ЕГЭ: древнерусская литература – изучение древнерусской литературы в рамках обязательной программы ЕГЭ сводится к анализу всего лишь одного произведения. Это «Слово о полку Игореве». Однако прежде, чем переходить к его разбору, необходимо изучить историческую и языковую ситуацию, в которой “Слово…” могло появиться на свет. То есть необходимо иметь представление о древнерусской литературе в целом. А точнее – о ее возникновении и создании письменного языка на Руси, о ее специфике, периодизации, жанрах и произведениях.

ЕГЭ: древнерусская литература временные рамки

 

Период существования древнерусской литературы – с XI по XVII века

Создание письменности

Начинать подготовку к ЕГЭ по литературе следует с прояснения вопроса «Откуда есть пошла литература русская»?

Национальная литература не могла начаться без письменности. Поэтому именно создание славянской азбуки можно считать первым ключевым событием на этапе развития древнерусской литературы.

Азбука была придумана в 862г. братьями Кириллом и Мефодием, приехавшими в Моравию (территория современной Центральной Европы) из Византии для создания письменности по просьбе местного князя Ростислава. Это позволяло вести богослужения не на греческом, а на местном языке и переводить богослужебные книги. То есть развитие письменного языка было связано с развитием христианства.

Обратите внимание, что славянский письменный язык формировался в Центральной Европе и только с течением времени был впитан жителями древней Руси, которые уже имели к тому моменту устный язык со своими особенностями. Этот письменный (или старославянский, церковнославянский) язык фактически наложился на устный язык, создав ситуацию двуязычия. Дело в том, что старославянский язык отображал особенности южнославянского диалекта. Южнославянские языки – это целая языковая группа (болгары, македоняне, хорваты, сербы и т.д.). А устный древнерусский язык относится к языковой группе восточных славян (русские, украинцы, белорусы). Поэтому письменный язык частично отличался от устного. С этим связаны, например, сохранившиеся в современном русском языке чередования типа «город-град», «золото-злато», где полногласие – это древнерусский вариант функционирования корня, а «град» – «злато» – старославянский. Хотя, разумеется, эти два языка взаимопроникали.

Существовала ли на Древней Руси письменность до 862 г.?

Отдельные исследователи, считают, что письменность до Кирилла и Мефодия существовала, т.к. есть косвенные упоминания об этом в ряде исторических памятников, при этом трактовка этих памятников неоднозначна. Но ни одного источника с примером такой письменности не найдено. Поэтому большинство ученых считают: нет, не существовала.

Кириллица и глаголица

Многие слышали, что раньше было два алфавита: кириллица и глаголица. Тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас называется кириллицей. Но дело в том, что в Древней Руси какое-то время параллельно в употреблении было сразу два алфавита. Считается, что один из них создал сам Кирилл. А второй – его ученики. Наиболее распространенная версия: Кирилл создал глаголицу, а уже потом была придумана кириллица, которая появилась позже, но распространилась быстрее и постепенно вытеснила глаголицу. Подтверждением такой теории служит то, что нам известны памятники письменности (палимпсесты), в которых первым слоем писали глаголицей, а вторым кириллицей (бумагу экономили, писали по счищенным слоям), но неизвестно такого, чтобы глаголицей писали по кириллице. Т.е. глаголица, вероятно, появилась раньше.

Тогда почему же мы датируем начало древнерусской литературы XI веком, если письменность появилась уже в IX в.?

Во-первых, литературных памятников более раннего времени не сохранилось.

Древнейшими русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X в. Однако их подлинники не сохранились, они известны только в списках. Известна также Гнёздовская надпись начала X в. – надпись на глиняном кувшине. Но все это не является литературными произведениями.

Во-вторых, проникновение письменности на Русь произошло не за один день, для этого понадобилось время. И основной толчок, способствовавший развитию литературы, связан с принятием христианства в 988 г.

А вот литературные памятники XI нам известны. Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Остромирово Евангелие» и др. 

 

Переходное время

В XVI веке можно выделить, например, следующие важные для литературы события. Это составление «Великих Четьи-миней» – свода оригинальных и переводных памятников из 12 книг, где тексты были расположены по месяцам и дням. В это время жил Максим Грек, писатель, переводчик и религиозный мыслитель. Уникальными литературными памятниками являются переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского и «Домострой» Сильвестра. Естественно, важной вехой явилось изобретение книгопечатания (Иван Федоров «Апостол» 1564г.)

