Писатель Мария Давыденко // Формаслов
Писатель Мария Давыденко // Формаслов

Киноиндустрия переживает очевидный и неопровержимый коллапс. Съёмки всех фильмов прекращены и перенесены на неопределённый срок. Не секрет, что основным ориентиром кинопроизводителей были именно кассовые сборы: именно по этому принципу создавались картины в 3D и IMAX. Теперь же кино доступно только для домашнего просмотра. Завлечение зрелищными трейлерами в кинозалы осталось в прошлом, как и многомесячное ожидание кинобестселлеров. Пока новинки нам недоступны, возникает отличный повод посмотреть ленты 2019-2020 годов, на киносеанс которых вы так и не попали. Назовем их «фильмы последнего вагона». Им посчастливилось выйти до пандемии, их съёмки завершились до поголовного карантина. Зрителям же остаётся успокаивать себя тем, что на наш век хорошего кино хватит.


Маленькие женщины

“Главная героиня должна в конце выйти замуж или умереть, без разницы”

Постер к кинофильмы "Маленькие женщины". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Маленькие женщины”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Очередная экранизация романа Луизы Мэй Олкотт. История взросления четырёх сестёр на фоне событий Гражданской войны вновь всколыхнула общественность. Лавры Джейн Остин, пожертвовавшей своей личной жизнью, чтобы выдать замуж всех своих героинь, давно никому не дают покоя. Одна из её “последовательниц” показала, что и среди американок были истинные леди. Одна сестра играет на фортепьяно, другая рисует, третья хочет стать актрисой, четвертая — писательницей, мать — волонтёр, отец — на фронте. Неожиданно в их жизни появляется неприлично богатый сосед Теодор Лоуренс, который проникает в женский клуб и становится для них просто Лори. Естественно, одна из них должна выйти за него замуж. Какая сестра именно, интрига.
Трогательный фильм режиссёра “Леди Берд” Греты Гервиг на пару часов наполнит вашу жизнь повседневными драмами и неурядицами семьи Марч. Сирша Ронан — прекрасная актриса. Эмма Уотсон подтвердила, что не умеет играть. Тимоти Шаламе — восходящая звезда Голливуда, за последние два года засветился в каком-то невероятном количестве кинокартин.
Есть несколько адаптаций «Маленьких женщин» (в том числе со Сьюзан Сарандон), но фильм 2019 года, несомненно, запомнится. Эстетика жанра женского романа передана превосходно. Любителям Джейн Остин к просмотру обязательно! Но для меня “Унесённые ветром”, конечно, всегда будут лучшим фильмом о временах Гражданской войны между Севером и Югом.


Зов предков

Постер к кинофильму "Зов предков". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Зов предков”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Фильм по ранней повести Джека Лондона. История о том, как холеный домашний пёс стал ездовой собакой на Аляске. Компьютерные технологии — это, конечно, хорошо, но животные с человеческой мимикой в кино, мягко говоря, пугают и раздражают. Бак — главный герой фильма, создатели могли бы по старинке подобрать настоящего пса, а не голограмму. Скучаю по тем временам, когда использовали труд каскадеров и кинологов. “Бетховен”, “Хатико”, “101 далматинец”… Эти фильмы были так успешны благодаря обаянию четвероногих актёров. В случае с “Зовом предков” Харрисон Форд переиграл голограмму. Кстати, в фильме отметился Омар Си, русские зрители знают его по фильму “1+1”.
А теперь о хорошем. Картина передала атмосферу произведения Джека Лондона. Анимационному псу (что удивительно) не удалось окончательно запороть проект. Невероятная философия первозданности и дикости всего сущего прослеживается в фильме. Вы будете плакать. Это стоит посмотреть. Присутствует текст повествователя, вы словно окунетесь в произведение Джека Лондона в 3D. Эти сильные эмоции стоит испытать. Глубокая картина, хоть и не безупречная.


Вперёд

Постер к кинофильму "Вперед". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Вперед”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Анимационные фильмы от Pixar (мультиками их назвать язык не повернётся) — это всегда событие. Каждый раз ты ожидаешь нечто феерическое, незабываемое, глубоко затрагивающее восприятие, и каждый раз ты это получаешь. Как они делают это? Корпорация на миллиард, конечно, но это никак не уменьшает художественную ценность получившихся произведений настоящего искусства.
Гномы, эльфы, кентавры, единороги, гоблины, тролли оставили волшебство и стали жить в мире высоких технологий. Они потеряли магическую силу, но обрели комфорт и безопасность. Но однажды эльфам Йену и Барли выпадает шанс на день вернуть их покойного отца. В Йене просыпается волшебник, но ему удаётся вернуть только ноги отца. Он с братом пускается в удивительное путешествие, чтобы вернуть отца полностью, каким бы бредом это ни звучало. Классные шутки, яркие персонажи, потрясающая анимация. “Головоломку” они не переплюнули, но фильм “Вперёд” безумно хорош. Уровень по-прежнему высок. Это должны видеть и дети, и родители, и бездетные. Удовольствие невозможное. Это то, что понятно каждому, но не становится ширпотребом, что-то беспрецедентное и нетривиальное.


