Именно в такие моменты чувствуешь, что не зря катишь шипастую махину редакторского труда. Когда читала много лет какого-то поэта, а он казался сияющим и далеким, как хвост кометы. А потом хоп — и в твоей редакторской рубрике выходит его подборка. Не менее сияющая, чем теплое воспоминание об уже знакомых стихах, но не отгороженная от тебя целым космосом. Можно сказать, спустившаяся с небес в «Формаслов». Итак, я люблю стихи Яниса Грантса много лет — со стихотворения «человек несёт больную птицу к ветврачу». Грантс — автор очень разнообразный, с высокой лирической амплитудой — от щемящей горечи до тихой иронии и взрывной веселости. Выдавать по разным законам собранные стихи сложно, особенно детские. Многие писатели садятся на козу одной интонации и всю жизнь скачут на ней по литературно-цирковой арене. А Янис Грантс полон сюрпризов; посмотрите, насколько озорна и разнообразная эта подборка — как технически, в смысле приемов, так и эмоционально. Впрочем, нет. Не нужно разбирать ее на компоненты и сортировать способы работы этих стихов. Просто прочитайте с удовольствием, как и я. 
Анна Маркина
 
Янис Грантс родился в феврале 1968 года во Владивостоке. В связи с военной службой отца жил в Советской Гавани, Ленинграде, Кирове. Учился на историческом факультете Киевского государственного университета. Служил срочную службу на большом десантном корабле Северного Флота. После службы остался в Заполярье и работал на торговых, рыболовецких судах, буксирах, приписанных к Мурманску и Архангельску. В Челябинске живёт с 2002 года. Публикации стихов и прозы в журналах «Знамя», «Новый мир», «Урал», «Волга», «Октябрь», «День и ночь», «Крещатик» и других. Автор шести книг стихов и двух книг прозы. Произведения переведены на латышский, французский и белорусский языки.

 


Янис Грантс // Сколько было чёрных котов?

 

Космонавты

— Иллюминаторы занавесить!
— Десять!
— Тучи на небе развеять!
— Девять!
— Не кусаться, не драться просим!
— Восемь!
— Всем пристегнуться! Внимание — всем!
— Семь!
— Во время полёта не спать и не есть!
— Шесть!
— Во время полёта не есть и не спать!
— Пять!
— Мы самые первые дети в мире…
— Четыре!
— …Кто ступит на лунные пустыри!
— Три!
— Кастрюли на головы наденьте сперва!
— Два!
— До самых бескрайних небесных глубин…
— Один!
— Доставит нас космолёт!
— Взлёт!!!

Мама с работы придёт впопыхах.
Мама оценит едва ли:
Дети с кастрюлями на головах
В космос из дома удрали!

 

ОмлЁт

Старый маляр красит забор,
А молодой — поёт:
— Мне бы яйцо и помидор —
Будет у вас омлЁт!

Старый маляр красит забор
И говорит: — Нет-нет!
Что за омлЁт? Стыд и позор!
Правильно так: омлЕт!

— Вот, — говорит молодой маляр, —
В этом-то и секрет:
Съем я омлЁт как небесный дар,
Но ни за что — омлЕт!

Старый маляр вытирает пот:
— Не заработаешь на омлЁт,
Не заработаешь на омлЕт,
Шницель,
Селёдку
И винегрет,
Если болтать непрерывно вздор!
Крась, говорю, забор!

 

Комната
с т р а ш и л к а

Вова трясся под кроватью,
А вокруг сгущалась тьма —
Шли по комнате два платья,
Но без бабушки и ма…

Вова спрятался за шторой.
Успокоился едва,
Только скоро, очень скоро
Кто-то сзади Вову схва…

И забегали мурашки
Табунами по спине.
Жутко! Больно! Страшно! Тяжко!
Не спастись! Не выжить! Не…

С потолка спускались к Вове
Паучищи в три ряда,
Чтоб напиться вдоволь крови,
Вове кости обглода…

Всё закончилось прекрасно!
Вова жив! Доволен он,
Потому что вместе с классом
Посетил аттракцион

Под названием «Комната СТРАХА».

Вопрос: сколько раз в этой страшилке произносится имя главного героя?

 

Три друга

Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев
однажды гуляли в дремучем лесу.
Фадеев в цилиндре, Калдеев в перчатках,
а Пепермалдеев с ключом на носу.

