Матвей Цапко. Причина идти дальше : стихотворения. — Краснодар: «ВНОВЕ», 2024. — 73 с., ил.
Скачать сборник стихов Матвея Цапко «Причина идти дальше»
«Причина идти дальше» — дебютная книга поэта Матвея Цапко, публиковавшегося журналах «Формаслов», «Прочтение», «журнал на коленке», «rosamundi», «Prosodia», «Poetica» и других, на портале «полутона». В сборник вошли избранные стихотворения, написанные в период с 2022 по 2023 годы
Матвей Цапко родился 23 октября 2002 года в Краснодаре. Участник литературно-критического проекта «Полёт разборов». Стихи вошли в шорт-лист поэтического конкурса «Состояние полёта».
Отзыв Дмитрия Воденникова
Стихотворение — оно всегда про метаморфозу. Это и есть всегда тема стихотворения (иногда тайная). Как поезд вдруг похож на нож, входящий в вокзал-апельсин. Как люди, выходящие одной толпой на перрон, похожи на апельсиновые брызги. Особенно когда они в желтых ветровках, если повезет.
«в моих стихах / не будет / человека / там буду только / я» — пишет Цапко и сам не замечает, как там много всего. (На самом деле замечает: он просто нас сейчас дразнил. Ну ок, говорим мы. Мы еще посмотрим, кто кого передразнит.)
Когда читаешь много стихов разных молодых поэтов, то думаешь: «Господи, как же все одиноки». Но что мне нравится в стихах Цапко — что там это почти по касательной проходит: там одиночество, пусть и временное, для чего-то, а не для того, чтобы стать темой. Да и какая это тема? Цапко – наблюдатель, наблюдатели не бывают одинокими.
знаю,
будет трудно
но ты же видишь
значит и мы
дойдем
Только сейчас подумал: а может, эта мысль «в-моих-стихах-не-будет-человека-там-буду-только-я» – это совсем не про то, что автор займет собой всё. Это про то, что в тексте всё займет наблюдение. Когда орнитолог следит за условной птичкой, орнитолога почти что нет. Есть только его внимание, его сфокусированный интерес. Да и птички нет – есть только цель, она уже стала чем-то больше птички. В общем, есть только это расстояние внимательного наблюдения, цель наблюдения и почти растворившийся наблюдатель. Но что-то у него закололо в ноге (неудобно лежать), наблюдающий заерзал – расстояние между ним и целью прервалось, ткань провисла, птичка улетела.
Пока есть внимательность наблюдения — птичка (стишок) не улетит.
В большинстве текстов Цапко птичка прыгает, но не улетает.
Отзыв Дианы Никифоровой
Про что-то крутое молодёжь обычно говорит: «Это пушка». И я бы назвала дебютную книгу Матвея Цапко пушкой, но стихи в ней — не ядра и даже не картечь, а ультрасовременные сверхточные маленькие пули, которые «из грусти стреляют по нам». От таких пуль не убежишь. Ты читаешь:
моя жизнь всего лишь строчка верлибра
— и тебя ранит, ранит, ранит. И никаким скотчем кровь не остановить (этот образ я украла у самого Матвея). Ты читаешь:
одинокий ржавый столб
посреди необъятного поля
с чёлкой из трёх проводов
стоит
— и узнаёшь в столбе себя.
Но дело здесь не только в читательской эмпатии (да и есть ли она в нас?!) Магия происходит оттого, что Матвей реально чувствует время, оставаясь при этом вневременным поэтом. Его поэзия — маленькая тесная комната без крыши. Смотришь вокруг и видишь — скучающих девчонок, вдыхающих безвкусный воздух, минималистичные модные картинки, пустые коробки из-под конфет. Смотришь наверх — и видишь небо. И это небо на тебя всё падает и падает да никак не упадёт. Потому что Матвей не разрешает ему упасть. Потому что он хочет жить и быть счастливым в этой своей комнате под открытым небом.
тетрадка в линию
как мало надо
чтобы сделать себя
счастливей
Отзыв Анны Нуждиной
«Причина идти дальше» — это не только дебютная, но и во многом очень поколенческая книга. Посмотреть хотя бы на её иллюстрации: такие шаблоны уже несколько лет популярны в создании презентаций, обработке фотографий. И мне кажется симптоматичным, что оформление не эксклюзивное, а наоборот — погружает читателя в повседневный и лишённый индивидуальности «молодёжный контекст».
Стихи Матвея Цапко тоже взаимодействуют с этим пространством более типической повседневности поколения: привычку ходить и думать в наушниках, фотографировать незнакомцев, выбирать «более симпатичную» сторону вагона электрички. Обычно эти практики становятся частью «модной эстетики», которая ложится в основу сетевой литературы и воспринимается как поверхностная попытка «мыслить глубоко». Это массовые атрибуты рефлексирующего субъекта, не способного осмыслить себя на уровне индивидуальных метафор. И это контекст, в который тем или иным образом вписано большинство достаточно молодых и активных пользователей интернета. Я бы сказала, что эта новая популярная культура похожа на культуру эмо по своему содержанию (мышление принципами романтизма), но внешний её образ напоминает скорее хипстерскую культуру.
И всё же, хотя внешний облик и структура книги могут ввести в заблуждение, для Цапко эта интернет-культура — лишь исходный материал; фон, на котором происходит жизнь и генерация поэтических образов. Стоит отметить, что в основе большинства образов лежит не столько визуальное, сколько синестетическое впечатление: «птица приземлится наушниками / на голову». Большинство текстов книги отличает глубокое вчувствование даже не столько в природу, сколько в общую длительность жизни — и ощущение сопричастности моменту. При этом их целеполагание — поиск возвышенной любви и «настоящего» чувства — всё равно указывает на укоренённость в популярной культуре. Но характер мышления в её категориях, склонность к хаотичному объединению образов в едином пространстве для рефлексии указывают на возможность индивидуального бытования в этих рамках.
Стихи Цапко пытаются найти баланс между фоновой культурой повседневности, её ориентирами и окказиональными поэтическими образами. И в этом также проявлено отношение к маркерам поколения, потому что молчание в рамках поставленного вопроса — тоже форма ответа:
― я крик поколения!!!
― а шёпот громче крика!!!
я пожалуй
промолчу