Былинный строй, фольклорные образы, городской романс, русский духовный стих — кажется, все эти составные части должны рождать стихотворения, исполненные тоски по прошлому, патриархального идеала, национальной замкнутости. Вместо этого в стихах Александры Ластоверовой — непрятие неустроенности и разобщенности мира, жажда починить сломанное, эмпатия и открытость. Их вектор — вектор преодоления, отвержения войны, боли и несправедливости:
«яблонька матушка я не боюсь не прячь меня
несите меня гуси-лебеди
не на погибель
а туда куда я скажу»
И еще — у Александры много эпического начала: среди ее текстов преобладают многочастные, с многослойными выводами, общими планами, фантазийными поворотами. Мне кажется, все мы немного соскучились по такому на фоне стихов минималистских или, наоборот — документальных текстов, фиксирующих эпизоды быстротекущего времени.
Геннадий Каневский

 

Александра Ластоверова родилась в 1989 году в г. Шахты (Ростовская область). По образованию педагог и переводчик. С 2012 года проживает в подмосковных Мытищах. Выпустила два сборника стихов — «Не-Отражение» (Ростов-на-Дону, 2011) и «Лес, из которого спички» (Москва, 2015). С 2021 года — член Московского союза литераторов (РСПЛ). Автор песен и вокалистка в группе «Санька и Чёртики», исполняющей психоделический фолк-рок. Вокалистка и автор некоторых песен в панк-группе «Ложные Показания» и ансамбле «Сад Мандельштама». Приняла участие в записи нескольких песен группы «Происшествие».

 


Александра Ластоверова // туда куда я скажу

 

Александра Ластоверова // Формаслов
Александра Ластоверова // Формаслов

Про листья и хтонических чудищ

Стучит в башке отбойный молоток.
Рука из лужи выудит листок
Кленовый —
Голый, уязвимый.
И губы спросят, как его зовут.
Хтонические чудища живут
В асфальтной
Мутной яме…

У них в подводном царстве тишина,
А мне бы час полуденного сна,
В котором
Ни глубин, ни тайны
(И бестелесны дрель и молоток!).
Но голова болит, и в ней песок,
Но ждать
До поздней ночи.

А прежде — съесть сгущёнку и халву,
Забыть и вспомнить, как меня зовут,
Проверить,
Где ключи и мятый стольник.
И ощутив щеками хитрый дождь,
Достать себя со дна — спасти, как дочь —
Совсем, как дочь из луж спасает листья.

 

кости и косточки

I

котлы кипят чугунные
ножи точАт булатные
хотят стало быть меня зарезати
тепло ли тебе девица

а я отвечу:
высоко сижу далеко гляжу
волчьей тропой не пойду
буду путать следы
а то вдруг не придёт охотник
не вспорет наглое брюхо

да если бы знать заранее…
помню у нас ещё в двадцатом дядя витя говаривал
мол ты должен быть сильным
иначе смысл воздух коптить
а коптить-то и вправду незачем
хоть сильным хоть слабым

только отдать своё мясо
ради чьего-то обеда —
большая ли честь?
может быть и большая
жертвам и памятники ставят
а что ставят их те кто на сытый желудок
так то ничего

вот и неси меня мишенька
не за дальние реки за высокие горы
а туда куда я скажу.

II


холодно мне морозушка холодно
знаешь ведь, чего спрашиваешь
поди в ступор тебя поставила
своей дерзкой честностью
такой вот без ругани и презрения

а ты сам решай что делать со мной
коль заморозить рука поднимется
так не медли
давно уже жить не хочется

/стой погоди хочется
пошутила/

холодно батенька правда

врачи завтра чертыхаясь и плача
все пальцы мне ампутируют отмороженные
коли не прекратишь
а я-то стерплю ибо куда ж я денусь
только скажи
зачем?
крест или мешок с камнями —
что нести тяжелей?

мы в двадцать первом учимся отличать одно от другого
а ты по старинке:
неси да только попробуй пикнуть
только попробуй признаться что надорвалась
возьмут камень побольше добьют
растопчут да сверху плюнут
и дальше потащат свои мешки
а ты лежи себе слабая и мёртвая
отвергнутая

нет мы в двадцать первом
учимся задавать самый главный вопрос:
в чем сила брат?
так в чем сила морозушка?
может в том чтобы холод называть холодом
а жестокость жестокостью?

