Писатель Мария Давыденко // Формаслов
Мария Давыденко // Формаслов

В 90-х в России случился настоящий бум трюкового кино и боевиков в частности. Появились видеомагнитофоны, люди засматривали до дыр фильмы с Жан-Клодом Ван Даммом, Чаком Норрисом, Брюсом Уиллисом, Брюсом Ли. «Кровавый спорт», «Самоволка», «Крепкий орешек», «Кулак ярости»… Такие ленты были безумно популярны среди российских зрителей, а большинство трюков в них были связаны с боевыми искусствами. Когда в нашей стране на видеокассетах появился Джеки Чан, россияне стали относиться к другим героям боевиков с меньшим восторгом. Немыслимые боевые сцены, использование посторонних предметов, трюки на высоте и, конечно, неиссякаемый юмор сделали Джеки Чана героем для всей семьи. И до сих пор его фильмы у нас принимают с энтузиазмом, актер сам продолжает выполнять трюковую часть, хотя ему уже далеко за 60.

Джеки Чан своей ролевой моделью выбрал Бастера Китона, величайшего комика немого кино, который самостоятельно разрабатывал трюки для своих фильмов и лично их исполнял. Кроме того, Чан с придыханием рассказывал в интервью, как увидел трюк с часами Гарольда Ллойда (фильм «Наконец в безопасности», 1923 год) и загорелся идеей исполнить нечто подобное и как это ему удалось в фильме «Проект А». Трюк не только выглядел головокружительно, он действительно был исполнен в невероятных условиях: зависание на высоте, падение с десяти метров, никакой страховки и батутов на приземлении, предельная достоверность, от этого захватывало дух. И Джеки Чан проделал этот трюк трижды. «По крайней мере, я доказал, что есть гравитация», — заявил Джеки, когда помощники поднимали его с земли. Короче говоря, Чан поднял трюковое кино на немыслимый уровень. В Китае из него пытались сделать копию Брюса Ли, но актер мужественно отстаивал свою индивидуальность и продолжал исполнять комедийные роли. Это помогло ему не затеряться среди сотен двойников Ли и выдвинуться на первый план. Джеки Чан стал легендой не только в своей стране, где продолжает жить до сих пор, но и во всём мире.

У него всегда была своя команда каскадёров, которая помогала ему исполнять опаснейшие трюки и изображала его соперников в кадре. Трюки – это всегда командная работа. В те времена, когда начинал великий китаец, трюки были предельно реалистичны и предельно рискованны, поэтому Джеки Чан всегда тщательно выбирал людей, с которыми ему приходилось работать. Одним из самых известных и успешных «каскадёров Джеки Чана» является Дон Таи (Don Thai Theerathada). Он давно живёт в Лос-Анджелесе и ставит трюки для большинства экшн-фильмов в Голливуде. Он работал с Киану Ривзом, Джейсоном Момоа, Сильвестром Сталлоне, Джейсоном Стэтхэмом, ставил трюки в клипах Эминема, Maroon 5, Linkin Park. Дон, уроженец Таиланда, всегда находится в центре событий мирового экшн-кинематографа. Так получилось, что с 2010 года мы с ним переписываемся, за это время Дон Таи показался мне очень доброжелательным и отзывчивым человеком. В этот раз мы поговорили о его жизненном пути, трюковом кино и судьбоносном знакомстве с Джеки Чаном.

Мария Давыденко

 


 

Дон Таи // Формаслов
Дон Таи // Формаслов

– Ты же был довольно известным актёром в Таиланде?

– Это было очень давно. Я снимался в сериалах, в рекламе, во всём, что подворачивалось.

– Как ты решил, что станешь каскадером, а не актёром?