Даниил Хармс

Курицын, Жмурицын и Караулицын
(С ярким значком на груди)
Шли по центральной причёсанной улице:
Курицын — справа,
Жмурицын — слева,
А Караулицын — посереди-

НЕсколько слов повторяла компания
(Каждый — своё, как всегда).
Произносили слова-заклинания:
Курицын — «Швабра!»
Жмурицын — «Жабра!»
А Караулицын — «Абракада-

БРАвая троица шла мимо лавочек,
Мимо столбов и витрин,
Мимо фонтанов, бабулечек, бабочек.
Курицын — в шапке,
Жмурицын — в шортах,
А Караулицын — в полуботин-

КАХ! — это Курицын кашлял на улице.
Жмурицын следом чихал.
А Караулицын, будто он бабочка,
Часто руками махал.

 

Чёрные коты

По забору шёл чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот,
А за ним — ещё чёрный кот.

Я с тех пор смотрю на забор,
Но котов не видел с тех пор.

Кто из вас ответить готов:
Сколько было чёрных котов?

 

Людмила и Данила

Юным читателям села Туринская
Слобода Свердловской области посвящаю

Мы дружной писательской командой поехали по небольшим поселениям севера Свердловской области. Наш маршрут пролегал через Туринскую Слободу, Туринск и Тавду. Сидя в автомобиле, я сделал набросок будущего стихотворения. Что-то в этом черновике мне нравилось, а что-то — нет. К тому же я так и не придумал, чем стихотворение должно закончиться. Поэтому я решил прочитать набросок «Людмилы и Данилы» тем, кто придёт на встречу в селе Туринская Слобода. Ребята, надеялся я, что-то непременно мне подскажут.

Динозавр по имени Людмила
Целый день туда-сюда ходила.
И была Людмила голодна:
Динозавра съесть могла она.

Динозавр по имени Данила
Был зубастым, зычным, злым громилой.
Он с утра голодным очень был.
Он бы разом съел и трёх Людмил.

Динозавры встретились у чащи.
Подскажите, что случилось дальше?

Тут, к моему удивлению, поднялся страшный шум: все стали наперебой предлагать свои варианты дальнейшей судьбы Людмилы и Данилы. «Тихо! — скомандовал я. — Как вам такое продолжение?» И прочитал:

Динозавры встретились у чащи
И сразились в битве настоящей.
Но Данила был сильней в сто раз.
Он Людмилу съел — и весь рассказ!

«Нет! Нет! Нееееееет! — чуть ли не хором закричали ребята. — Мы не хотим, чтобы Данила съел Людмилу!» — «Хорошо, — ответил я. — Тогда будет по-другому». И прочитал:

Динозавры встретились у чащи.
Солнце кожу жгло, как суп кипящий.

Закололо в сердце у Данилы.
Он румяным, робким стал и милым.
Он влюбился в Люду, он пропал.
Он к ногам возлюбленной упал.

Но Людмила лишь скривилась: «Тьфу ты!»
И Данилу съела в три минуты.

«Нет! Нет! Нееееееет! — чуть ли не хором закричали ребята. — Мы не хотим, чтобы Людмила съела Данилу!» — «Хорошо, — ответил я. — Тогда будет иначе». И прочитал:

Динозавры встретились у чащи.
И стучать сердца их стали чаще,
И зажглись глаза, застыли скулы.
Облако из бабочек вспорхнуло!
Динозавры — чмок! — поцеловались.

Жалко, что голодными остались.

Бурные продолжительные аплодисменты.
Всё!

 

Редактор Анна Маркина – поэт, прозаик. Родилась в 1989г., живет в Москве. Окончила Литературный институт им. Горького. Публикации стихов и прозы – в «Дружбе Народов», «Prosodia», «Юности», «Зинзивере», «Слове/Word», «Белом Вороне», «Авроре», «Кольце А», «Южном Сиянии», журнале «Плавучий мост», «Независимой Газете», «Литературной газете» и др. Эссеистика и критика выходили в журналах «Лиterraтура» и «Дети Ра». Автор книги стихов «Кисточка из пони» (2016г.) и повести для детей и взрослых «Сиррекот, или Зефировая Гора» (2019г.). Финалист Григорьевской премии, Волошинского конкурса, премии Независимой Газеты «Нонконформизм», лауреат конкурса им. Бродского, премий «Провинция у моря», «Северная Земля», «Живая вода» и др. Стихи переведены на греческий и сербский языки. Член арт-группы #белкавкедах.