XVII век считается переходным временем, когда зарождалась новая литература. Это происходило под влиянием устного народного творчества. Развивалась историческая и бытовая повесть, сатира, возникал театр, зарождалась русская драматургия. В круг чтения входила переводная литература: романы, рыцарские повести, любовные приключения, забавные новеллы, анекдоты. Расцветала народная поэзия. Происходил переход к новым стилистическим нормам. Авторы начали уделять внимание индивидуальным особенностям жизни, даже в житиях. Церковно-славянский язык соединялся, перемешивался с живым просторечием. С именем Симеона Полоцкого связано развитие книжной поэзии, назидательной комедии, написанной стихами и прозой.

 

ЕГЭ: древнерусская литература – особенности, специфика

 

Естественно, что некоторые жанровые черты литература переняла у Запада, в частности Византии, но формировалась она с опорой на русский фольклор, особенности быта и запросы общества. Особенности древнерусской литературы это:

  • Религиозный характер

Естественно, что средневековая литература (XI – XVII вв.) была основным хранилищем и источником религиозных и исторических знаний, часто носила воспитательный характер или пересказывала важные события. Она создавалась людьми воцерковленными и хранилась в монастырях. Постепенно начали появляться и светские произведения, но их было меньше.

  • Литература носила рукописный характер, что вело к вариативности, неустойчивости текстов

До изобретения книгопечатания произведения переписывались вручную. Тексты часто содержались в сборниках. Бумагу экономили, все писали сплошным текстом, без пробелов. Люди, которые переписывали (копировали) источники, могли что-то не разобрать, исправить, допустить ошибку – все это вело к изменению памятников, если они переписывались несколько раз, а также наличию «тёмных мест», т.е. непонятных фрагментов.

  • Безличность (имперсональность)

Это не значит, что у всякого произведения был неизвестен автор. Это значит, что автор на ранних этапах развития древнерусской литературы не осознавал себя в качестве автора. Он выполнял роль «проводника». Его задача была фиксировать факты. Если сейчас искусство зачастую понимается как умение выразить индивидуальность, то раньше автор не стремился выпячивать себя. Мышление православного книжника было сосредоточено на решении задачи о спасении собственной души и души читателя.

  • Историзм, монументализм, ретроспективность

Раз автор мыслил себя только проводником высшего смысла и божественной воли, то он не мог допустить вымысла. Соответственно многие произведения исходили из стремления писателя вписать и осмыслить жизнь человека или отдельного народа в общечеловеческую историю. То есть невозможна была фиксация на крохотных бытовых частных проявлениях. Важно было осмыслить полотно жизни в целом. Именно поэтому автор древнерусского произведения часто обладал особым ощущением времени, особенно чутко чувствовал связь времен, хотя сами причинно-следственные связи между событиями могут сегодняшнему читателю показаться потерянными на фоне общей картины.

  • Произведения не выделялись, как отдельный вид творчества

Литература была неразрывно связана с религией, наукой, философией.

 

ЕГЭ: древнерусская литература – жанры и примеры произведений

Повесть

Повесть (или сказание) – это рассказ о событиях. Повесть могла быть воинской, сатирической или бытовой.

Примеры произведений: «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина», «Сказание о Дракуле воеводе», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Летопись (хроника)

Запись исторических событий по годам.

Пример произведения: «Повесть временных лет».

Житие

Произведение, рассказывающее о жизни святого или святых, строящееся по определенным канонам (от рождения и до смерти героя), являющееся образцом нравственного пути, благочестивой жизни, чудес и прославления.

Примеры произведений: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».

Поучение

Поучения давали образцы поведения для древнерусского человека.

Пример произведения: «Поучение Владимира Мономаха» (входит в состав «Повести Временных лет» – 1096г.).

Слово

Слово можно приравнять к речи, но необязательно рассчитанной на произнесение перед аудиторией. Тем не менее, черты слова как речи – это красноречие, стилистическая изысканность, нетрадиционные (лирические) отступления, необязательность хронологии, обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Однако, произведения в этом жанре могли сильно отличаться друг от друга. 

Примеры произведений: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Хождение

Рассказ о путешествии.

Примеры произведений: «Хождение игумена Даниила», «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

 

В следующей части урока по подготовке к ЕГЭ по литературе перейдем к анализу “Слова о полку Игореве“.

Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе