Илья Леонидович Виноградов. Родился в Мурманской области в 1978 г. Автор семи книг стихов и прозы, переводов поэзии с болгарского и норвежского языков. Член Союза писателей России. С 2019 г. — председатель Мурманского отделения Союза писателей России. Публиковался в различных региональных и всероссийских журналах, включая «Литературную газету», журнал «Север», альманахах, антологиях, в том числе Антологии «молодой» литературы России «Заря» (Издательство «Вече», 2018 г.), изданиях Болгарии. Автор документального фильма «Дружба, отлитая в бронзе», сценарист художественного короткометражного фильма «Танец». Лауреат многих литературных конкурсов. Участник и эксперт совещаний молодых литераторов Союза писателей России. Один из организаторов и участников культурно-просветительской экспедиции «Международный славянский ход Мурман-Балканы» (2018 г.).

 


Илья Виноградов // Фотографии и «пять» по географии

 

Илья Виноградов // Формаслов
Илья Виноградов // Формаслов

Щетина

Дочка скажет: «Ты, папа, колючий,
Ты иди и побрейся получше».
Но щетина – защитный покров,
Защищает от злых комаров.
Вот комар прилетел, зажужжал,
А щетина — как иглы ежа.
Напоролся комар на щетинку,
Уколол комариную спинку,
И ни с чем улетел восвояси,
И нисколько теперь не опасен,
Он не кажет ни носа, ни жала…
Вот теперь и побреюсь, пожалуй!

 

Отличница

Встречалась я под вязом
С Данилом долговязым.
Он с роста высоты
Мне с вяза рвал листы.

Под звёздолистным кленом
Встречалась я с Антоном.
Пускай он ростом мал —
Звезду-листок сорвал.

А после в старом парке,
Где и в жару не жарко,
Просила у Сережки
С берез себе сережки.

Я не парней меняю —
Гербарий собираю.
Мне осенью сдавать,
А я учусь на «пять».

А через год Антон
Возьмет меня на Дон.
И повезет Сергей
На вольный Енисей.

И пригласит Данил
На длинный-длинный Нил.

И будут фотографии
И «пять» по географии!

 

***

Посмотрите, посмотрите:
Я теперь — стихоучитель!

Маршака учу, «Апрель».
«На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник».

Полстраницы, десять строчек —
Выучить их просто очень.

Почему же, непонятно,
В этих строчках нет порядка?

Расцветает вдруг валежник,
Нюхает медведь подснежник,

Птицы по двору идут,
Песни муравьи поют.

Дальше — больше: по дороге
Пробежал ручей двуногий,

На полях цветет апрель
И медведь выводит трель.

Я в тревоге и тоске —
Завтра мне идти к доске!

Виду я не покажу,
Что припомню, расскажу:

В лужу сел медведь вальяжно,
Муравей нырнул отважно,

С крыши капает подснежник,
По полям бредет валежник…

Книжку выронит учитель,
Скажет: «Ты — стихомучитель!»

 

Невезучий поход

Был поход наш невезуч:
Догнала нас стая туч.
Окатила из ведра —
Будем сохнуть до утра.

Спим в палатке. Через час
Потолок упал на нас.
Да, палатка — не кровать,
Видно, тоже хочет спать.

Завтракаем у реки.
Но еда — вперегонки,
Состязанье с комарами:
Мы быстрее? Или нами?

Не поход, а приключенье:
Что ни шаг, то невезенье,
Ежечасно, повсеместно…
Но зато как интересно!

 

Путешествие

Мне пятерки в школе
Ставят, не колы,
И за это вскоре
Ждут каникулы.

За год я устала.
Едем отдохнуть!
Пусть куда попало,
Хоть на чём-нибудь!

Пусть бежит дорога
Очень далеко,
Чтоб по ней немного
Погулять пешком.

На коне, верблюде,
Ослике, слоне,
Самолет пусть будет
В небе, в вышине.

Моря и жары бы
И большой корабль,
И большие рыбы,
И большой коралл.

На авто, трамвае,
В поезде, метро,
На воздушном шаре
Легком, как перо.

И пешком бы снова…
Ну и длинный путь!
От пути такого
Дома б отдохнуть!

 

***

Ковыляю еле-еле,
В блин расплющен я:
Двойка у меня в портфеле —
Тя-же-лю-ща-я!

Вот вчера я был в ударе,
Шел с пятёркой в дом,
Нес портфель, как в праздник шарик —
Подлетал на нём.

