Накануне любимого праздника, всегда вызывающего ассоциации с добротой и чудесами, ведущий нашей киноколонки решил отвлечься от суровых криминальных сериалов и мрачных фильмов категории «не для всех» и подготовил нетипичный для себя материал. Итак, встречайте: история новогодней битвы кинопремьер в России, парад фаворитов прошлых лет зим и знакомство с блокбастерами, которые готовятся заманивать публику в кинотеатры в грядущие январские выходные.

Продолжительные новогодние каникулы, которыми правительство осчастливливает россиян более десяти лет кряду, — это не только серьезное испытание для желудка и печени, но и период, когда прокатчики зарабатывают весьма приличные деньги на приуроченных к праздничной декаде громких релизах.

Пользуясь тем, что за пролонгированные выходные у многих реципиентов успевает выработаться стойкое отвращение к телевидению, до тошноты потчующего зрителей однотипными музыкальными капустниками вперемешку с отечественными сериалами разной степени качества, а лимит родственников и друзей, к которым можно нагрянуть в гости, ограничен, почтенную публику соблазняют громкими кинопремьерами. Репертуар подбирается соответствующий: здесь нет места разрывающим сердце в клочья драмам или слэшерам. Кассу в первую очередь делают фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию: комедии, мультфильмы и приключения.

Ставки и прогнозы, которые делают профессионалы в сфере кинобизнеса, нередко корректируются в зависимости от старта проекта. Случается, что и очевидные, на первый взгляд, фавориты не оправдывают ожиданий, а темные лошадки выстреливают. А еще продюсеры практикуются в остроумии, вешая на «новогоднюю дуэль» забавные ярлыки. Среди самых ярких, мелькавших в Сети за последние лет так 15, «новогодний распил», «битва за нереальное новогоднее бабло», «новогодняя жатва», «новогоднее Эльдорадо» и даже «новогодняя резня бензопилой».

Однако так было не всегда. Еще в середине нулевых кинопрокатчики считали новогодние каникулы мертвым сезоном, во время которого от праздничных столов россиян может оторвать разве что чудо.

Дневной дозор (2005) // Формаслов
Дневной дозор (2005) // Формаслов

Коренным образом ситуацию изменил Константин Эрнст и спродюсированный им «Дневной дозор». Годом раньше экранизация романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» от бывшего клипмейкера и автора рекламных роликов Тимура Бекмамбетова произвела в прокате фурор, доказав, что российский кинопродукт может на равных состязаться с Голливудом. Сиквел ждали с нетерпением, на высшем уровне была выстроена и кампания по продвижению — о «Меле судьбы» вещали из каждого утюга.

Позже Эрнст вспоминал, что после его решения прокатывать новый «Дозор» с 1 января 2006 года «кинообщественность крутила пальцем у виска и говорила, что я перегрелся». Но проект оправдал самые смелые ожидания и в первый же день заработал около 70 млн рублей (а суммарно — более 930 млн) и стал абсолютным лидером при том, что шел в кинотеатрах одновременно с «Гарри Поттером и Кубком огня», «Хрониками Нарнии» и «Кинг-Конгом». Так был заложен фундамент — выпускать большую отечественную картину под Новый год.

Гарри Поттер и Кубок огня (2005) // Формаслов
Гарри Поттер и Кубок огня (2005) // Формаслов

Год спустя на лакомую дату претендовало уже два российских блокбастера («ЖаRа» и «Волкодав»), и победителем из схватки вышло фэнтези, основанное на романе Марии Семёновой. Тем не менее итоговые сборы не оправдали надежд создателей и продемонстрировали, что новогодние каникулы — отнюдь не залог коммерческого успеха. Надо еще и качественный продукт делать.

На рубеже 2007-2008 годов уверенным лидером (и долгое время самым кассовым российским фильмом новейшего времени) стала «Ирония судьбы. Продолжение», которая одолела заокеанские «Сокровища нации» и родного «Илью Муромца и Соловья-разбойника». В этот раз режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов сделал ставку на новую главу любимой целыми поколениями новогодней истории и не прогадал. Впрочем, деньги деньгами, но до отказа набитое продакт-плейсментом «Продолжение» с навязчивым и чересчур «лобовым» рекламированием услуг оператора мобильной связи, пельменей и майонеза народной любви в отличие от оригинала не снискало.

В 2009 году из жесткой схватки между мюзиклом «Стиляги», дурацкой комедией «Любовь-морковь» с дуэтом Орбакайте/Куценко и масштабной экранизацией романа Стругацких «Обитаемый остров» триумфатором вышел фантастический боевик Фёдора Бондарчука, собравший за праздники 560 млн рублей. Однако суммы не хватило, чтобы окупить раздутый бюджет, а вторая часть «Острова», вышедшая спустя 4 месяца, и вовсе с треском провалилась. Сегодня амбициозного колосса на глиняных ногах вспоминают лишь как образец того, как ни в коем случае не стоит обращаться с классикой советского сай-фая.

Аватар (2009) // Формаслов
Аватар (2009) // Формаслов

На стыке 2009 и 2010 годов в отечественном и мировом прокате безраздельно властвовал его величество «Аватар». За счет повышенных цен на 3D-сеансы монументальная, но грешащая сентиментальностью и сценарной вторичностью эпопея Джеймса Камерона о приключениях на далекой-далекой планете только за новогодние каникулы заработала в России 2,32 млрд рублей и продолжительное время оставалась непоколебимым лидером.

Год спустя реванш у Голливуда снова взял Тимур Бекмамбетов с продюсерским проектом «Ёлки». Альманах с взаимопроникающими историями, объединивший модных актёров и медийных лиц, несмотря на очевидную манипулятивность и поверхностность, доминировал в новогодней битве с результатом 663 млн рублей. И, как мы знаем, этот горшочек исправно варит по сей день.

