Спортивная драма — универсальный киножанр, который притягивает к экранам зрителей всех возрастов, позволяя заглянуть в соревновательное закулисье, лучше узнать судьбы легендарных чемпионов и от души поболеть за персонажей во время просмотра. О ярких жанровых фильмах разных лет, достойных внимания, — наш рассказ.
Вертикаль
Год выхода: 1966
Рейтинг: 0+
«Мы говорим с вами на разных языках» — так один из главных героев фильма, опытный альпинист, подводит черту в разговоре с далеким от восхождений человеком на тему «Зачем вы вообще идете в горы?»
«Вертикаль» — фильм, пропитанный романтикой высоты, воспеванием мужественных людей и памятью о недавней войне, а еще хранящий неповторимый дух эпохи 60-х — хрущевской «оттепели».
Несмотря на более чем полувековой возраст, лента очень красива — черно-белая картинка переносит на Кавказ с лежащими на горных пиках облаками. История об альпинистах, мечтающих взойти на никем не покоренную вершину, имеет особую остроту: один из них скрывает от товарищей неблагоприятный прогноз погоды, узнав о котором, они могут отказаться от цели.
Во время съемок актеры несколько месяцев проходили в Приэльбрусье подготовку, позволяющую им находиться в кадре без дублеров. Общение с профессиональными альпинистами и участие съемочной группы в спасательной операции, когда поблизости погиб спортсмен ЦСКА, позволило им не только прочувствовать труд покорителей гор, но и достойно перенести его на экран.
Яркой особенностью «Вертикали», сделавшей ее культовым фильмом, стало участие Владимира Высоцкого. Он сыграл одну из главных ролей и написал для ленты ряд песен: «Вершина», «Песня о друге», «Прощание с горами». Можно даже сказать, что «Вертикаль» стала своеобразной визитной карточкой Высоцкого в советской культуре — он был официально признан как актер театра и кино и поэт-песенник.
Рокки
Год выхода: 1976
Рейтинг: 16+
Нет ничего хорошего в том, чтобы жить без мечты и перспектив. Посредственный боксер Рокки Бальбоа, выбирающий между бедностью и нищетой, ведет полукриминальный образ жизни в американском захолустье, а вечерами посещает тренировки по боксу. Казалось бы, в его жизни нет позитива, кроме скромной девушки, за которой он ухаживает, и спортивного честолюбия. Но именно оно мотивирует его, помогая подняться выше своих проблем и остаться порядочным человеком.
Рокки получает возможность заявить о себе — титулованный боксер решает провести бой с местной «звездой» и останавливает выбор на Бальбоа, видя в нем хоть и не прямого конкурента, но соперника, достаточного, чтобы «попотеть». Рокки подходит к бою со всей серьезностью, готовится и бьется очень достойно, хотя в итоге победу не одерживает — чудес не бывает. Впрочем, есть куда стремиться.
Фильм стал событием в истории американского кинематографа, первооткрывателем жанра боксерской спортивной драмы и прославил Сильвестра Сталлоне как многообещающего сценариста и актера. А Билл Конти написал отличные мелодии, которые и поныне вдохновляют последователей Рокки на пути к спортивной мечте.
Интересно, что в портрете героя угадываются черты биографии создателя. Например, прозвище Итальянский жеребец — ироничная отсылка к прошлому Сталлоне, который снялся в одноименном фильме для взрослых, но не любит об этом вспоминать.
Легенда № 17
Год выхода: 2012
Рейтинг: 6+
В СССР не только успешно занимались спортом, ставили рекорды и вершили мировую историю, но и болели за своих — да так искренне и истово, что сейчас подобное единение кажется невероятным.
Поколение, рожденное до 1970-х, хорошо помнит трансляции хоккейных матчей, когда улицы реально пустели — люди собирались возле телеэкранов, и целые кварталы взрывались криками «Гол!» и «Шайбу!»
«Легенда № 17» стала попыткой вернуться в то время, показать, как тогда играли и болели, через призму судьбы действительно легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова и, конечно, знаменитого матча Суперсерии с канадцами из НХЛ.
После премьеры и без того популярный Данила Козловский сразу стал неоспоримой звездой. Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова в своем традиционном стиле переигрывал, но при этом был странно уместен. Исторические факты хоть и были перетасованы в угоду сценарию, но в разумных пределах. В общем, все срослось успешно, и скроенный по всем лекалам добротной спортивной драмы фильм стал кассовым хитом и катализатором появления зашкаливающего количества отечественных кинопродуктов о спорте.
Правда, схожего успеха достигло лишь «Движение вверх» — сделанное технически безупречно, но еще более вольно обходящееся с биографиями прототипов. Иные попытки создать идеальный спортивный блокбастер зарабатывали все меньше и меньше, и «Легенда» до сих пор остается главным спортивным отечественным фильмом XXI века.
Тоня против всех
Год выхода: 2017
Рейтинг: 18+
Фигурное катание — зрелищный и изящный вид спорта: соревнования и трансляции привлекают болельщиков и зрителей, а успешные спортсмены и спортсменки всегда в центре внимания. Но есть и обратная сторона — изнурительные тренировки, травмы, проблемы со здоровьем.
Тоня Хардинг — американская фигуристка, впервые исполнившая на международных соревнованиях сложнейший прием «два тройных акселя». За триумфом стоит тяжелое детство, ужасные отношения с матерью, ранний неудачный брак и проблемы из-за сложного характера, постоянные придирки судей и коллег за маргинальность на льду и в быту, которые в конечном счете толкают ее на преступление, ставящее крест на спортивной карьере.
Достоинство фильма — выдающаяся актерская работа Марго Робби (пожалуй, лучшая ее роль), доказавшей, что красивой женщине для признания помимо природных внешних данных нужна внутренняя сила, которой так не достает ее героине.
«Тоня против всех» — яркое свидетельство того, что спорт высших достижений — это не секция для гармоничного духовного и физического развития, а тяжелейший труд, требующий положить свою жизнь с самого детства на борьбу за титулы, которые никто не гарантирует.
Ford против Ferrari
Год выхода: 2019
Рейтинг: 16+
Просмотр этой скоростной ленты доставит удовольствие даже зрителю, далекому от мира гоночных трас и болидов. И дело даже не в уверенной режиссуре Джеймса Мэнголда, и не в драматичных реальных событиях, положенных в основу сценария, а в актерском дуэте Мэтта Деймона и Кристиана Бэйла. Причем играют они отнюдь не Форда и Феррари, а автоконструктора Кэррола Шэлби и гонщика Кена Майлза.
Дружба этих непохожих, разнотемпераментных людей — и движущая сила, и сердце фильма, который с одинаковым умением демонстрирует и полные накала нервных клеток соревнования, и соперничество совсем иное — производственно-деловое, обусловленное стремлением к совершенству… и к лучшим продажам.
Крупные автоконцерны Ford и Ferrari переживают не самые простые времена и отчаянно состязаются за лидерство на рынке. Каждому нужен мощный козырь, который не сможет побить конкурент. О создании именно такой гоночной машины мечты с юмором и драматизмом поровну и ведется рассказ.
«Оскар» за лучший фильм лента не получила, ограничившись номинацией, но пару золотых статуэток за лучший монтаж и лучший монтаж звука отхватила справедливо. Визг шин, ощущение бешеной скорости, эмоции на лицах размахивающих флагами болельщиков — при просмотре будто сам оказываешься на трибуне и переживаешь за героев, как за родных. А не за такими ли сильными, переворачивающими душу переживаниями мы и отправляемся на кинопросмотр?
Один вдох
Год выхода: 2020
Рейтинг: 12+
Марина Гордеева, уставшая от жизненных неудач, в 40 лет находит для себя оригинальное, но весьма опасное увлечение — фридайвинг (погружение в морские пучины без акваланга). Помогает и ранний, довольно серьезный опыт соревнований по плаванию, и отличная физическая форма, и загадочный тренер, умеющий, кажется, заглядывать куда-то за грань обычного мира и не чурающийся самых жестких мотивационных приемов.
Соревнование за соревнованием, одна глубина за другой, и вот уже Марина получает известность в профессиональной среде (не столь уж обширной) и, не обращая внимания ни на свой возраст, ни на серьезный риск, пытается стать лучшей среди лучших.
У главной героини был реальный прототип — чемпионка мира по фридайвингу Наталья Молчанова, и в финале «Одного вдоха» можно увидеть документальные кадры с ней. Действительно, уникальный случай, когда человек в весьма сомнительном для занятий столь экстремальным спортом возрасте не просто достигает успеха — остается в истории.
Неоспоримое достоинство фильма — подводные съемки, за которые отвечали французские фридайверы-рекордсмены — семейная пара Жюли Готье и Гийома Нери. Снято просто потрясающе — дух захватывает от красоты, и в то же время остро ощущаешь нехватку воздуха на большой глубине, будто погрузился туда сам.
Те, кто знал Наталью Молчанову лично, киноверсией ее судьбы остались недовольны. Впрочем, создатели на документальность не претендовали: даже изменили имя героини. Тем не менее, как жанровый образец «Один вдох» заслуживает интереса и просмотра — в конце концов наши кинематографисты крайне редко обращаются к подводной тематике.
Сергей Лёвин, Дмитрий Носков
Дмитрий Носков — родился в 1988 году в Анапе. По профессии экономист, в 2010 году окончил Военную финансово-экономическую академию. С 13 лет пишет заметки, статьи, рецензии. Лауреат конкурса «Вдохновение» (Анапа). Увлекается историей России и стендапом, пробует себя как киносценарист. Живет в Москве.
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист. Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова». Живет в Анапе.