Что за дело, в самом деле —
Брось да растопчи! —
Кто в пятерки спрятал гелий,
В двойки — кирпичи?

 

***

Любит сласти брат-сластена,
Папа — огурец соленый,
Мама — пышки с пылу с жару.
Я же дырки обожаю:

Дырки в бубликах и сушках,
Дырки с творогом в ватрушках,
Дырки в макаронах длинных,
И в нарезанных маслинах,

В газировке дырки с газом
Я люблю со вкусом разным,
И с компотом или соком
Дырки в сыре круглобоком,

Дырки в масленом блине,
Будто пятна на луне.
Дырок нет вкусней и лучше
В хлебном мякише пахучем!

Легче дырок нету пищи,
Съесть их можно хоть полтыщи,
Раз готовят их пустыми…

Что ж я так объелась ими?

Мысль пришла ко мне простая —
Голова-то не пустая! —
Чтоб не ели до упада,
Дырки в ложках делать надо!

 

***

Хорошо бы отличницей стать
И в дневник получать только «пять» —
            Пусть завидуют все огорошено.
Жаль, придется до пота зубрить…
Может, мне хорошисткою быть?
            Это слово такое… хорошее.

Но гулять очень нравится мне
С каждым троечником наравне,
            Возвращаясь, когда на дворе темно.
Ну и пусть ставят тройки порой,
Я от троек не стану плохой,
            А вполне так… удовлетворительной.

Только двойки ко мне — что за жуть! —
Стали длинные шеи тянуть
            И в дневник забираться по случаю.
Вот возьму — им назло заучу
Что по силам мне и по плечу,
            А с оценками… Пусть как получится!

 

Отличница и хулиган

Шла отличница вниз по дорожке
С музыкалки, а может, с художки,
И до дома несла напрямик
Весь в пятерках в портфеле дневник.

Но увидела вдруг хулигана,
Он с рогаткой шел, словно с наганом,
И уверенно наперерез
Через школьный забор перелез.

Прохрипел: «Свой портфель отдавай,
Я заброшу его на сарай,
Убежать от меня не мечтай —
Из рогатки пальну, так и знай!»

«Хорошо, дорогая шпана.
Но взамен мне рогатка нужна:
Я сначала проверить должна,
Хорошо ли стреляет она».

И у замершего хулигана
Хвать рогатку его из кармана,
И на плечи портфель ему: «Вот!»
И слегка подтолкнула вперед.

Он два шага шагнул, простофиля,
И согнулся под грузом портфеля —
Умных книжек внутри, верно, с пуд,
И дневник от пятерок распух.

«А теперь, уважаемый друг,
Убегай от меня во весь дух:
Я в спортшколе освоила лук —
Поспеши, я считаю до двух».

Закричал хулиган: «Ай-ай-ай!
Все, что хочешь теперь забирай.
Только больше, прошу, не стреляй!
Я шутил про портфель и сарай!»

Хулиганские пятки мелькали,
Убегая в далекие дали.
Шла отличница с легкой душой
По свободной дорожке домой.

А в портфеле, стуча обо что-то —
О рисунки, а может, о ноты,
Подлетали рогатки в пути.
Было там их не меньше пяти.

 

Кот и бутерброд

Приземляется вниз маслом
каждый бутерброд.
Приземляется на лапы
каждый умный кот.
Мы подумали — как сделать
всё наоборот?
Если кот намазан маслом —
что произойдёт?

Ваське голыми руками —
то есть без ножа —
Маслом вымазали спину,
за бока держа,
И на шкаф его. Но Васька,
вёрткий, как вожжа,
Спину вылизав, на лапы
прыг — и убежал.

Закричали мы вдогонку:
стой, обжора-кот!
Но подумали — примета
верная не врет:
Приземляется вниз маслом
кот как бутерброд,
Если изнутри намазал
маслом свой живот.

 

Виктория Татур — детский писатель, редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Родилась в Ташкенте в 1985 году. Окончила РГПУ им. А.И. Герцена, филологический факультет. Член Cоюза писателей России. Победительница литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Специальный диплом литературной премии «Справедливая Россия». Вошла в шорт-лист премии Левитова. Участница различных литературных форумов в Химках, Липках и др. Публиковалась в журналах «Путеводная звезда», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь», «Кольчугинская осень», «Волга XXI век», «Соты», «Симбирскъ» и др. Автор книг для детей: «Нанозавры» «Смотри, как я могу», «На макушке лета».