у нас в двадцать первом всё меньше людей с камнями
/зверья на улицах/
и это прекрасно
ведь стать изгоем нынче не означает смерть


в общем плевать что подумают
коли с позором выгонишь
я не боюсь позора /не выношу притворства/
и это вызов.
слабости своей человековой — не стыжусь
холодно мне слышишь холодно
правда достойна награды
поищу-ка в карманах спички

а ты сам решай что делать со мной
коли убить до сих пор рука у тебя не поднялась.

III

ну что костяная нога полезай-ка в печь
как нужно покажи правым боком левым
я в этих хитростях не искушён
а тебе помирать не ново
да и помрёшь ли
кости на то и кости
может чужие сгорели б,
твои — каждый раз обрастают мясом

а с моих костей кто потом пепел сдует
кто над ними споет

у тебя-то не голос поди а загробный стон
дверь у избушки скрипит приятней

…молчу, молчу…

за баньку да за обед — спасибо
а в печь — не желаю
да, не желать — право имею
ибо я человек и ничто челове…

…за что?!..

думаешь боли не вытерплю если она придёт

фу припалил рубаху
страшно чего уж там
как говоришь садиться правильно
вот и садись

а моё посвящение может в том
чтоб изжарить себя — не дать.

IV

да кто спросит нас
дерзких или покорных
кто спросит нас
живых
приходить ли беде

и если спросили б
на этот вопрос невозможно ответить нечестно

камень нагрудный всегда потянет на дно
спи глазок спи другой
третий хаврошечка позабудет
синяя борода прикончит очередную жену

столько лиц у беды
больше чем зёрен в золушкиных мешках
но и мы похожи на зёрна
или на косточки яблочные
на косточки…
закопает хавронья, мяса не съест
поплачет
хлебом закусит вино
а вырастет стало быть яблоня
и будет новое посвящение:

яблонька матушка я не боюсь не прячь меня
несите меня гуси-лебеди
не на погибель
а туда куда я скажу.

 

Дом, дерево, человек

1.

я молодое дерево
я орех
не выше человеческого роста
посаженный на углу хрущёвки

баба зина поливает меня раз в четыре дня
баба тоня кормит бездомных кошек
рядом со мной
ставит подобие миски
пластиковую упаковку из-под куриного филе
и кошки насыщаются объедками
со стола бабы тони
благодарно лежат в моей тени

рядом со мной две лавочки без спинок
баба тамара и баба шура
любят до ночи сидеть и петь песни
виновата ли я
ой да не вечер
цвiте терен
последнюю через несколько лет петь перестанут

2.

орехи растут быстро
но не настолько быстро как подростки
казалось бы еще вчера сидевшие
на тех же лавочках
целовавшиеся и робко запускавшие руки
друг другу под одежду

а мне всё было видно
но ни шорохом листьев
ни скрипом веток не хотелось выдать себя

как это прекрасно
любите друг друга любите
не делайте друг другу больно
не губите живое

но серёжка подписал контракт
и уехал
скоро его ждёт
хотя не хочу об этом
а катя забеременеет в шестнадцать
оставит ребёнка бабушке
и тоже уедет
и я больше никогда никогда их не увижу

3.

говорят в москве грецкие орехи дорого стоят
дороже миндаля и фундука
а здесь на юге кому они нужны
валяются себе под деревьями
в этой красящей руки зелёной кожуре
никому и в голову не приходит собирать

а это между прочим мой первый урожай
смотри баба зина
смотрите баба шура и баба тамара
и баба тоня бы посмотрела
если б могла

кошки разбежались
кормить некому

4.

дом стареет
похороны за похоронами
новые жильцы делают евроремонты
рожают детей
дают им диковинные имена
милена стефания арсений
когда они вырастут
сережа и катя будут звучать
как сейчас звучит баба зина
давно она меня не поливала
ох давно

5.