– Причины были. Мне не нравилось быть актёром именно в Таиланде. У меня не было никакой свободы выбора. Я только исполнял указания. И качество фильмов меня не устраивало. Не было никаких перспектив развития. Я был спортсменом: стрельба из лука, мотогонки, тхэквондо. Я привык работать на высоком уровне, постоянно стремился к этому, но понял, что в актёрском плане в Таиланде у меня нет никаких достойных вариантов.

– Как ты познакомился с Джеки Чаном?

– Я всегда был большим поклонником Джеки Чана и изучал его биографию и его фильмы. Меня пригласили поужинать с ним в Гонконге, и я был очень взволнован. Мы ужинали, разговаривали и смеялись всю ночь. Затем на следующий день мы снова встретились за ужином, и он пожал мне руку и сказал: «Добро пожаловать в команду». Именно он посоветовал мне поехать в Америку и узнать как можно больше, независимо от того, сколько мне заплатят, и я это сделал. Теперь у меня есть лучшие студии и звезды, которые слушают меня, я могу использовать собственные идеи. Я могу творить, и я обожаю то, что делаю. Я люблю это искусство. Можно сказать, Джеки определил мою судьбу. Об актёрской карьере я с тех пор не думал. И Джеки действительно «большой брат», на него всегда можно положиться.

– Сколько белых костюмов вы испортили, снимаясь в «Час Пик 3»?

– Это один из немногих фильмов, где я действительно появляюсь в кадре, спасибо. Не поверишь, но я ни испортил ни одного белого смокинга. Более того, мне удалось сохранить его в целости и сохранности, потому что мы дрались на ковре. Этот смокинг до сих пор со мной. Это Джеки Чан на съёмках фильма «Смокинг» мог себе позволить повредить сотню костюмов. А мы, простые смертные, берегли свои белые смокинги как могли.

Кадр из фильма "Час Пик 3" // Формаслов
Кадр из фильма “Час Пик 3” // Формаслов

– На твой взгляд, как компьютерные эффекты изменили реальные трюки в фильмах и есть ли вероятность, что они могут и вовсе заменить каскадёрскую работу?

– Да, я чувствую, что CG (computer graphics – компьютерная графика, англ.) изменил реальные трюки во многих отношениях. Иногда мне нравится его использование, а иногда нет. Это сделало трюки безопаснее, что хорошо, но я из старой школы и не чувствую нужной достоверности. Должен быть риск или хотя бы иллюзия риска, чтобы трюк действительно зацепил. Нельзя его просто нарисовать и всё! Вы модете найти идеальный баланс, чтобы сохранить саспенс от трюка, одновременно усиливая его с помощью CG, что мне нравится, но вы также можете полностью заменить трюки компьютерной графикой. Так в «Черепашках-ниндзя-2» (2016) и некоторых старых частях «Человека-паука» просто передавали движения персонажей, так что я не чувствовал себя причастным к этому. Это, конечно, расстраивает, но время диктует свои условия.

– Ты скучаешь по старым трюковым фильмам?

– Да, я скучаю по старому доброму трюковому кино, потому что я вырос на нём и всегда хотел заниматься этим. Ностальгия иногда накатывает. Ох, это такой адреналин и для зрителя, и для исполнителя трюка. Бастер Китон проделал такую удивительную работу в свое время, чтобы выяснить безопасные способы исполнения трюков, открыл новый мир, можно сказать. И жалко, что сейчас его изобретения используются так мало. Разве что Том Круз во франшизе «Миссия невыполнима» ещё пытается сохранить настоящие трюки. Но, с другой стороны, нам приходится расплачиваться за достоверность своим здоровьем. Было много случаев, когда каскадёры погибали на съёмках. В 2002 году дублер Вина Дизеля Гарри О’Коннор погиб во время выполнения сложного трюка для фильма «Три Икса». В апреле на съёмках «Форсажа 9» сильно пострадал каскадёр. Это сложный вопрос, палка о двух концах, можно сказать. Это очень зрелищная часть кино, но и самая опасная.

На съемках // Формаслов
На съемках // Формаслов

– Какой трюк был для тебя самым опасным?