Два Папы

Постер к кинофильму "Два папы". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Два папы”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

“Я больше не хочу быть продавцом. И у меня больше нет веры в том смысле, как вы её понимаете. Знаете, как аргентинец кончает с собой? Взбирается на вершину своего эго и падает вниз” “И почему вас все любят?” “Не знаю, я всегда стараюсь быть собой” “А когда я стараюсь быть собой, я не очень нравлюсь людям. И мне нужно быть Папой Римским”.
2013 год. Ратцингер (Бенедикт XVI) и Бергольо (Франциск, его главный конкурент и аргентинский коллега) встречаются в летней резиденции после скандала с секретарём Папы, которого обвинили в педофилии. Ратцингер — консерватор и поборник церемониала. Бергольо всегда ходит в брючном костюме, фанат футбола, либерал-реформатор, танцует танго. Бергольо хочет уйти “в отставку”, Ратцингер хочет сделать его новым Папой. Их диалог должен изменить их мнение друг о друге. Противоречив каждый из Пап. Бергольо в последний момент передумал жениться, принял сан, и, будучи главой иезуитской церкви, пытался договориться с хунтой, которая уничтожала всех несогласных. Ратцингер покрывал педофилов, чтобы не лишить многих веры. Но фильм прекрасен. Стоит отметить, что местами он очень забавный. Нет ничего лучше шуток про Папу и нацистов. При этом фильм довольно глубок и трансцендентален. Вы проделаете некий путь при просмотре, несомненно. Вы задумаетесь о религии, предназначении, совести. Восхитительный бенефис Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса. Но будет не лишним помнить, что это фильм и реальный Франциск вполне может не соответствовать созданному образу, всегда есть место художественному вымыслу. И именно этот вымысел лучше скучной и очевидной правды. Фильм был выпущен для платформы Netflix… И что бы мы без Netflix делали? (фильм Мартина Скорсезе “Ирландец” тоже выпустила эта платная платформа, и его грядущий фильм “Убийцы лунного цветка” опять-таки спонсирует Netflix).


Маяк

 Постер к кинофильму "Маяк". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Постер к кинофильму “Маяк”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Черно-белый минималистический фильм Роберта Эггерса. Противостояние молодого и пожилого смотрителей маяка режиссёр превращает в психоделический трэш, коктейль из Моби Дика и Дэвида Линча. Уиллем Дефо феерически перевоплотился в популярных персонажей 50-х, некого тирана в стиле персонажей Чарльза Диккенса. Он действительно похож на героя не своего времени, на ретро-вставку. Его партнёр Роберт Паттинсон (все вы его помните по саге «Сумерки») отлично подыгрывает в роли мебели, катящей тележку и мутузящей чаек. Чайки в этом фильме — гроза из преисподней какая-то, у них отдельная сюжетная линия. Дефо негативно высказывался об актёрских методах Паттинсона: не представляю, как они выдержали такой дуэт, тем более что чайки отвлекали их друг от друга.
Фильм местами мерзостный, сложен для восприятия, ваша госпожа Брезгливость будет страдать. Вонючие, отделенные от цивилизации, скандальные, бухающие мужики творят бесчинства. Но картинка классная, оператора фильма сложно не отметить.


Достать ножи

“Эта машина приведёт нас к истине. Это неизбежно, так она работает”

Постер к кинофильму "Достать ножи". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Достать ножи”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Жанр детектива целиком и полностью перешёл в сериалы. Там есть возможности на глубокое раскрытие личности сыщика и десятков убийств, в кино специфика этого жанра не даёт высоких рейтингов и кассовых сборов. Режиссёр трилогии “Звёздных войн” и “Во все тяжкие” Райан Джонсон решил рискнуть, несмотря на то что последние неонуарные фильмы (“Скрюченный домишко”, “Конченая”, “Убийство в Восточном экспрессе”) унылы, убыточны и скованы штампами.
После вечеринки в честь своего 85-летия найден мёртвым автор детективных бестселлеров Харлон Тромби. Выясняется, что незадолго до смерти он изменил завещание и решил дать свободу выбора своим родственникам, лишив их доли наследства. Кто-то анонимно нанял известного сыщика Бенуа Блана (Дэниел Крейг), хотя предварительная версия — самоубийство. Среди подозреваемых два сына, внук, невестки, латиноамериканская сиделка.
Сюжет раскрывает зрителю события того вечера порционно, но уже на сороковой минуте становится ясно, что самого факта убийства не было, отчего смотреть ещё интереснее. Сюжет развивается довольно бойко. Сюжетные повороты действительно оригинальны, и фильм становится некой пародией на детективы и расширяет границы. Забавные диалоги и препирательства семейства. Для Криса Эванса, эталонного Капитана Америки, это, несомненно, лучшая роль. Девушка Бонда Ана де Армас слишком красива для сиделки, хотя это же элитная богемная сиделка, мало ли. Фильм завораживает. В этом жанре в последнее десятилетие лучше ничего не сняли.