В 2012 году на троне оказался «Шерлок Холмс. Игра теней» Гая Ричи. В результате хорошего «сарафана» первой части, межпоколенческой любви к персонажу и харизме Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу сиквел приключений британского сыщика и его друга-эскулапа заработал в России за 10 праздничных дней 829 млн рублей.

Хоббит: Нежданное путешествие (2012) // Формаслов
Хоббит: Нежданное путешествие (2012) // Формаслов

Новогодье-2013 принесло лавровый венок «Хоббиту». Первая часть эпической фэнтези-саги Питера Джексона с подзаголовком «Нежданное путешествие» привлекла в кинотеатры всех, кто вырос на Толкиене и «Властелине колец», и не обманула: было и ощущение сказки, и радость встречи со знакомыми персонажами, и эпичные сцены. Второй и третьей части волшебства уже не хватило: все-таки идея растянуть маленькую повесть на почти восьмичасовую трилогию оказалась так себе.

В 2014 году бал правили «Елки 3», и это был последний раз, когда «хвойный альманах» забрался на вершину пьедестала.

В праздники-2015 лидером стал «Седьмой сын», заработавший за 11 дней около 900 млн рублей. Фэнтезийный эпик Сергея Бодрова с когортой голливудских звезд в главных ролях вышел, честно скажем, маловразумительным, но отечественной публике под оливье и селедку под шубой зашел. Также он оказался последним импортным фильмом, ставшим победителем новогодней битвы в России.

Год спустя максимальные деньги заработали «Иван Царевич и Серый Волк 3». Очередная часть мультфраншизы ничего выдающегося в плане сюжета или анимации не продемонстрировала, но публике приглянулась.

В 2017 году на праздничных экранах свирепствовал очередной продюсерский проект Константина Эрнста «Викинг». Суровый Данила Козловский, ныне персона нон грата, а тогда главный мачо отечественного кинопрома ходил с чумазым лицом, лихо рубил недругов мечом, скалил зубы, крестил Русь и собирал в кинотеатры толпы зрителей. Хотя кто сейчас вспомнит тот фильм? Разве что мы в этом обзоре.

В 2018-м лидером стала спортивная драма «Движение вверх», заполучившая за длинные выходные внушительные 1,3 млрд рублей. В отличие от упомянутого предшественника ленту до сих пор часто показывают в эфире главных телеканалов, да и со своей задачей она справилась достойно, при этом зачем-то исказив на экране судьбы реальных советских баскетболистов.

В 2019-м первое место внезапно завоевала военная драма «Т-34» (1,3 млрд рублей за каникулы). Сыграли роль рекламная кампания, рассчитанная в том числе на многочисленных фанатов World of Tanks, топовые звезды в главных ролях и эффектные съемки. Но фильм оказался, скорее, разудалым киноаттракционом, а не серьезным высказыванием о Великой Отечественной.

2020 год, и победителем новогоднего побоища становится комедия «Холоп», только в праздники заработавшая почти 2 млрд рублей, а затем приумножившая кассу до 3-х с копейками миллиардов. Проект получился настолько успешным, что обзавелся не только сиквелом и триквелом, который выйдет в 2025 году, но и сразу семью (!) зарубежными ремейками.

В 2021-м соперников сокрушил «Последний богатырь 2». Сиквел сказочной франшизы заработал 1,6 млрд рублей, а в 2022-м успех повторил «Последний богатырь 3» (1,91 млрд руб.), который обошел даже такого серьезнейшего соперника, как «Человек-паук: нет пути домой». Зрителей не отпугнули ни кривляющийся Киркоров в ипостаси жар-птицы, ни сдувшийся сценарий. И, да, это был последний Новый год, когда западное кино в России прокатывали легально.

В 2023-м после ухода из России крупнейших голливудских студий на арену вышел и раскидал соперников с напором Годзиллы могучий зверек «Чебурашка». Крайне вольная экранизация повести Эдуарда Успенского не только поставила ряд прокатных рекордов (итоговые сборы превысили немыслимые 7 млрд рублей!), но и задала вектор на киноадаптации советских сказок на новый лад, породив разной степени успешности (и кринжовости) переделки попугая Кеши, домовёнка Кузьки и летучего корабля.

Зимой-2024 на ринге встретились «Бременские музыканты», «Три богатыря и Пуп земли» и «Холоп 2», который вышел абсолютным победителем из боя со скучной мультяшкой и жутковатыми зверями-музыкантами, заработав более чем достойные 2,6 млрд рублей.

Совсем немного остается до новогодней битвы-2025, и она снова обещает быть жаркой. За внимание (и деньги) публики сразятся «Иван Царевич и Серый Волк 6» (нет этому пластмассовому конвейеру конца и края), вдохновленный «Безумным Максом» постапокалиптический экшен «Последний ронин» (небезынтересно, но безнадежно вторично), очередная проходная комедия с Прилучным (это отдельный поджанр) «Постучись в мою Тверь» и два тяжеловеса, у каждого из которых приличные шансы заработать более миллиарда. На ринге сойдутся «Финист. Первый богатырь» — спин-офф приключений сына Ильи Муромца Ивана в сказочном Белогорье — и масштабная экранизация повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», трейлер которой подкупает впечатляющим уровнем спецэффектов и проработанным визуалом.

Победит, скорее всего, «Волшебник» благодаря широкой известности сказки и на фоне накопившейся у публики усталости от «Богатырей». С другой стороны, у франшизы, в активе которой популярная кинотрилогия и новенький сериал, сформировалась огромная фан-база. Так что победителя выявит время и… емкость зрительских кошельков. С наступающим!

Сергей Лёвин

.

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».