Гедымин Анна. Нечаянная проза: Художник Софья Смолина / Анна Гедымин. – [б. м.]: Издательские решения, 2017
Скачать книгу Анны Гедымин «Нечаянная проза»
Это и не проза как будто, а задушевный разговор, словно две подруги в кафе за чашкой горячего шоколада решили перемыть косточки хорошим и нехорошим знакомым и посплетничать. Хороший прием, памятуя о том, что каждая хорошая проза автобиографична, хотя можно воспользоваться и рецептом Марины Цветаевой: «Один совет, если не обидитесь: давайте себя через других; не в упор о себе, не вообще о себе, а себя – в ответ на события, разговоры, встречи… Не отставайте от работы, пусть это – временно – будет Ваша жизнь, поселитесь в ней. Так, а не иначе пишутся книги…»
Не сказать, что Анна целиком и полностью следует совету классика. Но на то она и «поповская правнучка и княжна», самондравка. Вот, к примеру, рассказ «Центрифуга»: «Это был он: чуть приподнятые при ходьбе плечи, вечно мешковатые джинсы, лихорадочно горящие глаза. Ну и конечно, то, что называют «хорошей» улыбкой. Она его обожала. До такой степени, что каждого человека оценивала по шкале его признаков: достаточно ли нелепа походка (про себя она почему-то окрестила такую походку «домашней»), не слишком ли аккуратен («пресен») облик и так далее…»
Пусть первый, кто скажет, что это – не стихи, как говорится, бросит в меня камень.
Игорь Михайлов, из рецензии в «Независимой газете»
Анна Гедымин пишет на одном дыхании. Ее удивительные, многомерные рассказы из жизни читаются легко и непринужденно. Это настоящая беллетристика, в изначальном, прекрасном смысле этого французского слова. Любовь в рассказах Гедымин приходит ниоткуда и часто вопреки. Герои Гедымин часто любят, как любит художник Модильяни: некрасивых, странных. В общем, делают нетривиальный выбор сердца. Но сердце всегда право, даже если со стороны такие отношения кажутся мезальянсом. Вот и герои рассказа «Центрифуга» (почему «центрифуга», это же физика, а не лирика?) делают все назло своим чувствам. Мы так мало ценим настоящие чувства, что готовы ими пожертвовать. Пусть нам будет плохо. Чем хуже, тем лучше. А порой жизнь мало идет навстречу нашим чаяниям. Женщина прогоняет из дома любимого, потому что боится счастья. Конечно, она не права. Анна Гедымин мягко журит свою героиню: что поделаешь, она ведь только женщина! А активного мужчину, который бы ей яростно перечил, она, может быть, полюбить бы не смогла. Когда лирика испытывает давление извне, это уже физика. Заблудившаяся двухголосная фуга превращается в центрифугу.
Александр Карпенко, из рецензии в журнале «Дети Ра»
Литература практически не знает поэтов, которые ни разу в жизни не обратились бы к «суровой» прозе. Рано или поздно у человека, мыслящего ритмами и образами, возникает желание или даже необходимость, по словам Иосифа Бродского, «начать писать в строчку, как все люди». Анна Гедымин – поэт цельный, сложившийся, с собственным ярким голосом – не исключение. По собственному признанию, в предваряющем сборник «нечаянной» прозы предисловии, автору, «думающему стихами», – ведь «именно они звучат в голове по ночам, с ними я просыпаюсь, слоняюсь по улицам, с их помощью осмысливаю счастливые и трагические моменты жизни» – пришлось даже преодолевать страх перед прозой: «долго не решалась к ней подступиться». Но необходимость оказалась сильнее страха.
Анна Гедымин осознанно разделяет поэзию и прозаический текст, признавая, что «в нем есть свой звук, своя внутренняя гармония и напряжение». Кстати, не всем свойственно так разграничивать вроде бы действительно разные, как небо и земля, жанры. Мне часто встречались писатели, «сидящие на двух стульях» именно потому, что не считали прозу и поэзию такими уж разными. Но для Гедымин разница есть, и это важно для понимания её текстов.
Дарья Лебедева, из рецензии в журнале «Литосфера»
Главное для Анны Гедымин — стихи. А тут — «незаконное дитя», «нечто запретное», «тайное» (так сказано в предисловии автора). Но я с этим не могу согласиться — а также и с тем, что повесть, открывающая книгу — «Я, Чижик, торжественно обещаю» — просто «воспоминания о детстве». Конечно, повесть построена на воспоминаниях о том, как шестилетняя Аня переехала с родителями в новую квартиру, как познакомилась и подружилась с соседкой по лестничной площадке Ирой. Подобно светлым воспоминаниям других писателей о своем детстве, рассказано об этом улыбчиво, легко, романтично, с бережным вниманием ко всевозможным живописным деталям. Но в том-то и дело, что это не просто воспоминания; это преображенная, дополнительно осмысленная, наделенная красотой действительность прошлого.
Эмиль Сокольский, из рецензии в журнале «Дети Ра»
Ссылка на страничку книги «Нечаянная проза» Анны Гедымин на сайте Ridero, где можно купить бумажный вариант.