мало кому дано. Я путешествовал с автором не спеша, боясь пропустить красоту и свет восходящих слов.

Константин Скворцов

 

СМИ о книге:

ГодЛитературы.РФ:

«Издательство «Формаслов», организованное создательницами одноименного электронного журнала — Анной Маркиной и Евгенией Джен Барановой, — продолжает знакомить читателей с молодой российской прозой. Так, недавно был издан сборник рассказов и эссе Александра Евсюкова — лауреата конкурса им. Андрея Платонова (2011) и первого международного литературного Тургеневского конкурса «Бежин луг» (2018), победителя российско-итальянской премии «Радуга» (2016) и многих других литературных активностей — в том числе многократный участник «Липок». Евсюков промышляет в основном рассказами, и проза у него получается в хорошем смысле традиционная, в лучшие свои моменты заставляющая вспоминать, скажем, Юрия Казакова или Константина Паустовского. Случается это и в рассказе «Гранатовое дерево», который мы и предлагаем вам прочитать