Костюков Леонид. Великая страна. М.: Пушкинская библиотека, 2002.
Романная фабула закручена до предела: бизнесмен Давид Гуренко, русский еврей приезжает отдохнуть на Багамы, из дурацкого любопытства, “ради острых ощущений” делает операцию по перемене пола, превращается из Давида в Дэйлу…
Дальнейшее составлено из киношных штампов: Мэгги приглашают работать в ФБР, она живет в Нью-Йорке, где на каждом шагу попадаются проститутки и наркоманы, где в лифтах прячутся маньяки, где толстые мафиози-итальянцы ездят в шикарных “Мерседесах”, а по стенам небоскребов ползают грабители в масках. Затем повествование переезжает из пространства боевика в фильм о психологических проблемах среднего американца, затем — в мистический триллер, Мэгги оказывается в американской глубинке и становится свидетелем схватки сил света и тьмы. При этом Костюков пародирует не столько собственно продукцию Голливуда, сколько наши представления об Америке, сложившиеся под влиянием этой продукции. Роман тонко-тонко балансирует между “вот, что они нам показывают” и “вот, что мы о них думаем”. И следует всегда помнить, что перед нами не Америка и американцы, и даже не Америка и американцы глазами воротил шоу-бизнеса, перед нами Америка и американцы как они привиделись во сне среднему российскому кинозрителю.
Получается очень смешно…
Из рецензии Андрея Урицкого в журнале Дружба Народов, номер 1, 2002