Андрей Полонский. «Стихи тринадцатого года». Обложка Анастасии Романовой. Издательство Кастоправда, Москва, 2014. – 52 с.
Скачать сборник поэзии Андрея Полонского «Стихи тринадцатого года»
«Стихи тринадцатого года» Андрея Полонского – маленькая книжечка стихотворений, объединенная календарными датами. Поэзия связана с историческим временем не только формально, но и по существу. Она фиксирует черты эпохи в пределах индивидуального и универсального опыта. В этом переходе – от личной физики к метафизике – и состоит главный интерес чтения стихов. Современной ситуации присущ подход к стихосложению как чисто языковому, почти внутрифилологическому явлению. Ему противоположен песенно-народный взгляд, школьный по существу. Стишок должен содержать новые образы-ассоциации-ходы, или быть аккуратным, быстро-броским, смешным, чтоб легко ребенку запомнить. У Полонского присутствует совсем другая оптика. Ему интересна поэзия как речь, ритмизированная дыханием; но речь и дыхание случились, произошли, привязаны к определенному месту и времени. Когда писались и собирались «Стихи тринадцатого года», имелась в виду скорей игровая и даже несколько кокетливая отсылка к ситуации столетней давности, к тому грозному 1913 году, который положил конец старой европейской истории. Известная часть этих текстов была собрана в Крыму, в Ялте, где Полонский время от времени живет и работает, преимущественно зимой и осенью. Однако в 13-м году он оказался там летом. И это последнее лето украинского Крыма выдалось странным, болезненно-холодным и очень нервным, как будто пространство предчувствовало приближающиеся перемены. Дыхание этих перемен слышно во многих стихах, вошедших в книжку. Но это только часть сюжета. На самом деле многие годы Андрей Полонский пишет один текст. Это гимн жизни как таковой, человеческой жизни с ее подозрением о существовании и несуществовании Бога, старением, увяданием, гноем, кровью, страхом, ненавистью, падением, ничтожеством, – и восхождением, преодолением обстоятельств, любых форм завершенной идентичности, своего конечного «я». Наверное, это один из самых пафосных текстов в то историческое время, когда пафос общепринято осмеян и общекультурно оставлен. Поэт нагло идет против течения, и видит в этом свою главную задачу.
Дмитрий Блаженов