Кукольня : [роман] / Анна Маркина. — М. : Формаслов, 2024. — 374 с.
Скачать ознакомительный фрагмент
«Кукольня» — роман о поиске любви и сумасшествии, вдохновленный реальными событиями. Необычный триллер, разрушающий представление о жанре. Анна Маркина не пытается напугать читателя — ужас вызывает сама психологическая достоверность сюжета. Тягучая атмосфера, поэтический язык, иллюстрации и документальные вставки…
Николай Зелёнкин преподает в университете, пишет статьи в региональную газету, а еще увлекается некрополистикой и на досуге составляет каталоги кладбищ… Только вот от привычных дел его отвлекает студентка, Юля Метелькова, которая напрашивается на дополнительные занятия. И чем больше сближаются эти двое, тем яснее становится, что Юля попала в какую-то нехорошую историю.
Отзывы:
Реальная история, на основе которой написан роман, сногсшибательна, её чудовищность леденит сердце и завораживает. Анне Маркиной удалось не просто извлечь тёмную руду реальности, но и переплавить, претворить её в подлинную драгоценность. Каждый из героев романа полноценно жив, объёмен, детален, нелинеен и не просто воображаем, а практически осязаем. А вся «Кукольня» — по природе своей оксюморон. Он прекрасный, он жуткий — этот роман о безумии и поэзии, о горе и счастье и, конечно, о любви.
Евгений Кремчуков
Главный герой романа Анны Маркиной «Кукольня», Николай Зелёнкин, почти двадцать лет преподавал в одном из нижегородских университетов, публиковал научные статьи и исследования по краеведению… Коллеги и ученики видели в нём учёного-гения — увлечённого своим делом, безобидного и немного странного. Никто не подозревал, что на самом деле скрывается за его интересом к некрополистике, изучением кладбищ и древних ритуалов. В основе «Кукольни» лежит реальная история, ещё недавно гремевшая в новостях.
Впрочем, даже если вы знакомы с подробностями этого дела, роман Анны Маркиной удивит вас — а точнее, застанет врасплох. Обманчиво спокойное вначале повествование постепенно превратится в текст-гипноз: тревожный, липкий, полный сюрреалистических деталей, он как будто погружает и героев, и читателей в кошмарный сон. А самым страшным будет пробуждение в финале.
Ольга Брейнингер
О книге
«Литературная Газета»
Анна Маркина, поэт и прозаик, отмеченный многими премиями, создала красивый триллер <…>. Написать «нежный» рука не поднялась, но соблазн был. Главная особенность «Кукольни» в том, что она сочетает в себе черты прозы жанровой и прозы высокой.
Павел Суслов, рецензия
«Лиterraтура»
Книга необычная, вряд ли относящаяся к какому-то определённому жанру. Скорее всего, это метамодернистский роман, в нём есть место и постмодернистскому эксперименту, и триллеру с саспенсом. Здесь же и классическая форма с упором на романтизм. «Кукольня» — текст по-настоящему художественный, насыщенный метафорами; местами переходит в ритмическую прозу. Такие книги последнее время случаются редко, для написания их нужны силы и время. И это всё необходимо, конечно, в дополнение к мастерству и таланту, которые у Анны Маркиной, несомненно, присутствуют.
Михаил Квадратов, рецензия
«Формаслов»
А как попасть в голову психопата? Да, путешествие это не из легких и желанных, но, как минимум, нужных криминалистам, судебным психиатрам. И — захватывающее даже больше, чем guilty pleasure, для читателей. Которым даже не нужно обращаться к тому же «Парфюмеру» Зюскинда и прочей классике — вот, есть и у нас.
Александр Чанцев, статья
Канал «Кинобуква»
«Кукольня» Анны Маркиной — шокирующий интертекстуальный роман, который перевернёт ваше представление о триллере. Я под впечатлением. Разброс эмоций от тошноты, вызванной ужасом происходящего, до мурашек восторга. Такая амплитуда впечатляет, ведь речь идёт об интеллектуальном романе с детективно-триллерными вкраплениями. Романе о серийнике, основанном на реальных событиях. Серийнике, который никого не убивает, но маньяком быть не перестает. «Кукольня» в прошлом году вошел в лонг-лист «Большой Книги» и отмечен премией журнала «Дружба Народов» за лучший роман. А я считаю, что Анна Маркина достойна большего. Это стоящая, сильная вещь, над которой автор работала семь лет, и идеальный пример того, что современная российская проза способна удивлять, обезоруживать, заставлять судорожно перелистывать страницы, отмечать поразившие мысли/цитаты и не спать до поздней ночи, ибо оторваться невозможно!