Рокетмен

“Ты должен убить того, кем родился, чтобы стать тем, кем хочешь быть”

Постер к кинофильму "Рокетмен". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Постер к кинофильму “Рокетмен”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Из байопиков я рассчитывала, что мне понравится “Толкин”, а “Рокетмен” разочарует. Получилось с точностью наоборот. Двухметровый подросший мальчик из фильма с Хью Грантом Николас Холт абсолютно не вызывает никаких ассоциаций с автором “Хоббита”. Из всех англичан они выбрали на роль Толкина того, кто больше всех похож на американца. Неудачная биография. А вот в фильме про Элтона Джона очень много Элтона Джона и его песен. Сначала Элтон Джон предстаёт перед зрителем мальчиком с пухленькими щечками, до которого никому нет дела. Он играет на фортепиано как вундеркинд, а его родителям наплевать. Позже мальчик решает играть рок-н-ролл, соул, блюз. Вскоре играет на разогреве у гастролирующих по Великобритании афроамериканцев. Но даже став звездой, он не верит в то, что кто-то может его искренне любить. Он позволяет своему парню-менеджеру унижать себя, прикрывается браком с женщиной, чтобы скрыть свою гомосексуальность. Даже мать говорит ему: “Ты даже не представляешь, как это мерзко — быть твоей матерью”.
Элтон Джон в “Рокетмене” бывает отвратительным, одиноким, порочным, зависимым, трусливым. И главное — он не может себя полюбить и принять. Ему приходится пройти долгий путь, чтобы смириться со своей непривлекательностью, избавиться от зависимостей. Этот фильм — настоящее откровение Элтона Джона, который временами чувствовал себя Реджинальдом Дуайтом (настоящее имя исполнителя). Даже если вы не знали толком ни одной песни Элтона, он вам станет чуточку ближе после просмотра. Все мы немного Элтоны Джоны, только не умеем играть на пианино, сочинять песни, находить чудо-костюмы. Видно, что сценаристы почувствовали Элтона. И с его стороны было смело согласиться на подобную историю. “Рокетмена” сравнивают с “Богемской рапсодией”. Могу сказать, что к Фредди отнеслись с большим уважением, зато Терон Эджертон феноменален в роли британского поп-короля.


Джентльмены

Постер к кинофильму "Джентльмены". Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов
Постер к кинофильму “Джентльмены”. Источник: КиноПоиск.ру // Формаслов

Это, несомненно, один из самых потенциально востребованных фильмов на карантине. Если вы его до сих не посмотрели, то это серьёзное упущение с вашей стороны.
Сколько бы Гай Ричи, особа аристократических кровей, но любитель кокни, карате и гопоты, ни пытался продать себя диснеевскому дьяволу (он снял для Walt Disney Pictures фильм «Алладин» — и это после того, как его называли британским Тарантино), он все-таки вернулся к истокам. Гай Ричи сумел сказать нет фантастическим деньгам и попсовым фильмам, в которых погряз в последние годы. Талант не пропьешь и под заплатами не спрячешь. Вот и говорите потом про принципиальность и любовь к искусству. Заработал деньжат и снова достойнейший фильм снял.
Микки, король травки в Великобритании, переживает тяжёлые времена. Кризис среднего возраста не даёт ему покоя, а тут еще авторитетный китаец ему говорит: “Когда старый вожак больше старый, чем вожак, ему пора подвинуться”. Его ферму, а их он организует в особняках аристократов, у которых нет денег эти дома содержать, атаковали гопники-каратисты в твидовых спортивных костюмах. И тут начинается противостояние Микки и всего мира — китайцев, англичан, русских и других.
Фильм напоминает двухчасовую рекламу виски в лучшем смысле. Это истинно мужское кино, которое понравится и женщинам. “Социальная сеть” с крутыми парнями в шикарных костюмах. У Гая Ричи не два хороших фильма, как думают многие. У него их теперь пять — “Карты, деньги, два ствола”, “Большой куш”, “Рок-н-рольщик”, “Револьвер” и “Джентльмены”. И последние вырываются вперёд. Они невероятно хороши. Брутальные, стилизованные, стильные. Весь актёрский состав на высоте.

Мария Давыденко – автор колонки кинокритики ("Формаслов"), прозаик. Родилась в 1988 году. Окончила журфак Волгоградского Государственного университета. Лонг-листер премии "Дебют" с повестью "Дистрибьюторская жизнь" в 2012 году. Участник XIX Международного Форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. Публиковалась в журналах "Отчий край" и "Формаслов".