
Многие из вас знают, что настоящая фамилия «несомненного дарования» (как сказал о молодом Фете Николай Гоголь) — Шеншин. Он родился в 1820 году в Орловской губернии в усадьбе Новосёлки недалеко от Мценского уезда. Отцом мальчика был зажиточный помещик Шеншин. Но откуда взялась фамилия Фет? И почему Афанасий Афанасьевич всю жизнь хотел вернуть себе дворянский титул?
Дело в том, что бракосочетание по православного обряду у Афанасия Шеншина и Шарлотты Фет состоялось уже после рождения сына, а заключенный ранее лютеранский брак был признан в России незаконным.
В 1834 году духовная консистория отменила крестильную запись Афанасия-младшего и определила ему в отцы первого мужа Шарлотты. В результате 14-летний Афанасий Афанасьевич Шеншин лишился привилегий потомственного дворянина и стал носить видоизмененную фамилию Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. К слову, вернуть права на отцовское имя и наследие поэту удалось только в 1873 году.
Как снег вершин,
Как фунт конфет,
Исчезнул Фет
И стал Шеншин.
Эпиграмма И.С. Тургенева
Что касается творчества, интерес к поэзии у Фета пробудили долгие разговоры с горничными и дворовыми, которые делились с Афанасием сказками, преданиями, историями из жизни, новостями и многим другим, что укрывается от ушей и глаз помещичьих детей. Образование будущий поэт получал дома. Правда, не у профессиональных педагогов — его учителями были и семинаристы, и окружавшая мальчика природа. Фет подолгу гулял в одиночестве, знакомился с крестьянским укладом жизни, сельским бытом. Отражение этого опыта мы и находим в его творчестве.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Короткие стихи Фета отражают главное — детали повседневности, укрывающиеся от торопливого взгляда, передают тонкими штрихами любовь автора к своей родине. Поэта даже ругали за излишнюю лаконичность, но Фет последовательно игнорировал подобную критику, предпочитая фиксировать и максимально точно передавать впечатления в краткой поэтической форме.
Приведем еще одно известное стихотворение А. Фета, особенностью которого является полное отсутствие глаголов. В этих строчках особенно хорошо заметна лирическая одаренность поэта.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение посвящено возлюбленной поэта Марии Лазич, которая трагически погибла (на девушке загорелось платье). Именно Мария стала лирической героиней почти всех стихотворений Фета. О любви он писал до самой смерти. И последнее стихотворение, посвященное Лазич, было написано незадолго до кончины поэта.
На качелях
И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться.
Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоем —
Это счастье, моя дорогая!
Но вернемся к становлению Афанасия в качестве поэта. В 14 лет Афанасия отправили в Эстонию в немецкую школу-пансионат Крюммера. Там он познакомился с поэзией Пушкина, которая ему сердечно полюбилась. В 1837 году Фет начал обучение в Московском университете на историко-филологическом факультете. Уже на первом курсе он начал писать стихи. Видя интерес к стихам со стороны однокурсников, Афанасий решился показать их профессору Погодину, который в свою очередь дал их почитать Николаю Гоголю. Тогда-то Гоголь и назвал его «несомненным дарованием».
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Первый сборник стихов Афанасия Фета под названием «Лирический пантеон» вышел в 1840 году. Он был довольно радушно встречен Белинским и Кудрявцевым. Уже через год Фет активно печатался в журнале «Москвитянин».
Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Улетают птицы
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Поэт стал вхож в писательские круги, приобрел немало именитых друзей среди коллег и стал частью литературного круга «Современник». В 1856 году вышел второй сборник стихов Афанасия Фета, которым он, как сам признавался, был не совсем доволен. Дело в том, что сборник вышел под редакцией Тургенева, который тщательно переработал его содержание.
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
После выхода второй книги Фет начал писать поэмы и повести в стихах, занялся переводами и критикой. Тогда же появляются первые путевые очерки Афанасия Фета.

Личная жизнь у поэта складывалась непросто. После смерти первой возлюбленной он долго не мог прийти в себя, можно сказать, что поэзия его лекарем в процессе восстановления. Только в 1857 году (через семь лет после смерти Марии Лазич) он женился на Марии Боткиной, и спустя немного времени они уже семьей переехали на родину Фета, в Мценский уезд. Тогда наступил новый этап в жизни Афанасия Афанасьевича. Он с головой ушел в сельское хозяйство и думать не желал о литературе, как признавались его современники.
Однако в 1863 году появляется еще одна книга — двухтомник стихотворений.
На заре ты ее не буди:
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди:
На заре она сладко так спит!
Это все — весна
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Фет оказался достаточно умелым землевладельцем, он, как мы писали выше, сумел восстановить дворянский титул, получил дополнительные средства в качестве приданного жены и все это стал увлеченно преумножать. Писали, что пастилу, которую делали в поместье Фета, поставляют даже к императорскому столу.
В последние годы жизни Афанасий Фет достиг устойчивого положения в литературных кругах и общественного признания. Но вот со здоровьем становилось все хуже и хуже. Он начал терять зрение, страдал от «грудной болезни» и отчаянно мучился приступами кашля.

Умер поэт при странных обстоятельствах. Отправив жену к врачу за разрешением «выпить шампанского», он продиктовал служанке прощальную записку и схватился за нож, желая свести счеты с жизнью. Служанка смогла остановить его, но, когда поэт кинулся на кухню в поисках следующего орудия, он вдруг ослаб, осел и скончался от сердечного приступа.
Сейчас творчество, а именно короткие стихи Афанасия Фета глубоко изучаются буквально с первых школьных лет. До сих пор выходят статьи о его поэзии, а сами стихотворения многие знают наизусть.
Я тебе ничего не скажу
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Не смейся
Не смейся, не дивися мне,
В недоуменье детски грубом,
Что перед этим дряхлым дубом
Я вновь стою по старине.
Не много листьев на челе
Больного старца уцелели;
Но вновь с весною прилетели
И жмутся горлинки в дупле.