Илья Леонидович Виноградов. Родился в Мурманской области в 1978 г. Автор семи книг стихов и прозы, переводов поэзии с болгарского и норвежского языков. Член Союза писателей России. С 2019 г. — председатель Мурманского отделения Союза писателей России. Публиковался в различных региональных и всероссийских журналах, включая «Литературную газету», журнал «Север», альманахах, антологиях, в том числе Антологии «молодой» литературы России «Заря» (Издательство «Вече», 2018 г.), изданиях Болгарии. Автор документального фильма «Дружба, отлитая в бронзе», сценарист художественного короткометражного фильма «Танец». Лауреат многих литературных конкурсов. Участник и эксперт совещаний молодых литераторов Союза писателей России. Один из организаторов и участников культурно-просветительской экспедиции «Международный славянский ход Мурман-Балканы» (2018 г.).

 


Илья Виноградов // Фотографии и «пять» по географии

 

Илья Виноградов // Формаслов
Илья Виноградов // Формаслов

Щетина

Дочка скажет: «Ты, папа, колючий,
Ты иди и побрейся получше».
Но щетина – защитный покров,
Защищает от злых комаров.
Вот комар прилетел, зажужжал,
А щетина — как иглы ежа.
Напоролся комар на щетинку,
Уколол комариную спинку,
И ни с чем улетел восвояси,
И нисколько теперь не опасен,
Он не кажет ни носа, ни жала…
Вот теперь и побреюсь, пожалуй!

 

Отличница

Встречалась я под вязом
С Данилом долговязым.
Он с роста высоты
Мне с вяза рвал листы.

Под звёздолистным кленом
Встречалась я с Антоном.
Пускай он ростом мал —
Звезду-листок сорвал.

А после в старом парке,
Где и в жару не жарко,
Просила у Сережки
С берез себе сережки.

Я не парней меняю —
Гербарий собираю.
Мне осенью сдавать,
А я учусь на «пять».

А через год Антон
Возьмет меня на Дон.
И повезет Сергей
На вольный Енисей.

И пригласит Данил
На длинный-длинный Нил.

И будут фотографии
И «пять» по географии!

 

***

Посмотрите, посмотрите:
Я теперь — стихоучитель!

Маршака учу, «Апрель».
«На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник».

Полстраницы, десять строчек —
Выучить их просто очень.

Почему же, непонятно,
В этих строчках нет порядка?

Расцветает вдруг валежник,
Нюхает медведь подснежник,

Птицы по двору идут,
Песни муравьи поют.

Дальше — больше: по дороге
Пробежал ручей двуногий,

На полях цветет апрель
И медведь выводит трель.

Я в тревоге и тоске —
Завтра мне идти к доске!

Виду я не покажу,
Что припомню, расскажу:

В лужу сел медведь вальяжно,
Муравей нырнул отважно,

С крыши капает подснежник,
По полям бредет валежник…

Книжку выронит учитель,
Скажет: «Ты — стихомучитель!»

 

Невезучий поход

Был поход наш невезуч:
Догнала нас стая туч.
Окатила из ведра —
Будем сохнуть до утра.

Спим в палатке. Через час
Потолок упал на нас.
Да, палатка — не кровать,
Видно, тоже хочет спать.

Завтракаем у реки.
Но еда — вперегонки,
Состязанье с комарами:
Мы быстрее? Или нами?

Не поход, а приключенье:
Что ни шаг, то невезенье,
Ежечасно, повсеместно…
Но зато как интересно!

 

Путешествие

Мне пятерки в школе
Ставят, не колы,
И за это вскоре
Ждут каникулы.

За год я устала.
Едем отдохнуть!
Пусть куда попало,
Хоть на чём-нибудь!

Пусть бежит дорога
Очень далеко,
Чтоб по ней немного
Погулять пешком.

На коне, верблюде,
Ослике, слоне,
Самолет пусть будет
В небе, в вышине.

Моря и жары бы
И большой корабль,
И большие рыбы,
И большой коралл.

На авто, трамвае,
В поезде, метро,
На воздушном шаре
Легком, как перо.

И пешком бы снова…
Ну и длинный путь!
От пути такого
Дома б отдохнуть!

 

***

Ковыляю еле-еле,
В блин расплющен я:
Двойка у меня в портфеле —
Тя-же-лю-ща-я!

Вот вчера я был в ударе,
Шел с пятёркой в дом,
Нес портфель, как в праздник шарик —
Подлетал на нём.

Что за дело, в самом деле —
Брось да растопчи! —
Кто в пятерки спрятал гелий,
В двойки — кирпичи?

