Космос всегда притягивал кинематографистов. Полеты ввысь, далеко за пределы привычных земных пейзажей, завораживают, скрывают волнующие тайны и немыслимые приключения. Неудивительно, что среди космической кинофантастики немало фильмов, ставших культовыми и любимых целыми поколениями. Давайте вспомним ярких представителей разных поджанров и отправимся в путешествие — вперед, к звездам.

 

Космос пугающий

«Чужой», 1979 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Чужой», 1979 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Чужой»

Год: 1979
Возраст: 16+

Вряд ли сэр Ридли Скотт предполагал, какого живучего ксеноморфа породил своим «Чужим» и сколько именитых режиссёров будут снимать о нем новые фильмы. Подумать только: Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, даже автор милейшей «Амели» Жан-Пьер Жене отметился!

Каждый внес свою лепту в становление самого известного космического киномонстра, но классикой стала все же дебютная часть, в которой зритель впервые встретился с порождением болезненной фантазии швейцарского художника Рудольфа Гигера и сполна ощутил вселенский холод пронзительного слогана фильма — «В космосе никто не услышит твой крик».

Замкнутое пространство грузового корабля «Ностромо», ледяная бесконечность за бортом, а в жестяной коробке — безбилетный пассажир: жуткий, непредсказуемый, жестокий, с кислотой вместо крови и дополнительной челюстью.

«Чужой» стал иконой космического хоррора, обзавелся многочисленными сиквелами и приквелами, комиксами и компьютерными играми, пережил «скрещивание» с Хищником, а сейчас готовится вернуться в сериале о новой встрече с недружелюбным пришельцем, действие которого будет происходить на Земле.

 

Космос соревновательный

«Вызов», 2023 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Вызов», 2023 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Вызов»

Год: 2023
Возраст: 12+

Грандиозный, невероятный, масштабный — этот продукт отечественного кинопрома наградили плеядой громких эпитетов, но наиболее точным будет, пожалуй, — сверхамбициозный.

Первый художественный фильм, снятый в космосе, оплеуха Тому Крузу и Илону Маску, который сами хотели, да не успели, утирание носа Западу — именно так позиционировали самую громкую отечественную кинопремьеру этого года. К сожалению, рекламного шума, извергавшегося из каждого утюга, оказалось мало, и в «Вызове» при всех его достоинствах не нашлось главного — магии кино.

В назойливом рекламном потоке, по сути, пересказали весь сюжет, неясным оставалось лишь, удастся ли персонажу Юлии Пересильд успешно провести сложную хирургическую операцию на орбите, но это, прямо скажем, так себе интрига. 

Перегруженный натужной мелодраматической линией и повторяющимися флешбэками, беззастенчиво использующий продакт-плейсмент в худших традициях раннего Бекмамбетова и откровенно затянутый, «Вызов», которому очень не помешали бы монтажные ножницы, не оправдал надежд создателей, мечтающих повторить коммерческий успех «Чебурашки», и оставил у большинства зрителей противоречивые впечатления. Вроде и «могём», но могли бы и получше…

 

Космос забавный

«Автостопом по Галактике», 2005 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Автостопом по Галактике», 2005 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Автостопом по Галактике»

Год: 2005
Возраст: 12+

Британский писатель Дуглас Адамс обладал эксцентрическим чувством юмора, и его роман о путешествиях в космические глубины отличается от большинства жанровых образцов. Здесь может стать пыткой зачитывание стихов представителями расы поэтов-графоманов вогонов, робот Марвин страдает от депрессии, а могущественный компьютер Думатель за 7,5 миллионов лет непрерывных вычислений находит-таки ответ на Главный вопрос Жизни, Вселенной и Вообще (и этот ответ — 42).

Перевести необузданные фантазии Адамса на киноязык оказалось делом непростым, но экранизацию Гарта Дженнингса провальной не назовёшь — режиссёру и первоклассному актёрскому ансамблю удалось уловить дух неформальной и слегка ненормальной книги и снять хоть и посредственно выступивший в прокате, но заслуживший порцию зрительской любви фильм.

Слабые сборы стали причиной отсутствия сиквелов, хотя роман имел несколько продолжений. Правда, дух веселья с каждой частью иссякал, сменяясь вселенской печалью, так что, возможно, оно и к лучшему.