Канал «БиблиоЮлия»
[Роман] о том, как сложен психический мир человека, как тонок и уязвим, как хрупок и ненадёжен. Недаром же эпиграфом книги взята цитата из виртуозно сплетённой, ажурной книги Саши Соколова «Школа для дураков». Именно с эпиграфа и начнётся наше погружение в сложносочинённый мир некрополиста Николая Ивановича Зелёнкина, и, по мере вхождения в него, текст книги будет утрачивать знаки препинания и привычную связность, даже больше — связь с внешним миром.
Это история маньяка, но необычно вывернутого — такого, знаете, маньяка наизнанку: не убивающего, а воскрешающего. История человека, который именно из большой любви и сострадания преступает законы не государства даже, а Божьего мира, законы жизни и смерти. Основана она на реальных событиях.
Юлия Комарова, рецензия
Stefanos
«Кукольня» А. Маркиной запечатлела разноликие картины сегодняшнего дня и недавнего прошлого в жанровых координатах социально-психологического романа, детектива, антиутопии. «Заочно живущий» центральный персонаж — интеллектуал и мыслитель, внешне не порывая с доведенными до автоматизма профессиональными и бытовыми функциями, замыкается в отчужденное от среды существование и предстает радикальным утопистом. Он бросает вызов враждебным человечеству мировым стихиям и собственной ущемленности, пытается упразднить законы времени и телесного естества, в отдельно взятой комнате конструирует суверенную действительность, в которой помимо его воли все очевиднее проступает гротесковый образ современности.
Ничипоров Илья Борисович, научная статья
«Урал»
Казалось бы, в литературе все уже открыто и все жанры испробованы. Но автор «Кукольни» уверенно доказывает, что это не так, заставляя читателя сначала выйти из зоны комфорта, потом удивиться, а после и восхититься. От осознания того факта, что в настоящем творчестве нет допустимых пределов. Это территория поиска и свободы и волшебный фонарь, «высвечивающий» даже низменные стороны жизни в каком-то особом, романтически-причудливом свете. Это не так уж и трудно для талантливого прозаика. Особенно если прозаик — еще и поэт.
Елена Севрюгина, рецензия
«Вопросы литературы»
Роман отлично написан! Автор умеет и создавать сюжет, и рисовать характеры. Повествование ведется по очереди от имени одного из персонажей, и каждый из них изъясняется собственным языком. Особенно впечатляют главы, написанные от лица маньяка: его речь передана то потоком создания, а то и вовсе — гекзаметром. Подобные шутки не могут не напомнить об «Улиссе» Дж. Джойса, но «Кукольня» читается не в пример легче «Улисса».
Сергей Баталов, статья
НГ EX LIBRIS:
Стоит отметить разноплановость языка, Анна Маркина использует и прямое авторское повествование, и высказывание от лица героев, есть страницы, где текст, словно забыв о том, что должен быть прозой, становится чистой поэзией. И все это создает прочную структурную композицию книги, задавая верное течение сюжетной линии.
Светлана Хромова, рецензия
«Учительская Газета»: Интервью с Анной Маркиной
«Год Литературы»:
«Кукольня» основана на громком и всамделишном уголовном деле. Непутевая студентка Юля Метелькова попадает на дополнительные занятия к своему странноватому университетскому преподавателю. Он увлекается кладбищами, историей русской куклы и изучением древних культур. Все это сперва выглядит безобидно — но ровно до тех пор, пока не открывается изнанка этих его увлечений. Впрочем, «Кукольня» — нетипичный триллер. В первую очередь это изящно рассказанная история человеческой трагедии — сюжетное повествование перемежается у Маркиной ритмической прозой, расшифровками оперативной съемки, гекзаметрами и даже центоном из строчек музыкальных хитов.