 

***

Любит сласти брат-сластена,
Папа — огурец соленый,
Мама — пышки с пылу с жару.
Я же дырки обожаю:

Дырки в бубликах и сушках,
Дырки с творогом в ватрушках,
Дырки в макаронах длинных,
И в нарезанных маслинах,

В газировке дырки с газом
Я люблю со вкусом разным,
И с компотом или соком
Дырки в сыре круглобоком,

Дырки в масленом блине,
Будто пятна на луне.
Дырок нет вкусней и лучше
В хлебном мякише пахучем!

Легче дырок нету пищи,
Съесть их можно хоть полтыщи,
Раз готовят их пустыми…

Что ж я так объелась ими?

Мысль пришла ко мне простая —
Голова-то не пустая! —
Чтоб не ели до упада,
Дырки в ложках делать надо!

 

***

Хорошо бы отличницей стать
И в дневник получать только «пять» —
            Пусть завидуют все огорошено.
Жаль, придется до пота зубрить…
Может, мне хорошисткою быть?
            Это слово такое… хорошее.

Но гулять очень нравится мне
С каждым троечником наравне,
            Возвращаясь, когда на дворе темно.
Ну и пусть ставят тройки порой,
Я от троек не стану плохой,
            А вполне так… удовлетворительной.

Только двойки ко мне — что за жуть! —
Стали длинные шеи тянуть
            И в дневник забираться по случаю.
Вот возьму — им назло заучу
Что по силам мне и по плечу,
            А с оценками… Пусть как получится!

 

Отличница и хулиган

Шла отличница вниз по дорожке
С музыкалки, а может, с художки,
И до дома несла напрямик
Весь в пятерках в портфеле дневник.

Но увидела вдруг хулигана,
Он с рогаткой шел, словно с наганом,
И уверенно наперерез
Через школьный забор перелез.

Прохрипел: «Свой портфель отдавай,
Я заброшу его на сарай,
Убежать от меня не мечтай —
Из рогатки пальну, так и знай!»

«Хорошо, дорогая шпана.
Но взамен мне рогатка нужна:
Я сначала проверить должна,
Хорошо ли стреляет она».

И у замершего хулигана
Хвать рогатку его из кармана,
И на плечи портфель ему: «Вот!»
И слегка подтолкнула вперед.

Он два шага шагнул, простофиля,
И согнулся под грузом портфеля —
Умных книжек внутри, верно, с пуд,
И дневник от пятерок распух.

«А теперь, уважаемый друг,
Убегай от меня во весь дух:
Я в спортшколе освоила лук —
Поспеши, я считаю до двух».

Закричал хулиган: «Ай-ай-ай!
Все, что хочешь теперь забирай.
Только больше, прошу, не стреляй!
Я шутил про портфель и сарай!»

Хулиганские пятки мелькали,
Убегая в далекие дали.
Шла отличница с легкой душой
По свободной дорожке домой.

А в портфеле, стуча обо что-то —
О рисунки, а может, о ноты,
Подлетали рогатки в пути.
Было там их не меньше пяти.

 

Кот и бутерброд

Приземляется вниз маслом
каждый бутерброд.
Приземляется на лапы
каждый умный кот.
Мы подумали — как сделать
всё наоборот?
Если кот намазан маслом —
что произойдёт?

Ваське голыми руками —
то есть без ножа —
Маслом вымазали спину,
за бока держа,
И на шкаф его. Но Васька,
вёрткий, как вожжа,
Спину вылизав, на лапы
прыг — и убежал.

Закричали мы вдогонку:
стой, обжора-кот!
Но подумали — примета
верная не врет:
Приземляется вниз маслом
кот как бутерброд,
Если изнутри намазал
маслом свой живот.

 

Виктория Татур
Виктория Татур — детский писатель, редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Родилась в Ташкенте в 1985 году. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет. Автор книг для детей: «Нанозавры» (Формаслов), «Софи и волшебная лента» (Нигма), «В Пупках и не такое бывает» (Волчок), «Новогодний калейдоскоп и легенды Дрыгунца», «Ульрик, кто же ты?» (Детская литература), «Рассказы из лужи с питьевой водой», «Смотри, как я могу», «На макушке лета». Член Cоюза писателей России. Победительница литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Специальный диплом литературной премии «Справедливая Россия». Вошла в шорт-лист премии Левитова. Участница различных литературных форумов в Химках, Липках и др. Публиковалась в журналах «Путеводная звезда», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь», «Кольчугинская осень», «Волга XXI век», «Соты», «Симбирскъ» и др.