Дмитрий Лагутин рассказывает про три аниме-сериала о преодолении профессиональных кризисов, принятии себя и окружающих.
.
Наверное, нет такой темы, которая бы не была отрефлексирована в мире аниме. Нашлось в нем место и для темы амбиций, темы ожиданий (и боязни их не оправдать), темы замещения личного роста зарабатыванием одобренных сообществом ачивок. Да и кто, положа руку на сердце, скажет, что ни разу не ощущал себя несправедливо обойденным вниманием? Сплошь и рядом ситуации — а в творческом сегменте это и вовсе уже обыденность — когда океан свободного творчества (борозди, казалось бы, и борозди, отыскивай сокровища) превращается в клубок из гоночных трасс и беговых треков. Вот принятая за базисную система координат, кто-то вырывается вперед, кто-то остается позади — и все участники процесса, включая зрителей и рефери, обязаны осмыслять происходящее, выискивая закономерности и делая выводы. В этом (и не только) им могут помочь следующие тайтлы.
.
Баракамон
Год выпуска: 2014
Количество серий: 12
В рамках престижного конкурса талантливый молодой каллиграф получает вместо награды дозу критики от почтенного члена жюри, а почтенный член жюри получает вместо благодарности удар в лицо. Очень по-довлатовски, не находите? Благо член жюри отходчив, и каллиграф вместо темницы сырой уезжает поправлять нервы в милейшую островную провинцию, в которой, как водится, вывалившись из привычного ритма, пересматривает взгляды на себя и на мир, на творчество и его задачи, на амбиции и вшитый в них риск. Ну и, конечно, заводит новых друзей, осознает важность старых и заново рождается как художник.
«Баракамон» детально исследует тему творческого кризиса, вызванного не затяжными неудачами, а напротив — чередой успехов и, как следствие, завышенных ожиданий относительно самого себя и чужих взглядов на результаты своего труда. «Баракамон» учит не зацикливаться, учит откатывать взгляд к заводским настройкам, возвращаться к пониманию: искусство и творчество — продолжение жизни, выговаривание себя, а не областная спартакиада с личной враждой между стоящими на пьедестале. Антон Павлович поведал нам о губительности футляра, а также о том, что в роли футляра может выступить что угодно — и в творческой сфере футляров не меньше, чем в любой другой: начиная от той самой боязни не оправдать вдруг свалившиеся на голову ожидания и заканчивая цементированием собственного образа в собственном восприятии (которому может быть далеко до объективности).
Кроме описанного выше «Баракамон» — это тонкое и мудрое аниме о красоте мира в котором мы живем, о разрушении навязанных обществом стереотипов, о внутреннем освобождении и честности перед самим собой. Главный герой останавливает гонку, бег в которой продолжал по инерции, и замирает перед простыми и важными вопросами, которые прежде не слышал за свистом ветра в ушах: кто я такой? чего я хочу? зачем я занимаюсь тем, чем занимаюсь? чего я ищу на этом поприще? Вместе с Хандой-сенсеем на эти вопросы предлагается ответить и зрителям.
Чуть не забыл: аниме очень смешное. Что Чехов, что Довлатов одобрили бы, я уверен.
.
Моб психо 100
Год выпуска: 2016-2022
Количество серий: 37
В мире «Моб психо 100» бок о бок с обычными людьми живут как призраки, так и экстрасенсы, способные этих самых призраков приструнить, если понадобится. Главный герой, Кагэяма-кун, школьник с дурацкой прической (в Брянске девяностых она называлась «модельной») — самый могучий экстрасенс в мире. Просто так, волей случая — не благодаря кропотливому труду и приложенным усилиям. Кагэяма ничего не делал для своего могущества и потому не гордится им, он король по праву рождения, а не вскарабкавшийся по головам авантюрист, требующий награды за труды. Как итог — Кагэяма совершенно лишен амбиций, гордости и тщеславия. А другие, менее талантливые — и, возможно, более работоспособные — не лишены. Представьте, что на региональный слет литераторов вдруг по общему конкурсу попадает Достоевский. Вот так примерно себя чувствуют экстрасенсы в «Моб психо 100».
