Надя Делаланд // Сон на краю

Надя Делаланд. Сон на краю. – М.: Воймега, 2014

Скачать книгу Нади Делаланд “Сон на краю”

 

Стих Нади Делаланд беспокоен. В нем отсутствует всякая гладкопись, инерция, предсказуемость. Автор доверяет своему читателю, задавая смысловые загадки и не расшифровывая их. Нервная ткань заговаривающегося стиха плетется паутиной сталкивающихся и сливающихся образов и метафор…

Перебрасывая мостки во времени, сопрягая имена, мотивы, философичные сентенции поэтов, устанавливает Делаланд свою систему поэтического мышления, ставит свое дыхание. Говоря о дыхании поэта, принято слышать его выдох, его «вдыхание» в строку, но ведь прежде выдоха необходим вдох, вбирающий в себя запах времени, будь это время года или целая эпоха.

Даниил Чкония, из рецензии в журнале “Интерпоэзия”

В этой книге все еще отголоски знакомой нам Нади Делаланд: ее вольное, раскованное обращение с русским языком, удивляющие и озадачивающие неологизмы, относительно недавно вошедшие в наш обиход иностранные слова, демонстративный пропуск подразумеваемых слов, неконтролируемый поток сознания «по Цветкову», некоторая игривость, которую я многие годы воспринимал как старание понравиться читателю. «Молчит ночная фаланга света / молочнотеплым телячьим телом, / ребенкоспящим, сосущим слепо, / слепососущим, немовспотелым», «Посмотри в окно — все ветрым-ветро», «Прерывисто дыханье сквозняка / в щелях поддверных и сбокуоконных», — это и есть «знакомая» Делаланд, и ее, «знакомой», собственно, не так уж много; в книге стихи разные, в том числе очень спокойные, искренние и грустные, — но грусть Нади Делаланд легкая и светлая, она растворена в гармонии строк, и что характерно — за строками прячутся улыбка поэта, предпочитающего юмор драматизированию ситуации, способность шутить даже в беде

Много дыхания, много слова «дышать». Дыхания, раздвигающего границы пространств, развёртывающего карту мира. От того, что дышишь, становится весело и тревожно. И легко. Много лёгких усилий, трогательных букашек, шагов туда и обратно (впрочем, не  нервных), зазоров.

Эмиль Сокольский, из обзора книг в журнале “Дети Ра”

В пространстве этой книги стихов вполне возможно дожить до девяноста, заснуть старухой, а уже через мгновение проснуться от собственного крика в купели деревенского храма и жить дальше, до тех пор, пока не подойдет время следующего перехода и подведения итогов.

Виктория Некрасова

Книга Нади Делаланд «Сон на краю» начинается со стихотворения «Гербариум теней…», пространство и время в котором схематичны. Героиня вроде бы уходит из «библиотеки лены», но на самом деле статична в реальном измерении: «снятся этажи сознания». Её же ирреальное перемещение маркируют мотыльки, индуцируя три основных состояния. Героиня видит мотылька, потом ещё одного: «блестя попеременно то мёртвой головой, то крылышком руки» – два стоп-кадра, которые будто бы фиксируют и отключают время и, подобно нескольким снежинкам залетевшим под арку, означающим снежную бурю снаружи, приглашают в мир мотыльков: в «переулки хранилищ».

Григорий Горнов, из рецензии в журнале Кольцо А

Много дыхания, много слова «дышать». Дыхания, раздвигающего границы пространств, развёртывающего карту мира. От того, что дышишь, становится весело и тревожно. И легко. Много лёгких усилий, трогательных букашек, шагов туда и обратно (впрочем, не  нервных), зазоров.

Алексей Чипига, из рецензии в журнале Лиterraтура

 

Анна Маркина
Редактор Анна Маркина. Стихи, проза и критика публиковались в толстых журналах и периодике (в «Дружбе Народов», «Волге», «Звезде», «Новом журнале», Prosodia, «Интерпоэзии», «Новом Береге» и др.). Автор трех книг стихов «Кисточка из пони», «Осветление», «Мышеловка, повести для детей «На кончике хвоста» и романа «Кукольня». Лауреат премии «Восхождение» «Русского ПЕН-Центра», финалист премий им. Катаева, Левитова, «Болдинская осень», Григорьевской премии, Волошинского конкурса и др. Главный редактор литературного проекта «Формаслов».