тропинка которая проходила рядом
изменила своё русло
потому что мои ветви стали больше
мои ветви стали сильнее
стали цеплять прохожих за одежду
как будто спрашивают
кто ты куда держишь путь
а кому хочется отвечать

пусть по этой тропинке не придёт
никогда не придёт
большая беда
цвiте терен

6.

луна дырка в небе
ветви цепляются за звёздную ткань
а на той стороне
кто знает что там на той стороне
а я знаю
такой же старый орех
такие же гнилые лавочки без спинок
только от дома остались одни камни
и от другого дома
который напротив
серёжа серёжа
что же ты наделал

7.

деревья тоже умирают
и я умру
мои ветви мешают
задевают провода
стефания выросла
и уже позвонила коммунальщикам

говорят
древесный рай не так уж плох
может я стану частью того самого
мирового дерева
сплетусь корнями с другими мёртвыми деревьями
под землёй
сплетусь ветвями с другими мёртвыми деревьями
над

и никто не увидит
как мы качаемся
никто не услышит как шелестит листва
никто не заметит
падения ореха вишни яблока
абрикоса

только кошка
однажды остановится
настороженно потянет воздух
проходя по старой тропинке
мимо трухлявого пня

арсений и милена станут мужем и женой
и посадят в день свадьбы каштан
на другом углу старой хрущёвки
будут любить друг друга
и беречь всё живое

я же мировое дерево
поэтому слышу все молитвы о мире

не приходи беда
не приходи беда
никуда

 

Тяжелый дождь

Представь в своей руке мою ладонь,
Когда накатит страх, простой и древний.
Который час идёт тяжёлый дождь,
Тяжёлый дождь шагает по деревьям,
По крышам и мостам, идёт, свистя,
Идёт, свистя — конечно, будет страшно.
Готовишься с утра к дурным вестям.
Нет связи. И водонапорной башни
Как не бывало вовсе. Связи нет.
И башни. И соседа в телогрейке.
Его размажет время по стене,
И нас размажет время — по тарелке.
Сожрут — не всех! Пусть повезёт тому,
Кто выживет, назло нажавшим кнопку.
Соседский дом стоит в густом дыму.
Готовы чемоданы и коробки.
Коробки, узелки, соседский дом.
Соседский дом и рядом с ним воронка.
Тяжёлый дождь, тяжёлый хищный дождь,
Да будь ты проклят.

 

Последнее слово

Будущий победитель ворочается в своей постели:
Кажется, вот ещё немного, и цель будет достигнута.
Цель будет поражена во что бы то ни стало.
Ему так хочется победить, страсть как хочется.
Хочется сказать последнее слово и засмеяться.
Так, чтоб никто больше не посмел его осудить.
Точнее, чтоб судить стало некому.

Будущему победителю не терпится:
Нужно закончить начатое любой ценой.
Он ощущает это почти физически:
Это сладкое страдание, предшествующее удовольствию.
И не важно, что будет потом.
Возможно, ничего не будет.
В прямом смысле, ничего.
Возможно, судить будет не только некому,
Но и некого.

Но будущий победитель об этом не думает.
Он думает только о том, что нужно скорее завершить своё великое дело.
А что он скажет напоследок, он уже прикинул.
И интонацию, с которой засмеётся
Над будущим проигравшим, отрепетировал.

Будущий победитель грезит:
Осталось потерпеть ещё немного,
И больше никто не будет стоять у него на пути.
И других слов больше никто никогда не скажет.
Потому что именно за ним должно быть последнее слово.
Самое последнее слово в истории человечества.

 

Редактор отдела поэзии Геннадий Каневский родился в 1965 г. Поэт и эссеист. Автор восьми поэтических книг, выходивших в издательствах Санкт-Петербурга, Москвы и Нью-Йорка, и книги избранных стихотворений «Сеанс». Публикуется во многих российских и зарубежных изданиях. Лауреат премии «Московский наблюдатель» за заметки о литературной жизни (2013), премии журнала «Октябрь» (2015), спецпремий «Московский счет» за книгу «Сеанс» (2016) и за книгу «Всем бортам» (2019). С мая 2022 года живёт в г. Холон (Израиль).