Тайтл — как и его брат-близнец, о котором речь пойдет ниже — серьезно исследует тему объективного превосходства и реакции на это превосходство окружающих. Как жить, если — в пятнадцать лет, продутый на ветру — ты считал себя лучшим, а вдруг вот оказался не лучшим? И нужна ли вообще эта категория — лучший? Может быть, система координат выглядит иначе и важно быть не лучшим, не винтиком в механизме противоестественного отбора, не галочкой на карте виртуальных гонок, а самим собой? Ведь в стремлении к титулу и признанию можно потерять то, ради чего все изначально затевалось — и вместо личных и важных целей приступить к обслуживанию общественных. Примечательно, что одним из самых привлекательных персонажей становится отрезвевший и принявший собственную «не-лучшесть» антагонист, переродившийся из чсв-шного монстра в по-настоящему глубокую и интересную личность (в конце-то концов, далеко не все мы в любимые писатели выбираем непременно лучших — и это уже само по себе о многом говорит). В остальном перед нами галерея реакций на чужое первенство — здоровых и нет, естественных и болезненных, продуктивных и деструктивных.
А еще это аниме про дружбу, взросление, личные и навязанные цели, принятие себя и окружающих — приправленное первоклассным экшном и шикарным саундтреком. Проблемой и порогом, за который цепляется нога, может показаться рисовка — но стоит перетерпеть пару-тройку серий, и понимаешь, что это, как говорится, не баг, а фича.
.
Ванпанчмен
Год выпуска: 2015-2019
Количество серий: 24
А вот и старший брат «Моба» (кхе-кхе, соврал, получается, про близнеца). Здесь ракурс несколько иной, но темы так или иначе освещаются во многом те же самые. Забываем про призраков и экстрасенсов — миру «Ванпанчмена» угрожают всевозможные монстры и чудовища, а противостоят угрозе, как водится, хоть и набившие уже оскомину, а все же супергерои. Перед нами история самого — САМОГО, капсом — сильного супергероя с обаятельной внешностью офисного клерка и ударом, способным разнести вдребезги все, включая стену непонимания между защитниками и критиками верлибра. Но — следите за движением рук — Ванпанчмен-Сайтама в отличие от Моба-Кагэямы — всего добился сам, помощи ни у кого не просил, денег от богатых родителей не брал. Не суть важно как (хотя это и раскрывается по ходу сюжета — и раскрывается гениально), собственными нечеловеческими усилиями и непоколебимой волей лысый энтузиаст стал первым в мире героев и злодеев — и вдруг оказался никому не нужен. Потому что у героев уже есть своя иерархия, свои корочки-союзы, свои стереотипы и закулисные войны — и новый крупный игрок им на доске не то что ни к чему, его просто некуда поставить.
Понимаете, да? Мобу было дано, и он славы не искал — слава находила его сама. Ванпанчмен добился сам и был бы не прочь обзавестись хотя бы захудалым фан-клубом — а на него в лучшем случае косо смотрят. Уж не знаю, что за пунктик у автора обоих тайтлов (легендарный, внезапно, ONE), но он блестяще изучает одну и ту же тему, выворачивая ее наизнанку. «Ванпанчмен» показывает косность сформированных структур, ревность состоявшихся лидеров к своему статусу и положению, а также механизм замещения собственных целей коллективными — каждое объединение, как ни крути, располагает своей системой измерения, принципами и как будто даже изо всех сил, матрицей, стремится стать подобием культа. Как следствие, попадающий в жесткое и иерархичное сообщество одиночка через какое-то время забывает, зачем вообще в него пришел, отворачивается от личной мотивации, принимает предложенные правила игры и включается в бессмысленную и беспощадную гонку за клубящейся пустотой. И снова перед нами галерея характеров, столкновение амбиций с реальностью, а реальности — с амбициями, рефлексия на тему «нельзя быть лучшим во всем» и так далее и тому подобное. При всей внешней гротескности и даже нелепости происходящего очень скоро понимаешь, что либо за ширмой кринжа сознательно спрятан глубокий и умный анализ выбранной темы, либо ONE как писатель (а писатель он явно более, чем мангака) настолько хорош, что в какой бы сюжет он ни погружался, по всему потом хоть диссертацию пиши.
И да, «Ванпанчмен» переосмыслял и деконструировал супергероику до того, как стало мейнстримом говорить о том, что это стало мейнстримом. Прибавьте экшн, прибавьте отличный юмор — и получите почти шедевр. Но да, как и в случае с «Мобом» (да и почти с любым аниме), возможно, придется первые пару серий потерпеть-попривыкать — ну а потом еще будете ругать студию за то, что долго возится с третьим сезоном. (Его, к слову, снова обещают вот-вот выпустить — так что сейчас, возможно, крайне удачное время для знакомства с тайтлом).
.
P. S. Четвертым пунктом я хотел поставить «Наруто», потому что там в принципе исследуются, наверное, ВСЕ виды взаимоотношений в коллективе и вне его, но понял, что советовать сериал в несколько сотен серий людям, которым время требуется еще и на чтение (а то и написание) книг — дело рискованное. Лучше начать с «Баракамона».
.