 

Космос героический

«Звёздные войны. Новая надежда», 1977 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Звёздные войны. Новая надежда», 1977 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Звёздные войны. Новая надежда»

Год: 1977
Возраст: 6+

Большое путешествие в далекую-далекую галактику началось в 1977 году, когда молодой, честолюбивый, но еще мало кому известный режиссер и сценарист Джордж Лукас создал «Новую надежду». 

Трудности сопровождали рождение легенды на всех этапах. Актеры считали ленту «фильмом для детей» и не выкладывались, маститый оператор Гилберт Тейлор не подчинялся «молодому выскочке», бюджет разбухал, графики не соблюдались, спецэффекты не соответствовали ожиданиям. Лукас даже угодил в клинику с депрессией — так переживал, что все идет не по плану.

Но истинная любовь к своему детищу и несокрушимая настойчивость творят чудеса, и первые, порой действительно похожие на утренник в детском саду «Звездные войны» стали родоначальниками главной фантастической франшизы в истории кинематографа, вышли за пределы киноплоскости и превратились в явление мировой культуры. 

Саге о благородных джедаях и коварных ситхах посвящены книги, мультфильмы, сериалы, комиксы, игры, фестивали, сопровождающий арт — и научные исследования. Дело Лукаса живет, и пусть оно не всегда радует своего ныне почти 90-летнего творца, а закоренелые фанаты так и вовсе встречают в штыки практически каждую свежую часть эпопеи, масштабные и слегка наивные приключения в космосе будут оставаться востребованными еще много, много лет. Да пребудет с ними сила!

 

 

Космос интеллектуальный

«Интерстеллар», 2014 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Интерстеллар», 2014 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Интерстеллар»

Год: 2014
Возраст: 16+

Затейнику и умнице Кристоферу Нолану поддаются все жанры: в его небольшой, но емкой фильмографии есть психологический триллер («Бессонница») и кинокомикс («Темный рыцарь»), военная драма («Дюнкерк») и байопик («Оппенгеймер»). Каждую его новую работу ждут, каждая становится объектом как обожания, так и беспощадной критики.

«Интерстеллар» исключением не стал: пока часть публики восхищалась, как ловко Нолан вместе со своим братом-соавтором Джонатаном использовали в сценарии теории американского физика и астронома, одного из главных мировых экспертов по теории относительности Кипа Торна, другая часть зрителей утверждала, что все это шарлатанство и манипуляция.

Но как бы кто ни относился к научно-фантастическому блокбастеру, эта история искусно придумана и мастерски снята. И она не столько о космосе, сколько о семье, любви, неукротимой тяге к звездам и жертвенности. Эпизод, когда герой Мэттью МакКонахи слушает видеопослание дочери, из-за временного парадокса ставшей старше на несколько десятилетий всего за пару часов, проведенных отцом на планете-океане Миллер, невозможно глядеть без эмоций. Поэтому смотрим. И пересматриваем. И даже утираем слезы. Новая классика.

 

 

Космос абсурдный

«Кин-дза-дза!», 1986 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов
«Кин-дза-дза!», 1986 (ист. kinopoisk.ru) // Формаслов

«Кин-дза-дза!»

Год: 1986
Возраст: 12+

Один из самых необычных фильмов, снятых на закате СССР, многие зрители сразу не достоинству не оценили — скоропостижное путешествие на планету Плюк прораба дяди Вовы и скрипача Гедевана показалось им странной, не всегда удачной шуткой или даже авангардным экспериментом. 

Для любящих фантастику мальчишек это была причудливая фантастическая комедия, взрослые считали, что остроумная сатира Георгия Данелия пародирует переживающий предсмертный кризис советский партийный строй. Однако время показало, что это мудрый сарказм над институтом власти в целом, и сейчас «Кин-дза-дза» ничуть не менее актуальна, чем в 80-е, а может, и больше. 

Фильм врос в сознание намертво вместе со всеми своими пацаками, эцилоппами, гравицаппой и нетленкой «мама, мама, что я буду делать».

«Приказ господина ПЖ — всем пацакам надеть намордники. И радоваться», «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели — нет будущего!» — эти фразы ушли в народ. И стали частью нашей жизни. Поэтому на всякий случай лучше помнить: перед видео ПЖ непременно следует сделать ку, а если начальству сообщат, что «ты знал и бездействовал», — могут и вовсе транклюкировать. Кю!

 

 

 

 

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист, автор колонки о кино в журнале «Формаслов». Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. С 2001 года живет в Анапе. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова».