На фестивале им. М. Анищенко этой осенью я наблюдала слэм среди участников семинаров для молодых писателей. Победителей выбирали зрители большинством голосов. Я пришла поболеть за друзей и своих семинаристов. А в итоге во всех турах голосовала за Диану Никифорову, хотя были на сцене и авторы, давно любимые и знакомые. Стихи Дианы держались на соединении жесткости, непосредственности и простоты, которая не так уж проста, как это может показаться на слух. И взмывали ее стихи заметно выше всего, что звучало рядом. Эти стихи не только энергично и драматично передают личный опыт, но и странным образом отвечают за жизнь вокруг: «уплыли вдаль трамвай, алкаш, моя вина./ остался только снег. холодная страна». Они тянутся к поискам формы на стыке как будто противоположных направлений — слэмового звучания и актуальных практик. А еще они свободные, и в этой свободе чувствуется сильный характер.
Анна Маркина
Диана Никифорова родилась в 1993 году в Раменском. Поэтесса, писательница, филолог, исполнительница в жанре spoken word. Финалистка Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест». Номинация журнала «Сноб» на премию «Сделано в России» за музыкально-поэтический сборник «помнить забывать» (2023). Публиковалась в журналах «Интерпоэзия», «Прочтение», «полутона», «Точка зрения». Автор поэтического сборника «Это то» (2022).
.
Диана Никифорова // умри ненадолго
.
Обряд
если слова повторять, то они превращаются в чудо,
в беспилотник, в холодное лето двадцать третьего года.
не пой мне про тёмную ночь. не пиши мне доброе утро.
посмотри, как в кроватке спит пленная наша свобода.
если слова повторять, то они превращаются в силу.
ищешь, кем стать, чтоб быть вечным. этот образ — могила.
с каждым днём я всё больше ум.
с каждым днём я всё больше мир.
с каждым днём я всё больше ю.
я умираю, милый.
*
сначала я думала, что умру в девятнадцать,
потом в двадцать семь.
а потом и в тридцать.
я ложилась в винтажный гробик,
как диснеевская принцесса,
и засыпала, чтобы выспаться наконец-то
и снова родиться.
если хочется умереть,
то умри ненадолго.
волчью ягоду съешь и скажи:
волки-волки, зоркие оки.
жизнь — это весело ненадолго, но всё же
жизнь — это грустно ненадолго тоже.
*
первый мужчина,
которому я открылась,
не был нашим.
он был чужим.
я боялась: скины
забьют его цепью.
боялась: черноглазые
его околдуют.
боялась: волосы
побелеют от снега.
боялась: папа
от меня откажется.
(но когда он увидел
его улыбку.
когда он пожал
его горячую руку,
он сказал, мне: о дочь,
я что-то понял).
а ещё я боялась,
что синее небо,
это синее-синее
решит всё за нас.
и именно небо,
оно и решило.
закатился восток.
мой восток погас.
.
Родина
ну что такое родина. уют
убогий. поезда в ночи поют.
диван-кровать. там тело (это ты).
под трек соседский пляшут комары.
и мама вдруг целует перед сном,
сама не зная, ЧТО произошло.
и книги, книги (толку с этих книг).
и в нижнем ящике трагический дневник.
деревья любопытные в окне.
беременные строчки в подоле.
неугомонный батя в семь утра:
в лесу грибов, сказали, дохера.
на кухне — орки. органичный ор.
один ушёл. скрипучий коридор.
яичница и чёрный хлеб.
давай добавки? умоляю, нет.
добавка на тарелке нло.
пугающий домашний телефон
алло
.
Сон Витали
в трамвае алкаш валится мне на плечо.
вроде бы я перед ним не виновна ни в чём,
но пускай полежит (до моей ещё пять минут).
поэтессы — не суки, плохие — не пьют.
*
о только не она о только бы не мама
стоящая в реке в цветастом сарафане
я к ней плыву и пью огромными глотками
студёную и чистую зовет меня «виталя»
и я нащупав ил молчу мочусь прям в воду
машу большому белому и злому пароходу
а мама вдруг ныряет и за ноги хватает
«виталя семь часов пора вставать виталя»
*
я вышла на своей. ругнув себя, как мамка:
какого хера ты в такой мороз без шапки!
уплыли вдаль трамвай, алкаш, моя вина.
остался только снег. холодная страна.
.
Ветка
все лучшие стихи написаны не мной.
и всё, что мне осталось, быть кривой
любимой веточкой в твоём окне,
которая чернеет при дожде.
которую однажды срубят, но
пока она перерастает дом
и осыпает крышу по весне.
— от тяжести провалится!
— да не.
отсюда видно годы наперёд,
я вижу смерть, она уже идёт.
и я могла бы захлестать её,
по-веточьи нарушив бытиё.
но не хочу.
ты весь во мне, как в снеге,
как в снегу.
я буду для тебя цвести,
пока могу
.