– Это был свободный прыжок в шесть метров высотой на внедорожнике, без страховки или защитных накладок. У меня было небольшая мишень, в которую я должен был попасть, потому что машина была боком, и я должен был убедиться, что не прыгаю слишком далеко и что не упаду лицом прямо на асфальт. Риск сломать шею о капот был высок.

– У тебя есть любимые трюки?

– Любой трюк, который дает мне вау-эффект. Это может быть удар машины, падение с большой высоты, трюки без страховки. В настоящее время в кино гораздо больше CG задействовано, так что это либо фальшивка, либо гораздо безопаснее. Безопасность – это хорошо, люди не пострадают, но я уважаю настоящие трюки. Без риска трюк не выглядит как трюк. Реальные трюки напоминают цирковое искусство. Должен быть момент удивления и восторга.

С Джеки Чаном // Формаслов
С Джеки Чаном // Формаслов

– Тебе нравится работать в видеоиграх?

– Не совсем. Я сделал несколько из них, включая Medal of Honor Warfighter и некоторые из Call of Duty Modern Warfares. Я был немного взволнован, потому что это было нечто новое для меня. Но это большая работа и отнимает много времени, она мешала мне снимать художественные фильмы, которые мне очень нравятся. Если делать выбор между кино и видеоиграми, я всегда выберу кино. Но это был ценный опыт. Всегда интересно исследовать, выходить из зоны комфорта.

– С кем из знаменитостей тебе больше всего понравилось взаимодействовать на съёмочной площадке?

– Джеки Чан по-прежнему лучший, он мой герой. Есть много других людей, с которыми я люблю работать и уважаю, таких как Киану Ривз, Джейсон Момоа и другие. Но Джеки всегда the best. Он – легенда. Для меня он всегда останется примером для подражания. Мой первый тренер по тхэквондо и Джеки оказали на меня и мою профессию самое большое влияние.

– Какие твои увлечения помимо работы каскадером?

– Раньше я любил участвовать в гонках на байках и машинах, но теперь, когда я женат, я езжу на трек не так часто. Сейчас просто больше тренируюсь, смотрю фильмы и ем в ресторанах.

В молодости // Формаслов
В молодости // Формаслов

– Как карантин повлиял на твою работу?

– Из-за пандемии все закрыли. Наш ритм и график вышли из-под контроля. Это повлияло на нашу стратегию в обучении и подготовке артистов не в лучшую сторону. Теперь мы должны начать все сначала и изменить расписание, решить, что мы снимаем в первую очередь. Теперь ты прилагаешь гораздо больше усилий на решение задач, которые раньше и не замечал. Это очень изматывает.

– Чем ты занимался во время карантина?

– Я был очень занят, решая проблемы нашего стоматологического кабинета (жена Дона Тая дантист прим.) Старался сделать так, чтобы наша команда была в безопасности, здорова и могла позволить себе оплачивать счета, в то же время активно изучал новые законы, поскольку они менялись каждый день. Скучать мне не пришлось, что ни говори. Мне не понять тех людей, которые жалуются на скуку во время пандемии.

– Что ты хотел бы сделать в первую очередь, когда снимут карантин?

– Рестораны! Я обойду все свои любимые рестораны. И мечтаю вернуться к нормальной работе.

– Спасибо за интервью!

– И тебе спасибо! Помню, в 2010 году, когда ты делала мою страницу на русском фан-сайте Джеки Чана, я вообще удивился, что в России обо мне хоть кто-то знает.

Мария Давыденко – автор колонки кинокритики ("Формаслов"), прозаик. Родилась в 1988 году. Окончила журфак Волгоградского Государственного университета. Лонг-листер премии "Дебют" с повестью "Дистрибьюторская жизнь" в 2012 году. Участник XIX Международного Форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. Публиковалась в журналах "Отчий край" и "Формаслов".