Егор Фетисов // Ковчег

Егор Фетисов / Ковчег. – Москва: Время, 2018. – 224 с. (Серия “Самое время!”)

Сон – это такой жанр, где каждое лыко – в строку. Одних только сюжетных ходов и выходов можно набросать десятки, а каких персонажей ввести и грациозно вывести – загляденье! Сон – лучший друг рассказчика, на сон легко списываются любые несуразицы и нестыковки, временные и пространственные провалы, сюжетные тупики и тривиальная авторская забывчивость. Вот только при всех его достоинствах, есть у него один, но весьма крупный недостаток: нет ничего более скучного, чем слушать чужие сны. Рассказать сон так, чтобы твой собеседник не заснул – вот истинная проверка для прозаика. И надо сказать, Егору Фетисову в его «Ковчеге» это по-настоящему удалось. По крайней мере, мне, зачитывавшей в своей время до дыр все попадающиеся под руку по истории Серебряного века, скучно в его романе-сне не было ни секунды.

Главный герой «Ковчега» художник Матвей, счастливо (как кажется) женатый, скоро станет отцом. Жена Матвея Ксения – молодой врач, всячески поддерживает мужа, а вот тесть скорее бы предпочел выбрать дочери в мужья брата-близнеца Матвея Илью – ученого-генетика, гораздо тверже стоящего на ногах, чем зять-художник, витающий в облаках. Тесть и устраивает Матвея на работу в ремонтируемый цирк Чинизелли, который на поверку оказывается не совсем цирком, а работающей под прикрытием лабораторий, где творятся дела туманные и странные. На Петербург тем временем обрушивается настоящий библейский потоп – нескончаемый дождь, кажется, напрочь пропитал страницы этого романа. В довершении всего город закрывают из-за эпидемии страшного вируса а-ля испанка, жена рожает Матвею дочку, но Матвей это событие пропускает, болтаясь между мирами – реальным Петербургом начала 21-го века, где ему приходится выпутываться из авантюрно-детективных разборок, и Петербургом (а потом и Петроградом) начала века 20-го. Измененное сознание героя (в первый раз он тривиально напивается, во второй – получает удар по голове, а на третий – отправляется в прошлое по доброй воле – под гипнозом) забрасывает его сначала в легендарную «Бродячую собаку», а потом заставляет метаться по военному Петрограду с миссией спасения для потомков пропавших в годы революции знаменитых «свиных книг» – фолиантов в свиной коже, своеобразных «бортовых журналов» «Бродячей собаки» с автографами и бесценными почеркушками нынешних легенд века Серебряного. И надо сказать страницы, посвященные «Собаке», Фетисову удались очень неплохо. Разумеется, в силу объективных причин сказать, передал ли автор атмосферу места, не сможет ни один современный читатель, но эту атмосферу ему удалось воссоздать, на мой взгляд, весьма удачно.

Из рецензии на книгу Наты Сучковой, члена большого жюри премии «Национальный бестселлер»

Михаил Квадратов
Михаил Квадратов родился в 1962 году в городе Сарапуле (УАССР). В 1985 году закончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат физико-математических наук. Проживает в Москве. Публиковался в журналах «Знамя», «Волга», «Новый Берег», «Новый мир», «Homo Legens». Автор поэтических книг «делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016). Победитель поэтической премии «Живая вода» (2008). Финалист Григорьевской поэтической премии (2012). Автор романа «Гномья яма» (2013). Рукопись сборника рассказов «Синдром Линнея» номинирована на премию «Национальный бестселлер» (2018).